Акселерометр
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННЫИ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ "
1: АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4093187/10 (22) 06.05.86 (46) 15,10.91. Бюл. N 38 (71) Отделение Всесоюзного научно-исследовательского проектно-конструкторского и технологического института источников тока Научно-производственного обьединения "Квант" сопытным производством,,г, Севастополь (72) КЗ,Г. Брунштейн и А.В. Троценко (53) 31.768(ОГ 8.8) (56) Г1гтен США М 3. 164, 023, кл. 73-516, 1965.
Авторское свидетельство СССР
¹ 1086974, кл. Н 01 G 9/22, 1981. (54) АКСЕЛЕРОМЕТР (57) Изобоетение предназначено для измерения горизонтальной составляющей сейсмических колебаний и може1 быть использовано в сейсмологии и других областях науки и техники, Цель изобретения— повышение точности измерения за счет уменьшения чувствительности к угловому
Изобретение относится к измерительной технике, предназначено для измерения линейных ускорений и может быть применено в сейсмологии для измерения горизонтальной составляющей сейсмических колебаний.
Целью изобретения является повышение точности измерения путем снижения чувствительности к угловому ускорению.
На фиг. 1 и 2 даны схематично варианты предлагаемого акселерометра. Акселерометр содержит герметичную камеру 1 с двуЫ2 1492926 А1
3 отсеков 2 сообщена с помощью прямолинейного канала 4 в виде трубки, консоли которого погружены по нормали в плоскости тора через поверхности контактирования с газом. Жидкость 3 является чувствительным элементом с центром масс
1492926
"0" t; горизонтальной составляющей ускорения в наг!равлении стрелок "А".
Форма гоубок канала 4 и его расположение о!носи1«льно диал1етра тора обеспечиваег совмещение центра масс жидкости, находящейся в канале 4 с центром тора.
Погружаемая часть консолей прямоугольноfo канаг!а ч ьt:fпс/ли анас радиусом кривизны отсеков 2, Длина и диаметр отсеков 2 выбраны тг!к. чтг обем кидкости 3, находящийся междч торцом консоли канала 4 и дном отсека 2 бс!ль!Ое газового обьема, через который Lооб!!!а!г/1гя отсеки 2. В канале 4 у!лгановле l и реобразователь потока рабоч«й жид /3i;ë 5, преобразующий обьемную
cf operòü я !лдкости 3 в электрический сигнал, При ус анс fit:f! акселерометра в рабочее г1ололкение L мме1рично относительно вертикали, ь отго!ас 2 перетоком жидкости 3
Чзр«э Ка«аг 4 С!4Л1Л1!Л ГраВИтацИОННОГО происхожде! и» к=к з сообщающихся сосудах, уста навл.1!«1«гся об ций уровень границ р;здела жидко ти 3 и газа независимо от погрешнос:ги усE;Sifosки корпуса 1. Выполнение о1се::os 2 и консолей канала 4, погружаел1ых в ж, ;, н.т3, в форме секторовтора, io so !яет з 1 « т. аную длину чувствительНОГС Э1.1ЛС;!;! СОХРаНИтЬ НЕэаВИСИМОй Ст !
О-р«а !!Ог ГИ „СГаНСГВКИ К;1МЕрЫ 1 ОТНОСИтельно f ei. 1«:s,ff4. Заполнение отсеков 2 жидкостью 3 1о урзвн диаметра тора поз во/пяе Г -E<> 1 < к Гив ну ю д/1!! ну чувствител ьноГ O O 1 e t l e Н I > r/ / О Л Н И т Ь М а К С И М а Л Ь Н О Й равнг/ "p f!t! .-л-1/ л!лап. етру тора.
i,f/. е! «действии составляющей гори.!о-,га/1ь! .-!г ус!/с!рения на акселерометр s наг1раш1е! " "..t eð! òåльной оси приводит, лзмене«1, о к нематической энергии жидкости 3. при.1f,. л оэникает перепад ее дава=-tt«f! = канале 4. котоооллу соответствует
«бьс м. ая . .:".o т жидкости 3 относитель-! с:, =образова!Оля 5 л элек-,рическии сигнал ..Жид; .. с; . 3 из однсго отсека 2
fEepe et .ае. во эгорой до компенсации перес!ада давлений о. горизонтальной составляющей ускорения давлением разности уров!1ей жид!:г/сти 3 в отсеках 2. Значение нь!жчей гoo !Нч lol частоты измерений опреде.1яет гидродинамическое сопротивление г!1др;!влической системы и площадь пов« хн; I„ и //,идкости 3 в отсеке 2.
При воздействии углового ускорения в направлении, перпендикулярном плоскости тора, результирующий перепад в канале 4, вызванный изменением кинетического момента инерции жидкости 3, компенсирован и соответствующая составляющая выходного сигнала уменьшена, что повышает точность измерения линейной ".Оставляю/!!ейл ускорения.
Второе исполнение акселерометра в ос новном аналогично описанному. Его отли чие представлено изменением ввода консоли канала 4 непосредственно в жидкость 3 отсеков 2. При этом свойства акселерометра и принцип действия не меняк1тся
Изготовление акселерометров с эффективной длиной чувствительного элемен/а
0,7 м, гидродинамическим гопротивлением
-4 — канала 5 10 кг.м с и площадью контактирования жидкости с газом 70 10 м и
-з результаты лабораторных и натурных испытаний подтвердили снижение функции вли. яния угловой составляющей ускорения и отсутствие газа в канале, после хранения в течение двух лет и перевозки автомобильным транспортом на расстояние более 2000 км без ограничений к ориентации в гравитаЦИОННОМ ПОЛЕ, Форллула иэобре1ения
Акселерометр, содержащий герметичную камеру с двумя о;секами в виде секторов тора, располагаемыми осевой линией ь
ВЕртИКаЛЬНОй ПЛОСКОСТИ И за 1ОЛНЕННыМИ газом и жидкостью до уровня раздела, проходящего через диаметральную плоскост!тора, и канал сообщения о геков с преобразователем потока жидкости в электрический сигнал, причем отсеки по газу сообщены между сОбой, отличающийся тем, что, с целью повышения точности измерений, канал сообгцения снабжен изогнуты;ли по радиус. / тора консолями, погруженными в жидкость, и расположен выше или ниже диаметралгной плоскости тора, причем площади сечения канала вертикальнои плоскости. расположенные flo обе стороны от диал1етральной плоскости, равны между собой. а обьем части камеры, заполненной жидкостью, превышает обьем части к-ìåðû,,заполненной газом.
1492926
Составитель F,Баринов
Техред М.Моргентал Корректор М,Демчик
Редактор Н.Тимонина
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 4594 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5


