Способ рельефной сварки
Изобретение относится к сварочному производству и может быть применено при рельефной сварке патрубков с цилиндрической поверхностью корпуса сосуда. Целью изобретения является повышение производительности и улучшение качества сварного соединения. При приложении усилия предварительного сжатия на верхний электрод полый кольцевой рельеф патрубка деформируется в контактируемых зонах патрубка с сосудом и компенсируется зазор между свариваемыми элементами. При этом исключается нежелательная деформация деталей и узлов, а также операция штамповки площадки под сварку на криволинейной детали. 1 з.п. ф-лы, 3 ил. со о О5 О5 О5 00
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛ ИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (50 4 В 23 К 11/14
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
H А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3893705/25-27 (22) 22.03.85 (46) 30.04.87. Бюл. Ф 16 (72) Н.А. Бирюков (53) 621.?91.763.2(088.8) (56) Гуляев А.И. Технология точечной и рельефной сварки. М.: Машиностроение, !978, с, 174. (54) СПОСОБ РЕЛЬЕФНОЙ СВАРКИ (57) Изобретение относится к сварочному производству и может быть применено при рельефной сварке патрубков с цилиндрической поверхностью корпу„„SU„„1306668 А 1 са сосуда. Целью изобретения является повышение производительности и улучшение качества сварного соединения.
При приложении усилия предварительного сжатия на верхний электрод полый кольцевой рельеф патрубка деформируется в контактируемых зонах патрубка с сосудом и компенсируется зазор между свариваемыми элементами. При этом исключается нежелательная деформация деталей и узлов, а также операция штамповки площадки под сварку на криволинейной детали. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
1306668
Изобретение относится к сварочному производству и может быть применено при рельефной сварке патрубков с цилиндрической поверхностью корпуса сосуда. 5
Цель изобретения — повышение производительности и улучшение качества сварного соединения.
Способ рельефной сварки патрубка с цилиндрической поверхностью корпуса сосуда заключается в том, что в корпусе выполняют отверстие с острыми кромками, а сопрягаемую поверхность патрубка выполняют с кольцевым рельефом, выполненным полым методом холодной штамповки или высадки. Устанавливают патрубок в отверстие корпуса и прикладывают предварительное усилие сжатия, в результате которого компенсируется зазор между сваривае20 мыми элементами. Затем прикладывают сварочное давление, одновременно пропуская сварочный ток. Максимальный радиус рельефа выбирают в 5-6 раз меньше радиуса цилиндрического корпуса.
На фиг. 1-3 схематически изображены подготовленные к сварке детали, варианты.
Кольцевой полый рельеф под углом
90 и высотой 2-2,5 мм выполняется методом холодной обработки. Отличие патрубков, изображенных на фиг. 2 и
3, в том,что в первом случае (фиг.2) патрубок изготовлен из целой трубки 35 ф8 1 методом холодной обработки, а во втором случае (фиг. 3) патрубок
2фЗ спаян безокислительной пайкой с трубкой Зф6 1-0,5 высокотемпературным припоем по капиллярному зазору.
При приложении усилия предварительного сжатия на верхний электрод 4 полый кольцевой рельеф деформируют в контактируемых зонах и компенсируют зазор между свариваемыми деталями.
В результате получается качественное, герметичное сварное соединение. Предварительное усилие сжатия задают меньше усилия, необходимого для полной деформации полого рельефа. Рабочая поверхность нижнего электрода 5 изготовляется по контуру криволинейной детали 1.
Пример. Отработана технология изготовления полого рельефа метоГОСТ 8734-75 домхолодной штамповки B2 rOCT 8133 7/ из трубы с толшиной стенки 1 мм и техно— логия сварки патрубка с кожухом, диаметр которого 153+1,6 мм, толщина стенки кожуха 3 мм. Марка стали кожуха
08!О-СВТУ 14-1-247-72. Диаметры: отверстий на кожухе 8,1+0,1 мм; минимальный рельефа и направляющей на торце патрубка 8+0,) мм; максимальный рельефа !4+0,2 мм; максимальный заплечиков 15 мм. Высота рельефа скоса 2-?,5 мм; патрубка (фиг. 1) 28+
+0,5; патрубка (фиг.2 и 3) 64 мм.
Угол рельефа скоса 90 .
Патрубок (фиг. 3 ) спаян припоем
К"11 ГОСТ 21!2-79 в среде эндогаза (светлая пайка). Перед пайкой и сваркой патрубки обезжиривают в фреоновой ванне с наложением УЗК и покрываю-1 медью с целью коррозионной стойкости.
Технические характеристики: мощность сварочной машины 1200 кВА, максимальный сварочный ток 60 кА.
Режимы сварки: 1 св-30-40 кА. Время сварки 3-6 периодов, 0,06-0,12 с.
Pîå 300-600 кгс.
Результаты испытаний положительны.
Предлагаемый способ позволяет исключить механическую обработку при изготовлении кольцевого рельефа на патрубках, что приводит к снижению трудоемкости и повышению коэффициента использования металла, исключить операцию штамповки площадки под сварку на криволинейной детали, что исключает нежелательную деформацию деталей, узлов и агрегатов и снижает трудоемкость, капитальные вложения, экономит производственные площади и т.д., а также заменить трудоемкую операцию пайки патрубков на контактную сварку и сэкономить серебро, применяемое при пайке патрубков с сосудом в виде припоя
ПСР-45 ГОСТ 19746-74.
Формула изобретения
1. Способ рельефной сварки патрубка с цилиндрической поверхностью корпуса сосуда, при котором в корпусе выполняют отверстие с острыми кромками, а сопрягаемую поверхность патрубка выполняют с кольцевым рельефом, устанавливают патрубок в отверстие корпуса и прикладывают давление при пропускании сварочного тока, о т л и1306668
Составитель Э. Ветрова
Редактор Э. Слиган Техред Н.Глущенко.
Корректор Т. Колб
Заказ 1483/9 Тираж 976 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Произвосдтвенно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ч а ю шийся тем, что, с целью повышения производительности и улучшения качества сварного соединения, кольцевой рельеф патрубка выполняют полым и деформируют его после установки патрубка в отверстии корпуса, прикладывая предварительное усилие сжатия, до компенсации зазора между свариваемыми элементами.
2. Способ по п. I, о т л и ч а юшийся тем, что максимальный диаметр рельефа выбирают в 5-6 раз меньше радиуса цилиндрического корпуса сосуда.


