Гидродинамический позиционный акселерометр
Изобретение относится к датчикам измерения кажущегося ускорения и может быть использовано в инерциальных системах навигации. Целью изобретения является повышение точности измерения малых величин ускорения. Указанная цель достигается тем, что во вращающуюся цилиндрическую камеру 1, заполненную жидкостью 2 и содержащую поплавок 3, введены размещенные на торцовых стенках цилиндрической камеры полупроводниковые обогреватели-холодильники 8 и термодатчики 9. Выходы датчика 7 линейных перемещений поплавка 3 соединены через усилители 10 с соответствующими обогревателями-холодильниками 8. Выходы термодатчиков 9 соединены с вычитателем 11, выход которого является выходом акселерометра. Таким образом организуется жесткая обратная связь по положению чувствительного элемента и температуре торцовых стенок камеры 1 акселерометра. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (51) 4 G 01 Р 15/08
ЕЕИЯ1М
Вй
i 111. i< 1 «йВЛ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTHPblTHRM
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4375029/24-10 (22) 08.12.87 (46) 15.08.89. Бюл. М 30 (72) В. И. Брихара и И. И. Бутко (53) 531. 768(088.8) (56) Браславский Д. А. Приборы и датчики летательных аппаратов. M.: Машиностроение, 1970, с. 340-354.
Назаров Б. И. и др. Контрольноизмерительные приборы. M.: МО СССР, 1975, с. 33-37. (54) ГИДРОДИНАИИЧЕСКИЙ ПОЗИЦИОННЬ1И
АКСЕЛЕPOMF. ТР (57) Изобретение относится к датчикам измерения кажущегося ускорения и может быть использовано в инерциальных системах навигации. Целью изобретения является повью ение точности
„„SU„„1500947 А 1 измерения малых величин ускорения.
Указанная цель достигается тем, что во вращающуюся цилиндрическую камеру
1, заполненную жидкостью 2 и содержащую поплавок 3, введены размещенные на торцовых стенках цилиндрической камеры полупроводниковые обогреватели-холодильники 8 и термодатчики 9.
Выходы датчика 7 линейных перемещений поплавка 3 соединены через усилители
10 с соответствующими обогревателямихолодильниками 8. Выходы термодатчиков 9 соединены с вычитателем 11, выход которого является выходом акселербметра. Таким образом организуется жесткая обратная связь по поло- с
Ю жению чувствительного элемента и температуре торцовых стенок камеры I акселеро метра. 1 ил.
3 150094
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения линейных ускорений.
Целью изобретения является повыше- 5 ние точности измерения малых величин ускорения.
На чертеже приведена схема предлагаемого гидродинамического позиционного акселерометра. t0
Устройство состоит из камеры в виде цилиндра 1 заполненного жидкостью
2, В цилиндре 1 с зазором относительно боковых и торцовых стенок размещен поплавок 3 из электропроводящего ма- 15 териала с положительной плавучестью.
Цилиндр 1 соединен с валом двигателя
4. На внутренней стенке цилиндра 1 размещены два торцовых 5 и один центральный 6 элементы бесконтактного 20 электролитического датчика 7 линейных перемещений. На внутренних торцовых стенках цилиндра 1 размещены диско-., вые полупроводниковые обогревателихолодильники 8 и датчики 9 температу- 25 ры .(термодатчики) . Выходы датчика 7 линейных перемещений через усилители
Ю
10 соединены с обогревателями-холодильниками 8, а выходы датчиков 9 температуры — с входами вычитателя 11,30 выход которого является выходом акселерометра.
Акселерометр работает следующим образом.
При раскрученном от двигателя 4 35 цилиндре 1 поплавок с помощью арретира (на чертеже не показан) устанавливается в центре. Поплавок 3 и жидкость 2 вместе с цилиндром I в установившемся режиме вращают с постоян- 40 ной угп >вой скоростью. При отсутствии ускорения, действующего вдоль оси цилиндра ось чувствительности акселе-. рометра,, сигнал с выхода датчика 7 линейных перемещений равен нуло, тем- 45 пература торцовых стенок цилиндра 1 одинакова и на выходе вычитателя сигнал, равньп1 нули.
Если по оси чувствительности действует ускорение, отличное от нуля„ на поплавок 3 будет. действовать сила Р, определяемая выражением
Г = (у — р„) 025п dп 1„N, 55 где, 1 „- удельная плотность жидкости и поплавка соответственно; с1п, 1„- диаметр и длина поплав-, ка соответственно;
11 — ускорение, действующее по оси чувствительности акселерометра.
При воздействии этой силы поплавок
1 смещается от среднего положения и на выходе датчика линейных перемещенйй 7 г является. сигнал, пропорциональный этому смещению. Выходной сигнал, усиленный усилителями 10 нагревает один торец цилиндра, к которому смещается поплавок, и охлаждает противоположный. 3а счет разности давлений между нагретым и охлажденным торцами цилиндра на поплавок действует температурная восстанавливающая сила
Г, определяемая выражением — 0,256 си pp„(t, t )х у где ы — угловая скорость вращения цилиндра;
p — коэфАициент обьемного расширения жидкости;
t,, t — температура двух торцовых стенок цилиндра:, r †. радиус цилиндра.
В установившемся режиме силы Р и
1 равны, поэтому разность температур торцовых стенок цилиндра оказывается пропорциональной действующему на акселерометр ускорению в соответствии с выражением
16
P. 42 «1 и
Яп п р.
Сигнал, пропорциональный разности температур торцовых стенок ципиндра, а следовательно, и действующему ускорению, снимается с вычитателя 11.
Формула изобретения
Гидродинамический позиционный акселерометр, содержащий герметичную камеру, заполненную жидкостью, поплавок, электролитический датчик линейного перемещения поплавка, усилители и привод постоянной скорости вращения, отличающийся тем, что, с целью повьппения точности измерения малых величин ускорения, в него введены вычитатель и размещенные на торцовых стенках герметичной камеры
1500947
Составитель Г . Груздев
Редактор Т. ПарАенова Техред Л. Олийнык Корректор Э. Лончакова
Заказ 4859/39 Тираж 789 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям. и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r.Óærîðoä, ул. Гагарина,10!
5 полупроводниковые обогреватели-холодильники и термодатчики, причем выход датчика линейных перемещений соединен. через усипители с соответствующими обогревателями-холодильниками, а выходы термодатчиков соединены с вычитателем, выход которого является Выходом акселерометра


