Коробка передач транспортного средства
Изобретение относится к машиностроению . Цель изобретения - уменьшение габаритно-весовых показателей. Коробка содержит ведущшЧ 2 и промежуточные 3 валы с жестко закрепленными на них шестернями 4-8, секции 9-11 ведомого вала с шестернями 12-14, выходной вал 15, шестерню 16 прямой передачи, колеса 21 и 22 заднего хода с одинаково направленными косыми зубьями, одно из которых жестко установлено на промежуточном валу 3, а другое свободно установлено на выходном валу 15. 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
А1 (19) (11) (50 4 В 60 К 17/08
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4209996/31-11 (22) 16.03.87 (46) 07.01.89. Бюл. М 1 (71) Камский политехнический институт (72) 10.В. Коровин, В.Л. Галеев и Я.А. Фардеев (53) 629.113(088.8) ! (Se) Авторское свидетельство СССР
В 1204412, кл. В 60 К 17/08, 1984. (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения — уменьшение габаритно-весовых показателей.
Коробка содержит ведущи 2 и промежуточные 3 валы с жестко закрепленными на них шестернями 4-8, секции 9-11 ведомого вала с шестернями 12-14, выходной вал 15, шестерню 16 прямой передачи, колеса 21 и 22 заднего хода с одинаково направленными косыми зубьями, одно из которых жестко установлено на промежуточном валу 3, а другое свободно установлено на выходном валу 15. 3 ил.
1449367
Изобретение относится к машиностроению,,а более конкретно к зубчатым ступенчатым коробкам передач, и может быть использовано в конструк5 циях трансмиссий транспортных средств.
Цель изобретения — уменьшение t габаритно-массовых показателей.
На фиг. 1 изображена конструкция коробки передач; на фиг. 2 — кинематика зацепления колес заднего хода; нл фиг. 3 — сечение по плоскости, перпендикулярной зацеплению колес заднего хода.
Коробка передач имеет корпус 1, ведущий 2 и промежуточный 3 валы с жестко закрепленными на них шестернями 4-8, секции 9-11 с шестернями
12-14, выходной влл 15, шестерню 16 прямой передачи, вилки 17-20 переклю-20 чения передач, колеса 21 и 22 заднего хода с одинлково направленными косыми зубьями, одно из которых жестко установлено на промежуточном валу
3, л другое свободно установлено на ьыходном валу 15.
Боковая поверхность зуба колеса
22 (21) образуется винтовым движением участка винтовой линии вершины зуба колеса 21 (22) (фиг. 2 ). 30
При касании зуб колеса 21 вступает в контакт с зубом колеса 22 v точке К„ на передних торцах колес. Тлк как зубья колес винтообрлзны, по мемере вращения колес точка К касания зубьев перемещается с некоторой скоростью 7„ параллельно осевым линиям колес. Онл перемещается до выхода данной пары зубьев из зацепления в точке К m нл другHx торцах колес. 40
Прямая К„К К является линией зацепления. Она плрлллельна осям колес и отстоит от плоскости, проходящей через оси колес на некотором рассто" янии d. Геометрическим местом точек 45 касания зубьев нл рассматриваемых вращающихся колесах 21 и 22 будут винтовые линии К,К К, и К К К боко1 ( вых поверхностей зубьев. Для того, чтобы точка Е пересечения винтовой
I линии К,К К, и линии К„К К зацепления двигалась вдоль линии зацепления от точки К„ к точке К, необходимо врлщлть колесо 21 против часовой стрелки. Для движения точки К пересечения винтовой линии К<К К<
55 и линии K„K злцепления в том же направлении но линии зацепления от точки К „ к точке К необходимо колесо 22 вращать также против часовой стрелки ° Таким образом, колеса 21 и 22 вращаются в одном направлении.
При включении эадне"o хода промежуточный 3 и выходной 15 валы вращаются в одинаковых направлениях.
Вращение от колеса 21 к колесу
22 передается выталкиванием зубьев колеса 22 зубьями колеса 21. Сечение зубьев колес 2! и 22 в момент зацепления плоскостью о, перпендикулярной плоскости, йроходящей через оси колес 21 и 22; показано на фиг. 3.
1(оробка передач работает следующим образом.
1(рутящий момент от двигателя через шестерню 4 ведущего вала 2 передается промежуточному валу 3 через шестерню 5. Вместе с промежуточным валом вращаются сидящие нл нем шестерни 5-8 и колесо 21, которые будучи в постоянном зацеплении с шестернями 12-14 секции ведомого вала, с шестерней !6 прямой передачи и с колесом 22 заднего хода, посаженных на выходном валу 15, вращают. их свободно.
Прямой ход: так клк зубчатые колеса, обеспечивающие прямой ход, выполнены с обычными эвольвентными зубьями, выходной вал вращается в направлении, противоположном направлению вращ ния промежуточного вала.
Задний ход. перемещая вилкой 17 муфту 23, вводим в зацепление зубчатые венцы 24 колеса 22 заднего хода с зубчатыми венцами 25 выходного гала. Включена задняя передача. Крутящий момент от промежуточного вала
3 через соединенные колеса 21 и 22 передаются через муфту 23 выходному валу 15. Так как колеса 21 и 22 изготовлены косозубыми, зубья которых имеют одинаковые направления, оба колеса вращаются в одном направлении, соедовательно, промежуточный 3 и выходной 15 валы вращаются в одинаковых направлениях.
В коробке передач, снабженной колесами заднего хода с одинаково направленными косыми зубьями, одно иэ которых жестко установлено на промежуточном валу, а другое свободно установлено на выходном валу, исключаются ось с блоком шестереН и опоры для ее установки в корпусе. Отсутствие дополнительных опор сокращает
1449367
4 количество операций на изготовление м жуточный валы с жестко закреплен-о корпуса, снижая трудоемкость. Отсут- ными шестернями, выходной вал со ствие блока-шестерен заднего хода свободно установленными шестернями, уменьшает размеры корпуса. Исключение
° ие 5 зацепленными с шестернями промежуточиз конструкции деталей и уменьшение ного вала и имеющими муфты для свяраэмеров снижает металлоемкость коро ки передач. б о- зи между своими ступицами и вь|ходУ
° ным валом, и кинематически связанные прощение конструкции коробки между собой шестерни заднего хода передач сокращает трудоемкость как
Э
)p одна из которых жестко закреплена на при ее изготовлении, так и при обЬ промежуточном валу, а другая устаслуживании в эксплуатации. Снижение новлена на выходном валу, о т л иметаллоемкости, уменьшая вес коробки ч а ю щ а я с я тем, что, с целью передач, повышает грузоподъемность уменьшения габаритно-массовых покаи снижает расход топлива транспортнор о- 1 зателей, вторая иэ упомянутых шестего средства. Урощение конструкции ко- ен эа не робки пе о- рен заднего хода установлена на вью ки передач повышает качество ее ходном валу свободно, связана с ним изготовления, увеличивает срок службы. через управляемую муфту и зацеплена ф о р м1 у л а и з о б р е 1 е н посРе с венно с шес еРней эаД rе о хода на промежуточном валу, при
Коробка передач транспортного этом эти шестерни выполнены с одинасредства, содержащая ве дущий и про- ково направленными косыми зубьями.
21
Риг. 2
1449367
Составитель С.Белоусько
Редактор Г.Гербер Техред Л.Олийнык Корректор M.Èàêñèìûèèíåö
Заказ 6914/17 Тирам 558 Подписное
ВНИИПИ "îñóäàðñòâåêíîão комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Укгарод, ул. Проектная, 4



