Соосная коробка передач для транспортного средства
Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения - расширение кинематических возможностей. Внутренний первичный вал 2 дополнительно снабжен зубчатым венцом 15, зацепленным с дополнительной шестерней 17 промежуточного вала 8, на муфте 18 которой выполнены дополнительные синхронизируюш,ие поверхности и зубчатые венцы для соединения венца 15 с промежуточным валом 8. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)4 В 60 К 17 08
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
H А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
<"
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (61) 1299842 (21) 4290363/27-11 (22) 27.07.87 (46) 23.03.89. Бюл. № 11 (75) Г. И. Лифшиц и И. И. Лифшиц (53) 629.113-585.! (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1299842, кл. В 60 К 17/08, 1985.
„„SU„„1466963 A 2 (54) СООСНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ДЛЯ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения— расширение кинематических возможностей.
Внутренний первичный вал 2 дополнительно снабжен зубчатым венцом 15, зацепленным с дополнительной шестерней 17 промежуточного вала 8, на муфте 18 которой выполнены дополнительные синхронизируюшие поверхности и зубчатые венцы для соединения венца 15 с промежуточным валом 8.
1 ил.
1466963
Формула изобретения
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач транспортных машин, и является усовершенствованием изобретения по авт. св. № 1299842.
Цель изобретения заключается в расширении кинематических -возможностей.
На чертеже приведена конструктивная схема соосной коробки передач.
На первичных валах 1 и 2 установлены ведомые диски сцеплений 3 и 4. На вто, ричном валу 5 жестко установлена ведомая шестерня 6, зацепленная с шестерней 7,,жестко установленной на промежуточном ва лу 8. На первичном валу 1 выполнены зуб, чатые венцы 9 и 10, зацепленные с шес.тернями 11 и 12, свободно установленными на промежуточном валу 8, на котором между шестернями 11 и 12 установлена ступица с двойной зубчатой муфтой 13 для .соединения этих шестерен с промежуточным
;валом. На внутреннем первичном валу 2 .выполнены зубчатый венец 14 и дополнитель.ный зубчатый венец 15, которые зацеплены шестерней 16 и дополнительной шестерней 17, свободно установленными на промежуточном валу 8, а между этими шестернями на валу 8 установлена ступица с муфтой 18, на которой с обеих сторон выполнены зубчатые венцы (не обозначены) для соединения шестерен 16 и 17 с промежуточным валом 8. Шестерни 12 и 16 снабжены зубчатой муфтой 19 для соединения между собой, а вторичный вал 5 снабжен муфтой 20 для соединения с первичным валом 2. Шестерни 21 и 22 заднего хода выполнены на муфте 13 и первичном валу 1.
Вилки муфт 13, 18, 19 и 20 снабжены штоками с гидроцилиндрами 23 — 26 переключения передач.
Коробка передач работает следующим образом.
Первая передача включается перемещением муфты 13 влево и включением муфты !
9 с последующим включением сцепления 4.
Мощность передается от сцепления 4 по кинематической цепи шестерен 14 — 16 — 12—
10 — 9 — 11 — 7 — 6 на вторичный вал 5.
Для переключения на. вторую передачу достаточно плавно переключиться со сцепления 4 на сцепление 3. Мощность передается от сцепления 3 по кинематической цепи шестерен 9 — 1 — 7 — 6 на вторичный вал 5.
Для переключения на третью передачу отключается муфта 19, а муфта 18 перемещается влево с последующим плавным безразрывным переключением со сцепления 3 на сцепление 4. Мощность передается от сцепления 4 по кинематической цепи шестерен 14 — 16 — 7 — 6 на вторичный вал 5.
Для переключения на четвертую передачу муфта 13 перемещается вправо с по5
40 следующим плавным переключением со сцепления 4 на сцепление 3. Мощность передается от сцепления 3 по кинематической цепи шестерен 10 — 12 — 7 — 6 на вторичный вал 5.
Для переключения на пятую передачу муфта 18 перемещается вправо с последующим плавным безразрывным переключением со сцепления 3 на сцепление 4. Мощность передается от сцепления 4 по кинематической цепи шестерен 15 — 17 — 7 — 6 на вторичный вал 5.
Для переключения на шестую передачу отключается муфта 13 и включается муфта
19 с последующим плавным безразрывным переключением со сцепления 4 на сцепление 3
Мощность передается от сцепления 3 по кинематической цепи шестерен 10 — 12 — 16—
14 — 15 — 17 — 7 — 6 на вторичный вал 5.
Для переключения на седьмую и восьмую передачи отключается муфта 18 и включается муфта 20. Седьмая и восьмая передачи осуществляются при включенных муфтах 19 и 20. При включении сцепления 4 осуществляется прямая (седьмая) передача от сцепления 4 через первичный вал 2 и муфту 20 на вторичный вал 5. При включении сцепления 3 осуществляется повышающая (восьмая) передача от сцепления 3 по кинематической цепи шестерен 10 — 12—
16 — 14 через муфту 20 на вторичный вал 5.
Переключение между этими передачами осуществляется плавно без разрыва тягового усилия путем переключения сцеплений 3 и 4.
Две передачи заднего хода осуществляются при включенной муфте 19 с плавным безразрывным переключением между ними путем переключения сцеплен и 3 и 4. От сцепления 4 осуществляется первая реверсивная передача по кинематической цепи шестерен 14 — 16 — 12 — 10 — 21 — 22 — 7 — 6 на вторичный вал 5, а от сцепления вторая реверсивная передача по кинематической цепи шестерен 21 — 22 — 7 — 6 на вторичный вал 5. Все обратные переключения осуществляются в обратном порядке.
Соосная коробка передач для транспортного средства по авт. св. № 1299842, отличающаяся тем, что, с целью расширения кинематических возможностей, внутренний первичный вал снабжен вторым зубчатым венцом, зацепленным со свободно установленной на промежуточном валу дополнительной шестерней, а на одинарной муфте промежуточного вала выполнены дополнительные зубчатые венцы для соединения этой дополнительной шестерни с промежуточным валом.

