Коробка передач транспортного средства
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности, к ступенчатым коробкам передач, используемым на тракторах, автомобилях и других самоходных машинах в основном в качестве диапазонных редукторов. Цель изобретения - повышение технологических и кинематических возможностей коробки передач путем улучшения скоростного ряда при одновременном снижении габаритов. Коробка передач транспортного средства содержит корпус 1, входной 2 и выходной 3 валы, планетарный механизм 4 с солнечной шестерней 5, коронной шестерней 6 и связывающими их сателлитами 7, установленными на осях 8 в водиле 9, две связанные муфты 10,11 и механизм 12 управления. Водило 9 связано с выходным валом 3, муфта 10 связана с входным валом 2 и муфта 11 связана с корпусом 1. Целесообразно связь муфт 10, 11 между собой выполнять в виде связанного с механизмом 12 управления двуплечего рычага 13, установленного средней частью 14 в корпусе 1 и взаимодействующего концами 15, 16 с муфтами 10, 11. 1 з.п.ф-лы, 1 ил., 1 табл.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
А1 (5D 4 В 60 17 08
ggggg3853
11Р@(Я. Я -,6Ч1Ю уьМ0
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К А 8TOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4334745/31-11 (22) 30.11.87 (46) 15.04.89. Бюл. № 14 (71) Белорусский политехнический институт (72) О. К. Довнар, А. А. Трич, В. Л. Николаенко и А. И. Бобровник (53) 629.113-585.1 (088.8) (56) Патент США № 3477314, кл. 74 — 750, 1969. (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к ступенчатым коробкам передач, используемым на тракторах, автомобилях и других самоходных машинах в основном в качестве диапазонных редукторов. Цель изобретения — повышение технологических и кинематических возмож„„SU„„1472294 ностей коробки передач путем улучшения скоростного ряда при одновременном снижении габаритов. Коробка передач транспортного средства содержит корпус 1, входной 2 и выходной 3 валы, планетарный механизм
4 с солнечной шестерней 5, коронной шестерней 6 и связывающими их сателлитами 7, установленными на осях 8 в водиле 9, две связанные муфты 10, 11 и механизм 12 управления. Водило 9 связано с выходным валом 3, муфта 10 связана с входным валом 2 и муфта 11 связана с корпусом 1. Целесообразно связь муфт 10, 11 между собой выполнять в виде связанного с механизмом 12 управления двуплечего рычага 13, установленного средней частью 14 в корпусе 1 и взаимодействующего концами 15, 16 с муфтами 10, 11. 1 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 табл.
1472294
Формула изобретения
Передача коробки передач
Передаточное отношение
4,0
Г,333
1,0 изшая
Средняя
Высшая
Составитель С. Белоусько
Редактор И. Касарда Техред И. Верее Корректор А. Обручар
Заказ 546/! 7 Тираж 527 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, K — 35, Раушская наб., д, 4/5
Производственно-издательский комбинат «Патент», r. Ужгород, ул. Гагарина, 101
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к ступенчатым коробкам передач, используемым на тракторах, автомобилях и других самоходных машинах в основном в качестве диапа- 5 зонных редукторов.
Цель изобретения — повышение технологических и кинем атических возможностей коробки передач путем улучшения скоростного ряда при одновременном снижении габаритов.
На чертеже приведена кинематическая схема коробки передач транспортного средства.
Коробка передач транспортного средства содержит корпус 1, входной 2 и выходной
3 валы, планетарный механизм 4 с солнечной шестерней 5, коронной шестерней 6 и связывающими их сателлитами 7, установленными на осях 8 в водиле 9, две связанные муфты 10 и 11 и механизм 12 управле- 20 ния. Водило 9 связано с выходным валом
3, муфта 10 — с входным валом 2, а муфта
11 — с корпусом 1. Целесообразно связь муфт 10 и 11 между собой выполнять в виде связанного с механизмом 12 управления двуплечего рычага 13, установленного средней частью 14 в корпусе 1 и взаимодействующего концами 15 и 16 с муфтами 10 и 11.
Коробка передач транспортного средства работает следующим образом.
Положение механизма 12 управления, соответствующее низшей передаче, показано на чертеже. Солнечная шестерня 5 при этом посредством муфты 10 связана с входным валом 2, а коронная шестерня 6 посредством муфты 11 — с корпусом 1. Передаточное отношение планетарного механизма 4 при этом максимальное.
Для включения средней передачи механизм 12 управления смещается влево в среднюю позицию. Коронная шестерня 6 при этом посредством муфты 10 получает связь с входным валом 2, а солнечная шестерня 5 посредством муфты 11 связывается с корпусом 1. Передаточное отношение планетарного механизма 4 повышается.
Для включения высшей передачи механизм 12 управления смещается в крайнюю ле- 45 вую позицию. С входным валом 2 при этом посредством муфты 10 связывается водило
9. Передаточное отношение планетарного механизма 4 становится равным единице.
Передаточное отношение, обеспечиваемое предлагаемой коробкой передач при отношении чисел зубьев коронной 6 и солнечной 5 шестерен, равном трем, а также равном единице передаточном отношении, обеспечиваемом муфтой 10 между входным валом 2 и звеньями планетарного механизма 4, приведено в таблице
При других передаточных отношениях, обеспечиваемых муфтой 10 между входным валом 2 и звеньями планетарного механизма 4, передаточное отношение предлагаемой коробки передач изменяется пропорционально.
1. Коробка передач транспортного средства, содержащая корпус, входной и выходной валы, планетарный механизм с солнечной шестерней, коронной шестерней и связывающими их сателлитами, установленными на осях в водиле, и две муфты, связанные с трехпозиционным механизмом управления, отличающаяся тем, что, с целью повышения технологических и кинематических возможностей коробки передач путем улучшения скоростного ряда при одновременном снижении габаритов, водило связано с выходным валом, одна из муфт связана с входным валом, а вторая — с корпусом, при этом в первой позиции механизма управления первая муфта связана с солнечной шестерней, а вторая — с коронной шестерней, во второй позиции механизма управления первая муфта связана с коронной шестерней, а вторая — с солнечной шестерней, и в третьей позиции механизма управления первая муфта связана с водилом.
2. Коробка передач по и. 1, отличающаяся тем, что связь муфт между собой выполнена в виде связанного с механизмом управления двуплечего рычага, установленного средней частью в корпусе и взаимодействующего концами с муфтами.

