Способ рельефной сварки т-образных соединений
Изобретение относится к сварке и может быть использовано при контактной рельефной сварке Т-образных соединений преимущественно с криволинейной поверхностью. Цель изобретения - повышение качества сварного соединения. На торцовой поверхности детали 1 выполняют канавку, которая изменяется по высоте. Профиль детали 4 выполняют ответным профилю канавки, причем размеры профиля детали 4 превышают соответствующие размеры профиля детали 1. На плоскости детали 4 выполняют рельеф 6, расположенный перпендикулярно направлению перемещения электрода 7. При прохождении сварочного тока поверхности детали 4, примыкающие к боковым поверхностям детали 1, получают осадку за счет выпрямления стрелы прогиба, работающей за счет рельефа 6. 6 ил., 1 табл.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК си 4 В 23 К 11/14
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCHOIVIY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
1 (61) 1368135 (21) 4342110/25-27
{22) 11. 12. 87 (46) 30.07.89. Бюл,у 28 (72) А.K Кочергин, Г.М.Щелкунов, С.Н.Бахрах и И.К.Кочергин (53) 621. 791 ° 763. 2 (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 1368135, кл.В23К 11/14, 1985. (54) СПОСОБ РЕЛЬЕФНОЙ СВАРКИ .Т-ОБРАЗНЫХ СОЕДИНЕНИЙ (57) Изобретение относится к сварке и может быть использовано при контактной рельефной сварке Т-образных соединений преимущественно с криволинейной поверхностью. Цель изобрете„„SU„„1496955 A 2
2 ния — повьппение качества сварного соединения. На торцовой поверхности детали 1 выполняют канавку, которая изменяется по высоте. Профиль детали
4 выполняют ответным профилю канавки, причем размеры профиля детали 4 превьппают соответствующие размеры профиля детали 1. На плоскости детали 4 выполняют. рельеф 6, расположенный перпендикулярно направлению перемещения электрода 7, При прохождении сварочного тока поверхности детали 4, примыкающие к боковым поверхностям детали 1, получают осадку за счет выпрямления стрелы прогиба, работающей за счет 6. 6 ил., 1 табл.
3 1496955
Изобретение относится к сварке, может быть использована при контактной рельефной сварке Т-образных соединений, преимущественно с криволинейной поверхностью и является усовершенствованием известного способа IIQ авт.св.М 1368135.
Цель изобретения — повышение качества сварного соединения. 10
На фиг.1 изображена схема установки детали с рельефом на другую деталь с канавкой; на фиг.2 — схема контактной Т-образной сварки двух деталей; на фи.3 — - схема профилей детали с канавкой и детали с рельефом; на фиг .4 — начальный момент контактной сварки; на фиг.5 — схема сварного соединения; на фиг.6 — характер изменения усилий сжатия в зоне контакта 20 деталей.
Способ заключается в следующем.
На торцовой поверхности детали 1 выполняют канавку 2 шириной Вь, которая изменяется по высоте канавки h . .Про- 25 филь 3 детали 4 выполняют ответным профилю 5 канавки 2, причем размеры профиля 3 превышают соответствующие размеры профиля 5 по ширине и глубине на величину л В осадки после сварки. 30
На плоскости детали 4, го всей ее ширине выполняют рельеф 6 высотой а, перпендикулярный направлению перемещения сварочного электрода 7 с усилием P. 35
Деталь 4 с рельефом 6 с помощью, сварочного электрода 7 контактной машины перемещают в канавку 2 детали 1.
3а счет превышения ширины В детали 4 с рельефом 6 относительно ширины В . 40 канавки детали 1 деталь 4 деформируется в области упругих деформаций с образованием стрелы прогиба 8 ее стенки.
Процесс сварки осуществляется за счет прохождения сварочного тока через контакт 9 деталей 1 и 4 и последующей осадки детали 4 за счет частичного расплавления ее образующей контактирующей поверхности. При этом участок образующей поверхности детали
4, примыкающий к донной части канавки 2, получает усилие осадки за счет давления, создаваемого электродом 7, а участки образующей поверхности детали 4, примыкающие к боковым поверхностям канавки 2, получают осадку за счет выпрямления стрелы прогиба 8, работающей за счет рельефа 6 как сжатая пружина, т.к. деформация произошла в упругой области.
Пример . Способ реализован при приварке лопатки к колесу гидротормоза тяжелонагруженных машин.
В детали 1 выполняют кольцевую канавку 2, которая в сечении имеет форму сегмента с радиусом 15 мм. Деталь 4 толщиной 3 = 0,8 мм имеет выштампованный рельеф 6 высотой à-1 мм. Ширина детали 4 устанавливается с учетом экспериментально определенной величины осадки ЬВ, равной 1,5мм, и составляет В=33 мм.
Сварку производили на контактной машине для точечной сварки МТВУ-3004 на следующих режимах: сварочный ток
30 кА; усилие сжатия 900 кгс; усилие осадки 900 кгс; время сварки 1,0 с.
Деталь 4 устанавливают в верхний электрод 7 контактной машины. При включении привода деталь 4 перемещают вниз с помощью верхнего электрода 7 и вводят ее в канавку 2 детали 1. Поскольку ширина детали 4 больше соответствующей ей ширины канавки 2, то под действием сжимающего усилия реакции боковых стенок канавки 2 деталь 4 получает усилия сжатия, превышающие критические (критическая нагрузка, приводящая к потере устойчивости стальной пластины размером 10х30х1 по формуле Эйлера составляет Р„ =350 кгс). В результате деталь 4 теряет устойчивость и деформируется с образованием стрелы прогиба 8, создавая за счет рельефа 6 дополнительное усилие прижатия образующей поверхности детали 4 к поверхности канавки 2.
B результате образованы два источника прижатия детали 4 к поверхности канавки 2: от действия электрода 7 напряжения сжатия 10 и от действия стрелы прогиба 8 — напряжения сжатия
11. Результирующее напряжение сжатия 12 от действия этих источников не превышает усилия сжатия, обеспечивающего качественное сварное соединение. При прохождении сварочного тока через контакт 9 двух. деталей происходит совместный их нагрев и частичное расплавление металла в зоне
13. Под действием результирующего действия напряжения сжатия 12 происходит осадка контактирующей образующей поверхности детали 4 по всему периметру канавки 2. Нижняя часть детали 4 получает осадку за счет
5 149 хода верхнего электрода 7 вниз, а боковые поверхности детали 4 — за счет выпрямления стрелы прогиба 8.
Механические испытания полученного сварного соединения показали его высокую статическую и динамическую прочность. Результаты испытаний по определению прочностных характеристик сварного соединения приведены в таблице.
Металлографическое исследование показало образование сплошной литой зоны по всему периметру сварного соединения.
Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что данный споео6 контактной сварки Т-образных соединений по криволинейным поверхПрочность сварного соеди- Примечание кения
КоличестТолщина детали 4, во рельефов, шт.
СтатичесКаа Qñò е кг
Динамическая
Я Аиц у коли честно циклов при нагрузке, Р = 50 кг
2
2
2
2
2 а=О, 8м ею ев
tt а=1, Ом тт
11 I1
Il
50
1,4
1,2
1,0
О, 9
0,8
0,7
1,0
1,0
0,9
0,9
0,8
0,8
0,7
0,7
0,6
0,6
Требования ТУ к сварному соединению
104
6955 . 6 ностям позволяет получить сварное соединение, обладающее высокой статической и динамической прочностью, расширить номенклатуру свариваемых деталей по толщине. Изобретение может быть использовано, в частности, при изготовлении колес гидротормоза тяжелонагруженных машин.
Формула изобретения
Способ рельефной сварки Т-образных соединений по авт. св.11 1368135, отличающийся тем, что, с целью повышения качества сварного соединения, на детали с ответным профилем по всей ее ширине выполняют по крайней мере один рельеф, расположенный перпендикулярно направлению
20 перемещения сварочного электрода.
10, 10
70 .10
1О
1496955 4 .
Редактор М. Циткина
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101
4
Составитель 3. Ветрова
Техред Л.Олийнык Корректор О.Ципле
Заказ 4375/ 16 Тираж 894 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская йаб., д. 4/5



