Двигательно-движительный комплекс судна
Изобретение относится к судостроению и касается конструкции лопастных движителей. Цель изобретения - повышение маневренности судна за счет изменения величины и направления упора движителя. Оба приводных вала 1 вращаются от двигателя 16 в разные стороны. Каждая лопасть 4 колеблется вокруг двух осей: вокруг вертикальной оси элемента 7 и вокруг точки Б. Причем одна лопасть 4 на одном валу создает упор "вперед", а другая на другом валу - "назад". Для изменения упора движителя необходимо уменьшить угол эксцентриситета одного из кривошипов, для чего с помощью штока 14 двигают ползунок 13 из положения А в положение В, который подвигает стержень 11, в свою очередь потягивающий стержень 10, в результате чего изменится эксцентриситет кривошипа 2 относительно оси приводного вала 1 вплоть до 0° /положение В/. В этом случае лопасть неподвижна и занимает положение по потоку. Независимо меняя эксцентриситет каждого кривошипа, можно добиться требуемого направления движения. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИ4ЕСНИХ
РЕСПУБЛИК 511 4 В 63 Н 1 04 3 04
ВСЕСОВ
Ц1 :ЛН . 1
E„".,Б;,. .! О
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
4 3
4:ь
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4137924/27-11 (22) 21.10.86 (46) 23.04.89. Бюл. № 15 (75) В. И. Борушнов (53) 629.12:532.582.5.037.17 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1421612, кл. В 63 Н 1/04, В 63 Н 1/08, 30. 09.86. (54) ДВИГАТЕЛЪНО-ДВИЖИТЕЛЪНЫЙ
КОМПЛЕКС СУДНА (57) Изобретение относится к судостроению и касается конструкции лопастных движителей. Цель изобретения — повышение маневренности судна за счет изменения величины и направления упора движителя.
Оба приводных вала 1 вращаются от двигателя 16 в разные стороны. Каждая лоÄÄSUÄÄ 1474025 А 1 пасть 4 колеблется вокруг двух осей: вокруг вертикальной оси элемента 7 и вокруг точки
Б. Причем одна лопасть 4 на одном валу создает упор «Вперед», а другая на другом валу — «назад». Для изменения упора движителя необходимо уменьшить угол эксцентриситета одного из кривошипов, для чего с помощью штока 14 двигают ползунок
13 из положения А в положение В, который подвигает стержень 11, в свою очередь подтягивающий стержень 10, в результате чего изменяется эксцентриситет кривошипа
2 относительно оси приводного вала 1 вплоть до 0 (положение В) . В этом случае лопасть неподвижна и занимает положение по потоку. Независимо меняя эксцентриситет каждого кривошипа, можно добиться требуемого направления движения. 2 ил.
1474025
Формула изобретения
Изобретение относится к судостроению и касается конструкции лопастных движителей.
Цель изобретения — повышение маневренности судна за счет изменения величины и направления упора движителя.
На фиг. I изображен предлагаемый комплекс, вид сзади; на фиг. 2 — то же, вид сверху.
Комплекс судна содержит приводной вал
1, конец которого с помощью шарнира соединен с одним концом кривошипа 2, на котором установлена с возможностью вращения втулка 3 с лопастью 4, выполненной в виде жесткого крыла. Втулка 3 снабжена двумя консолями 5 с соосными сквозными отверстиями, в которых шарнирно закреплены пальцы 6 вилкообразного элемента 7, а свободный палец 8 элемента
7 поворотно установлен в отверстии кронштейна 9 корпуса судна. Кривошип 2 с помощью шарнира соединен с одним концом стержня 10, который своим другим концом также с помощью шарнира соединен с одним концом второго стержня 11, причем другой конец стержня 11 закреплен с возможностью врашения в подшипнике 12 ползунка 13, имеющего возможность перемещения вдоль оси приводного вала 1 с помошbe силового элемента, например штока
14 гидроцилиндра. Приводной вал 1 с помощью зубчатой шестерни 15 соединен с двигателем 16. Параллельно первому приводному валу 1 установлен симметрично такой же приводной вал 1, кинематически связанный с первым с помощью шестерни 15.
Для уравновешивания центробежных сил кривошипа 2 последний и стержень 10 снабжены уравновешивающими массами 17.
Комплекс работает следующим образом.
Оба приводных вала 1 вращаются от двигателя 16 в разные стороны, так как они связаны зубчатыми шестернями 15, кривошип 2 совершает круговое движение вокруг оси вращения приводного вала 1 вместе с втулкой 3. Лопасть 4 колеблется вокруг осей: вокруг вертикальной оси элемента 7 и вокруг точки Б, где пересекаются оси приводного вала 1, кривошипа
2 и оси пальцев 6 элемента 7, и в результате взаимодействия со средой одна лопасть
4 на одном валу создает упор «вперед», а другая лопасть 4 на другом валу создает упор «назад». Если первоначально установить угол эксцентриситета двух кривошипов одинаковым, то и сила упора на двух лопастях будет равна и направлена в противоположные стороны. Судно может стоять на месте при работающем двигателе. Для изменения упора движителя необходимо с помощью штока 14 гидроцилиндра уменьшить угол эксцентриситета одного из кривошипов, для чего необходимо подвинуть ползунок 13 из положения А в положение В. В этом случае ползунок 13 потянет за собой стержень 11, который в свою очередь потянет стержень 10„ в результате чего изменяеТся эксцентриситет кривошипа 2 относительно вала 1 вплоть до 0 (положение В) . В этом случае оси кривошипа 2 и оси стержней 10 и 11 совпадают с продолжением оси приводного вала
1, кривошип 2 свободно вращается во втулке
3, не оказывая влияния на последнюю, а следовательно, лопасть 4 устанавливается неподвижно ребром к направлению движения и не создает упора, тогда как вторая лопасть, положение которой остается без изменения (положение А) создает упор в свою сторону, например «вперед». Судно в этом случае двигается вперед. Если указанную операцию с изменением эксцентриситета кривошипа 2 произвести на другом валу 1, а первую оставить без изменения, то судно получает упор «назад» и двигается назад.
Если одновременно изменять эксцентриситет кривошипов на первом и втором приводных валах, можно получить желаемую скорость движения в ту или иную сторону при неизменных режиме и направлении вращения вала основного двигателя.
Двигательно-движительный комплекс судна, содержащий приводной вал, лопасть, жестко скрепленную с втулкой, установленной с возможностью вращения на кривошипе приводного вала и снабженной двумя консолями со сквозными соосными отверстиями, в которых шарнирно установлены пальцы вилкообразного элемента, поворотно установленного на кронштейне, смонтированном на корпусе судна, а лопасть выполнена в виде жесткого крыла симметричного профиля, плоскость которой перпендикулярна оси кривошипа вала, отлинаюи1ийся тем, что, с целью повышения маневренности судна путем изменения величины и направления упора движителя, он снабжен механизмом регулирования, включающим в себя силовой привод с ползуном и тяги, шарнирно связанные между собой, с одним концом кривошипа и ползуном, при этом другой конец кривошипа шарнирно закреплен на приводном валу.
1474025
Составитель А. Петрушин
Редактор И. Горная Техред И. Верее Корректор М. Пожо
Заказ 1826/16 Тираж 374 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
1! 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб.. д. 4/5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 10!


