Регулятор момента
Изобретение относится к машиностроению и позволяет регулировать реактивный момент от центрального зубчатого колеса 3 по величине и по фазе. Цель изобретения - повышение надежности работы. Регулирование реактивного момента по величине происходит за счет выполнения ведущего вала 2 из трех частей по длине, при этом его средняя часть - упругая, которая при закрутке на угол α смещает остальные две части ведущего вала 2 относительно друг друга в окружном направлении. При этом происходит поворот двуплечего рычага 9 в направлении, противоположном направлению вращения ведущего вала 2, и сжатие упругих элементов пружинных демпферов 10, что приводит к увеличению реактивного момента на центральном зубчатом колесе 3. Регулировка реактивного момента по фазе происходит за счет закрепления шатунов кривошипно-шатунных механизмов 13 в тех или иных отверстиях 14, равномерно расположенных на зубчатых колесах 6 и 7. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
Ш 4 F 16 F 15 0!
/< r fÕ 1 л!>
О САН Е ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Сл
К) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
1 (21) 4338100/25-28 (22) 28.10.87 (46) 23. 11. 89. Бюл. Н 43 (75) Е.А.Федоров и А.И.Федоров (53) 621. 752 (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 1015160, кл. F 16 Р 15/10, 1981. (54) РЕГУЛЯТОР МОМЕНТА (57) Изобретение относится к машиностроению и позволяет регулировать реактивный момент от центрального зубчатого колеса 3 по величине и по фазе. Цель изобретения — повышение надежности работы. Регулирование реактивного момента по величине происходит за счет выполнения ведущего вала 2 из трех частей по длине, „„90„„1523784 A 3
2 при этом его средняя часть — упругая, которая при закрутке на угол oL смещает остальные две части ведущего вала 2 относительно друг друга в окружном направлении. При этом происходит поворот двуплечего рычага 9 в направлении, противоположном направлению вращения ведущего вала 2, и сжатие упругих элементов пружинных демпферов 10, что приводит к увеличению реактивного момента на центральном зубчатом колесе 3. Регулировка реактивного момента по фазе происходит за счет закрепления шатунов кривошипно-шатунных механизмов 13 в тех или иных отверстиях 14, равномерно расположенных на зубчатых колесах 6 и 7 ° 1 з.п,ф-лы, 3 ил.
1523784
55
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам регулирования крутящих моментов на приводных валах машин и механизмов.
Цель изобретения — повышение надежности работы механизма за счет упрощения его конструкции и обеспечения регулирования величины противодействующего момента независимо от угловой скорости вращения приводного вала.
На фиг. 1 изображено устройство, общий вид; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — крепление шатуна на шестерне.
Устройство содержит корпус 1, в котором расположены ведущий вал 2 с закрепленными на нем центральным зубчатым колесом 3, два дополнительных вала 4 и 5 с зубчатыми колесами
6 и 7 соответственно для взаимодействия с центральным зубчатым колесом
3 и устройство для регулирования реактивного момента от центрального зубчатого колеса 3 по величине и по фазе. Ведущий вал 2 выполнен из трех частей по длине, при этом его средняя часть 8 упругая. В корпусе 1 подвижно закреплен двуплечий рычаг 9.
Устройство для регулирования реактивного момента от центрального зубчатого колеса 3 по фазе выполнено в виде пружинных демпферов 10 с ползунами 11, которые связаны посредством тяг 12 с плечами рычага 9, а кинематическая связь этого устройства с зубчатыми колесами 6 и 7 выполнена в виде кривошипно-шатунных механизмов 13. На зубчатых колесах
6 и 7 выголнены ряды равномерно расположенных по окружности зла.ентов— отверстий 14 для соединения с кривошипно-шатунными механизмами.
Устройство для регулирования реактивного момента от центрального зубчатого колеса 3 по величине .выполнено в виде опоры 15, связанной с ведущим валом 2 и установленной концентрично последнему обоймы 16.
На обойме 16 установлена кулачковая муфта 17, одна олумуфта которой подвижна вдоль оси, связана с упругой частью 8 ведущего вала 2 посредством шпицев 18. В корпусе 1 установлена на шлицах 19 подпружиненная в осевом направлении пружиной 20 втулка 21, связанная с двуплечим ры5
f0
45 чагом 9 посредством несамотормозящейся резьбы 22 и взаимодействующая с торцом 23 подвижной полумуфты.
Вторая полумуфта закреплена на обойме 16.
Устройство работает следующим образом.
При передаче крутящего момента упругая часть 8 ведущего вала 2 закручивается на угол оС, который соответствует величине передаваемого ведущим валом 2 и центральным зубчатым колесом 3 крутящего момента.
Части ведущего вала 2, разделенные упругой частью 8, смещаются относительно друг друга в окружном направлении на угол закрутки упругой части 8, тогда как обойма 16 остается с ведомой частью вала 2 ° Подвижная вдоль оси полумуфта кулачковой муфты 17 смещается на шлицах 18 в осевом направлении и начинает смещать втулку 21 на шлицах 19 корпуса 1. В свою очередь втулка 21 посредством несамотормозящейся резьбы 22 повора" чивает двуплечий рычаг 9 в направлении, противоположном направлению вращения ведущего вала 2. Двуплечий рычаг 9 через тяги 12 перемещает ползуны 11 пружинных демпферов 10 на сжатие упругих элементсв последних, что приводит к увеличению реактивного момента на центральном зубчатом колесе 3.
Регулирование реактивного момента от центрального зубчатого колеса 3 по фазе осуществляется следующим образом. Иатуны кривошипно-шатунного механизма 13, связанные с ползунами
11 пружинных демпферов 10 с одной стороны, закрепляются в тех или иных отверстиях 14, равномерно расположенных на зубчатых колесах 6 и 7, что позволяет смещать вектор реактивного момента по фазе относительно вектора действующего на центральном зубчатом колесе 3 реактивного момента.
Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я
1. Регулятор момента, содержащий корпус, в котором расположены ведущий вал с закрепленным на нем центральным зубчатым колесом, два, дополнительных вала с зубчатыми колесами для взаимодействия с центральным зубчатым колесом и устрой5 1523 ство для регулирования реактивного момента от центрального зубчатого колеса по величине и по фазе, кинематически связанное с зубчатыми колесами, установленными на дополнительных валах о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения надежности работы, устройство для регулирования реактивного момента от центрального зубчатого колеса по фазе выполнено в виде пружинных демпферов с ползунами,,à кинематическая связь этого устройства с зубчатыми колесами выполнена в виде кривошипно-шатунных механизмов
1 на зубчатых колесах выполнены элементы для соединения с кривошипношатунными механизмами.
2. Регулятор по и. 1, о т л ич а ю шийся тем, что ведущий вал выполнен из трех частей по длине, средняя из которых упругая, 1
784 6 устройство для регулирования реактивного момента от центрального зубчатого колеса по величине выполнено в виде опоры, установленной в корпусе, жестко связанной с центральным зубчатым колесом и ведущим валом и установленной концентрично последнему обоймы, установленной на обойме кулачковой муфты, одна полумуфта которой подвижна вдоль - оси, связана с упругой частью посредством шлицев, и подпружиненной в осевом направлении и установлен15 ной-;на шпицах в корпусе втулки, связанной с двуплечим рычагом посредством несамотормозящейся резьбы и взаимодействующей с торцом подвижной полумуфты, а другая полу20 муфта закреплена на обойме, регулятор момента снабжен двуплечим рычагом, плечи которого посредством тяг шарнирно связаны с ползунами.
1523784
Составитель Н.Хлюпик
Редактор E. Папп ТехредЛ.Сердюкова Корректор Л.Бескид
Заказ 7023/37 Тираж 721 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101



