Судовой гребной винт
Изобретение относится к судостроению , в частности к судовым движителям, и касается конструкции устройства для изменения величины и направления тяги судового гребного винта. Цель изобретения - повьпиение удобства эксплуатации гребного винта путем изменения величины и направления тяги без изменения режима и направления вращения вала гребного винта. Судовой гребной винт содержит вал 1 , П-образнуто ступицу 2 с консолями 3, в гнезда которых шарнирно установлен вал 4 лопастей 5. В отверстия проушин 6 отогнутыми концами шарнирно установлена вилка 7, свободный конец которой в подшипнике установлен в раме. При помощи рукоятки поворота устанавливают лопасти 5 в требуемое положение (под углом к оси вращения вала 1). Для изменения величины тяги изменяют угол наклона лопастей 5 к оси вала 1, а для изменения направления движения рукоятку перекидьгеают на противоположный от первоначального борт. 2 ил. (1 (Л
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4105925/27-11 (22) 14.08.86 (46) 23.08.88. Бюл. М - 31 (75) В.H.Áîðóøíoâ (53) 629.12:532.582.5.037 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 1306809, кл. В 63 Н 3/00, 1985. (54) СУДОВОЙ ГРЕБНОЙ ВИНТ (57) Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым движителям, и касается конструкции устройства для изменения величины и направления тяги судового гребного винта. Цель изобретения — повышение удобства эксплуатации гребного винта путем изменения величины и направления тяги без изменения режима и
ÄÄSUÄÄ 418194 А1
gg 4 В 63 Н 3/00, 1/12, 25/42 направления вращения вала гребного винта. Судовой гребной винт содержит вал 1, П-образную ступицу 2 с консолями 3, в гнезда которых шарнирно установлен вал 4 лопастей 5.
В отверстия проушин 6 отогнутыми концами шарнирно установлена вилка
7, свободный конец которой в подшипнике установлен в раме. При помощи . рукоятки поворота устанавливают лопасти 5 в требуемое положение (под углом к оси вращения вала 1). Для изменения величины тяги изменяют угол наклона лопастей 5 к оси вала
1, а для изменения направления движения рукоятку перекидывают на про<О тивоположный от первоначального борт. 2 ил.
1418194
Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым движителям, и касается конструкции устройства для изменения величины и нап- 5 равления тяги судового гребного винта.
Цель изобретения — повьппение удобства эксплуатации гребного винта путем изменения величины и направления тяги без изменения режима и направ- 10 ления вращения вала гребного винта.
На фиг.1 показан судовой гребной винт, вид сбоку; на фиг.2 — то же, вид сверху.
Судовой гребной винт содержит 15 вал" 1, П-образную ступицу 2 с консолями 3, выполненными с гнездами— подшипниками, в которые вкладывается с воэможностью свободного поворота вал 4 лопастей 5. Комли лопас- 20 тей 5 снабжены двумя проушинами 6, расположенными вдоль продольной оси лопастей 5. В отверстиях проушин шарнирно установлены отогнутые концы вилки 7, свободный конец которой установлен в подшипнике поворотной рамы 8, которая может быть зафиксирована в требуемом положении упругим фиксатором 9, расположенным между кронштейном 10 и рукояткой 11 по- 30 ворота. Лопасти 5 расположены в одной плоскости и выполнены с симметричным поперечным сечением. Вал 1 приводится во врашение двигателем 12, установленным в корпусе судна 13.
Перед началом работы лопасти 5 с помощью рукоятки 11 поворота устанавливаются в положение, изображенное на фиг.2. При повороте рукоятки
11 в положение А рама повернется также в положение А, вилка 7 развернет лопасти 5.
При вращении лопастей 5 одна из 45 лопастей входит ребром в воду, другая также. ребром выходит. При движении лопасти 5 в воде происходит ее постепенный разворот и в нижнем положении (положение Д) лопасть 5 50 перпендикулярна оси вала 1, но движется она в плоскости, перпендикулярной оси вилки 7, т.е. движется с углом атаки, равным углу отклонения вилки 7, а следовательно, возникает движущая сила (сила показана стрелкой С) .
Для изменения величины тяги необходимо изменить угол отклонения рамы 8. В положении Б тяги не будет.
Для изменения направления движения следует рукоятку 11 переставить из положения А в положение В.
В результате плоскость вращения лопастей 5 изменится относительно оси вала 1, изменится и угол атаки лопастей 5 на противоположный от первоначального, т.е. судно будет двигаться в обратную сторону.
Формула изобретения
Судовой гребной винт, содержащий две лопасти, жестко связанные между собой и установленные в П-образной ступице при помощи вала, пропущенного сквозь консоли этой ступицы с возможностью поворота вокруг своей оси вращения, перпендикулярной оси вращения вала гребного винта, регулятор упора, содержащий поворотную раму, шарнирно установленную в кормовой оконечности судна, причем ось поворота рамы совпадает с осью вращения вала лопастей, и вилку, раздвоенный конец которой связан с лопастями, а свободный конец установлен с возможностью вращения вокруг своей продольной оси на поворотной раме, о т л и ч а ю щ и й— с я тем, что, с целью повышения удобства эксплуатации гребного винта путем изменения величины и направления тяги без изменения режима и направления вращения вала гребного винта, лопасти гребного винта расположены в одной плоскости и выполнены с симметричным профилем, ось вращения вала, пропущенного сквозь консоли П-образной ступицы, параллельна плоскости лопастей и перпендикулярна продольной оси последних, а вилка регулятора упора своим раздвоенным концом шарнирно установлена на лопастях гребного винта, причем плоскость вилки перпендикулярна плоскости этих лопастей и проходит через их продольную ось, а вал гребного винта распо-. ложен не ниже ватерлинии судна.
1418194
Составитель A.Ïåòðóøèí
Техред М.Ходанич
Корректор В.Гирняк
Редактор С.Патрушева
Заказ 4113/20
Тираж 396
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
ll3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4


