Гаситель продольных колебаний
Изобретение предназначено для гашения продольных колебаний валов. Гаситель содержит корпус в виде цилиндра с отверстием и наружными продольными выступами. Инерционная маховая масса выполнена составной из сменной части и основной, в виде кольца - образного сечения, на торцах которого равномерно расположены глухие отверстия, в которых размещены пружины, а на внутренней поверхности - пазы, в которых размещены наружные продольные выступы цилиндра. Опорно-неподвижные элементы в виде фланцев имеют отверстия, в которых размещены регулирующие узлы. Подшипники качения установлены на цилиндре между его наружными продольными выступами. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к области машиностроения, в частности двигателестроения.
Известен гаситель продольных колебаний, содержащий полый цилиндр, внутри которого размещен массивный поршень - инерционная масса. Поршень насажен на шток, жестко закрепленный на торце коленчатого вала. Полости, предусмотренные по обе стороны поршня, заполнены маслом, циркулирующим в двигателе. Энергия продольных колебаний поглощается за счет дросселирования при протекании масла из одной полости в другую через зазор между поршнем и цилиндром (Дизели. Справочник. Изд. 3-е /Под редакцией В.А.Ваншейдта, Н.Н. Иванченко, Л.К.Коллерова, Л.: Машиностроение. 1977, с. 155, рис. 6) [1]. Существенным недостатком такого гасителя является наличие в нем масла, а следовательно, недостаточная надежность работы и высокая стоимость. Известен также гаситель продольных колебаний (патент ФРГ N 1295286, кл. 47а3, 1970, 15/12) [2], содержащий составной корпус, упругий элемент из регулируемых цилиндрических спиральных пружин и регулирующими их натяг узлами и маховую инерционную массу. Маховая инерционная масса в виде кольца расположена в составном корпусе и зажата с обеих сторон регулируемыми пружинами. В качестве демпфирующей жидкости используется масло из системы смазки, перетекание которого из полостей, где расположены пружины, регулируется винтом на перепускном канале. Существенными недостатками такого гасителя являются: 1. Высокая удельная масса корпусных элементов относительно инерционного элемента, маховой массы, являющейся главным рабочим, воздействующим элементом на вынуждающие продольные колебательные силы. Следовательно, для достижения расчетного веса инерционного маховика возникает необходимость существенного увеличения размеров корпуса гасителя и занимаемого объема в целом. 2. Невозможность увеличения или уменьшения веса инерционного маховика с целью изменения характеристик гасителя при установке на вал двигателя или при непосредственной его эксплуатации, что следует из описания патента [2] и представленного рисунка фиг. 1. 3. Потребность в рабочей жидкости и необходимость подачи масла из масляной системы двигателя к гасителю в качестве рабочей демпфирующей жидкости. Это усложняет конструкцию в виду, во-первых, потребности в рассмотрении дополнительных элементов, устройств для дросселирования масла и обеспечения плотности системы гаситель-двигатель и, во-вторых, применение смазочного масла самого двигателя в качестве рабочей - демпфирующей жидкости в гасителях колебаний не рекомендуется в виду нестабильности температуры, недостаточной демпфирующей способности, старения и других ее характеристик. 4. Необходимость постоянного наличия масляного слоя между маховой инерционной массой и наружно-валовой (цапфовой) поверхностью корпуса, образующих подшипник скольжения, средство, обеспечивающее работоспособность пары инерционная маховая масса- валовая поверхность корпуса. 5. Недостаточная надежность и высокая стоимость, что следует из вышеуказанных особенностей конструкции и недостатков. Предлагаемое изобретение направлено на усовершенствование известных гасителей продольных колебаний. Это достигается: 1. Изменением конструкции корпуса гасителя и ее существенно малой удельной массой по сравнению с рабочим инерционным элементом - маховой массой, воздействующим на вынуждающие продольные колебательные силы. Для чего корпус гасителя выполнен в виде цилиндра с отверстием и наружными продольными выступами, препятствующими вращательному перемещению инерционной маховой массы. 2. Возможностью регулировки характеристик гасителя в условиях эксплуатации путем изменения веса инерционной маховой массы, для чего последняя выполнена составной конструкции. 3. Применением в качестве средства, обеспечивающего работоспособность трущейся пары инерционная маховая масса - валовая поверхность корпуса гасителя, специального подшипника качения, смазка которого может быть как консистентной, так и жидкой автономной или из масляной системы двигателя. 4. Выполнением продольно-неподвижных опорных элементов в виде двух фланцев, закрепленных с торцов корпуса гасителя. Указанное техническое решение обеспечивает, во-первых, достаточно оптимальное конструктивное решение, простоту конструкции, во-вторых, возможность беспрепятственного изменения размеров (наружный диаметр, ширину) маховой инерционной массы, в-третьих, доступ к нему и регулировок - смену дополнительных масс и, последнее, уменьшение массы корпуса гасителя в целом. 5. Упрощение замены и регулировки натяжения пружин благодаря отсутствию в гасителе полостей с маслом. На фиг. 1 представлен общий вид предлагаемого гасителя продольных колебаний; на фиг. 2 - то же, разрез по А-А. Гаситель содержит корпус в виде цилиндра 1 с отверстием B и наружными продольными выступами C, составную инерционную маховую массу, состоящую из основной части 2, представляющей собой кольцо с





Формула изобретения
1. Гаситель продольных колебаний, содержащий корпус, инерционную маховую массу, пружины и регулирующие натяг пружин узлы, отличающийся тем, что он снабжен опорно-неподвижными элементами, выполненными в виде фланцев, имеющих отверстия, соосные пружинам, и подшипникам качения, корпус выполнен в виде цилиндра с отверстием и наружными продольными выступами, инерционная маховая масса выполнена составной из сменной части и основной части в виде кольца

РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2