Тормозной привод транспортного средства
Изобретение относится к тормозным системам прицепных транспортных средств. Цель изобретения - повышение быстродействия. Привод снабжен пневмоэлектрическим реле 33 и чувствительным к скорости потока воздуха элементом 10, жестко связанным с корпусом 9. В элементе 10 выполнены два канала 36 и 37, сообщающиеся соответственно с полостями над плоской 29 и под выпуклой 30 поверхностями элемента 10. Реле 33 электрически соединено с обмоткой клапана 19. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
„„Я0„„1533921
А1 (50 5 В 60 Т 15 42
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
29 10 39,77
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГННТ СССР (21) 4382890/31-11 (22) 22.02.88 (46) 07.01.90. Бюл. № 1 (71) Белорусский политехнический институт (72) П. P. Бартош (SU) и Нгуен Ван
Банг (HU) (53) 629.113-59 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1204436, кл. В 60 Т 15/42, 1984. (54) ТОРМОЗНОЙ ПРИВОД ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к тормозным системам прицепных транспортных средств.
Цель изобретения — повышение быстродействия. Привод снабжен пневмоэлектрическим реле 33 и чувствительным к скорости потока воздуха элементом 10, жестко связанным с корпусом 9. В элементе 10 выполнены два канала 36 и 37, сообщающиеся соответственно с полостями над плоской 29 и под выпуклой 30 поверхностями элемента
10. Реле 33 электрически соединено с обмоткой клапана !9. 1 ил.
1533921
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к тормозным приводам прицепов автомобилей и тракторов.
Целью изобретения является повышение быстродействи я.
На чертеже изображена принципиальная схема тормозного привода транспортного средства.
Тормозной привод содержит соединительные головки 1 и 2, управляющую и питающую магистрали 3 и 4, обратный клапан 5, соединенный с магистралью 3, управляющей полостью 6 клапана 7 быстрого оттормаживания и входом 8 в корпус 9 чувствительного к скорости потока воздуха элемента
10, жестко соединенного с корпусом 9 кронштейном 11, воздухораспределитель 12, управляющая полость 13 которого через трубопровод 14 соединена с выходом 15 из корпуса 9 и через трубопроводы 16 и 17 с выходом клапана 18 электромагнитного ускорительного клапана 19 и клапаном 7. Ресивер 20 прицепа сообщается через трубопровод 21 и обратный клапан 22 воздухораспределителя 12 с питак>щей магистралью
4 и через трубопровод 23 с воздухораспределителем 12. Тормозные камеры 24 прицепа соединены через трубопроводы 25 — 27 с клапаном 28 воздухораспределителя 12. Чувствительный элемент 10 выполнен обтекаемым по форме (например, поперечное сечение его может иметь форму, подобную поперечному сечению крыла самолета) и имеет плоскую верхнюю 29 и выпуклую 30 нижнюю поверхности. Элемент 10 наклонен к кронштейну 11 под угло м А„способствующи м получению большей разности давлений в полостях над и под чувствительным элементом 10 при обтекании воздуха вокруг последнего. Левая 31 и правая 32 рабочие полости пневмозлектрического реле ЗЗ соединяются через трубопроводы 34 и 35 соответственно с каналами 36 и 37 в элементе
10, сообщающимися с полостями 38 и 39 соответственно под выпуклой 30 и над плоской 29 поверхностями элемента 10, а электрические контакты 40 реле 33 через электропроводы 41 и 42 соединяются соответственно с бортовым истчником 43 электрического тока и электромагнитом 44 клапана 19. Гибкая диафрагма 45 реле 33 имеет токопроводящий жесткий центр 46, который связан с изолятором 47, подпружиненным пружиной 48. Ресивер 20 сообщается через трубопровод 49 с клапаном 19.
Г!ривод работает следую.цим образом.
В статическом положении, когда водитель не нажимает на тормозную педаль. сжатый воздух через соединительную головку 2, магистраль 4 подводится к воздухораспределителю 12 прицепа и через обрат- у ный клапан 22 и трубопровод 21 к ресиверу 20.
Полость 6 клапана 7 через магистраль 3, соединительную головку и тормозной кран (не показан) сообщается с атмосферой.
Клапан 7 находится в выключенном положении. Внутренняя полость корпуса 9 через трубопровод 14, управляющую полость 13, трубопроводы 16 и 17 и клапан 7 сообщается с атмосферой, поэтому воздухораспределитель 12 и реле 33 выключены, т.е. контакты
40 реле 33 разомкнуты. Тормозные камеры
24 через трубопроводы 25 — 27 и клапан 28 воздухораспределителя 12 также сообщаются с атмосферой, поэтому тормоза прицепа находятся в расторможенном состоянии.
При торможении, когда водитель нажимает на тормозную педаль, сжатый воздух из тормозного крана через соединительную головку 1, управляющую магистраль 3 подается в управляющую полость 6 клапана 7, который включается и разобщает трубопровод 17 с атмосферой. Кроме того, сжатый воздух поступает через обратный клапан 5, внутреннюю полость корпуса 9 и трубопровод 14 в управляющую полость 13 воздухораспределителя 2. Так как сжатый воздух, проходя через внутреннюю полость корпуса 9, обтекает поверхность элемента 10 и проходит различные расстояния над элементом 10 и под ним за одно и то же время (из-за выпуклости поверхности 30 элемента 10 и наклона его к кронштейну 11 под углом А), то создаются разные по величине давления, действующие на нижнюю 30 и верхнюю 29 поверхности элемента 10 (подобно разности давлений, действующих при движении самолета на его крыло), т.е. давление в Канале
37 и полости 39 имеет большую величину, чем давление в канале 36 и полости 31. Поэтому жесткий центр 46 диафрагмы 45 леремещается влево, и через контакты 40 источник 43 электроэнергии подключается к электромагниту 44 клапана 18 Последний включается, и сжатый воздух из ресивера
20 через трубопровод 49, клапан 19, трубопровод 16 подается в управляющую полость
13 воздухораспределителя 12. Полость 13 в этом случае заполняется воздухом, поступающим из трубопроводов 14 и 16, поэтому происходит интенсивное включение воздухораспределителя !2 и, следовательно, сжатый воздух через клапан 28, трубопроводы 27—
26 интенсивно подается в тормозные камеры 24 прицепа, обеспечивая его торможение. При этом клапан 19 может располагаться на любом расстоянии .от корпуса 9 и реле 33 (например, рядом с воздухораспределителем 12), так как электрический сигнал от реле 33 мгновенно передается через электроцепь на электромагнит 44 клапана !9. Величина разности давлений над и под элементом 10 зависит от скорости потока воздуха внутри управляющей магистрали 3, а следовательно, и во внутренней полости корпуса 9, т.е. чем больше скорость, тем большая разность давлений возникает на чувствительном к скорости элементе 10. Таким образом, если давление воздуха в полости 13 меньше давления
1533921
Составитель С.Макаров
Редактор Н. Рогулич Техред И. Верее Корректор Н. Король
Заказ 15 Тираж 407 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
1!3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4!5
Производственно-издательский комбинат «Патент», r. Ужгород. ул. Гагарина, !01 воздуха в управляющей магистрали 3, то имеет место обтекание воздухом элемента
10, а следовательно, и возникновение разности давлений на последнем. Как только давления в полости 13 и магистрали 3 выравниваются, течение воздуха прекращается, и реле 33 выключается. Контакты
40 отключают источник электроэнергии 43 от электромагнита 44, т.е. прекращается дополнительная подача сжатого воздуха через магистраль 16 в полость 13 воздухораспределителя 12. Таким образом, обеспечивается высокое быстродействие и следящее действие всей тормозной системы.
При оттормаживании сжатый воздух из полости 6 через магистраль 3, соединительную головку 1 и тормозной кран тягача (не показан) выходит в атмосферу, клапан
7 выкл ючаетс я, и сжатый воздух из п олости корпуса 9 и полости 13 через трубопроводы 16 и 17 и клапан 7 (по сравнительно короткому пути) выходит в атмосферу, обеспечивая ускоренное срабатывание воздухораспределителя 12, а сжатый воздух из тормозных камер 24 через трубопроводы
25 — 27 и клапан 28 также выходит в атмосферу, обеспечивая растормаживание прицепа.
Формула изобретения
Тормозной привод транспортного средства, содержащий магистрали питания и управления, ресивер, подключенный посредством воздухораспределителя к магистрали питания и тормозным камерам, обратный клапан в магистрали управления, клапан быст5 рого оттормаживания, связывающий управляющую полость воздухораспределителя, подключенную к управляющей магистрали, с атмосферой, при этом управляющая полость. клапана быстрого оттормаживания подключена к магистрали управления до обратного клапана, за которым в магистрали управления установлен чувствительный к скорости потока элемент с плоской наклонной верхней поверхностью и выпуклой нижней поверхностью, управляющий уско15 рительны м кл а паном, сообща ющи м упра вляющую полость воздухорас предел ителя с ресивером, отличающийся тем, что, с целью повышения быстродействия, он снабжен пневмоэлектрическим реле, в корпусе которого подвижной перегородкой разделены полости, сообщенные с соответствующими каналами, выполненными в чувствительном элементе, один из которых открыт в магистраль управления с верхней, а другой — и с нижней поверхности чувствительного эле25 мента, зафиксированного от перемещения, ускорительный клапан выполнен электромагнитным, а его обмотка подключена к цепи питания через контакты пневмоэлектрического реле.


