Карданный шарнир пестова
Изобретение относится к машиностроению , в частности может быть использовано для соединения валов тран-. спортных средств. Цель изобретения - повышение долговечности; Шарнир содержит две вилки с проушинами 11,18, крестовину .3 .с двумя цапфами, палец 12 с двумя цапфами 22 и подшипники 4. Палец неподвижно закреплен в проушинах одной вилки. Крестовина выполнена со сквозным отверстием, перпендикулярным оси цапф, и установлена с возможностью вращения как относительно пальца, так и относительно проушин второй вилки. Цапфы 22 и 26 выполнены в виде усеченных конусов, вершины которых расположены в центре шарнира. Вилка с проушинами снабжена резербуаром для смазки, шарнирсистемой смазки в виде каналов, отверстий с дозаторами, с уплотнительными кольцами и заглушками. 5 з.п. ф-лы, 3 ил. (С
CQO3 СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛ ИСТИЧЕСНИХ
PECllVEiËÈН цр 4 F 16 В 3/26
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Х АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ иг.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
fl0 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4164648/25-27 (22) 18. 12. 86 (46) 28.02.89. Вюл, Р 8 (75) В.Н. Пестов (53) 621.825.6(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Р 217153, кл. F 16 D 3/22, 1966. (54) КАРДАННЫЙ ШАРНИР ПЕСТОВА (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности может быть использовано для соединения валов тран-. спортных средств. Цель изобретения— повышение долговечности. Шарнир содержит две вилки с проушинами 11,18, крестовину .3 с двумя цапфами, палец
„„Я0„„14 2 5 А1
12 с двумя цапфами 22 и подшипники
4. Палец неподвижно закреплен в проушинах одной вилки. Крестовина выполнена со сквозным отверстием, перпендикулярным оси цапф, и установлена с возможностью вращения как относительно пальца, так и относительно проушин второй вилки. Цапфы 22 и 26 выполнены в виде усеченных конусов, вершины которых расположены в центре шарнира. Вилка с проушинами снабжена резервуаром для смазки, шарнирсистемой смазки в виде каналов, отверстий с дозаторами, с уплотнительными кольцами и заглушками. 5 з.п. ф-лы, 3 ил.
1 462035
Изобретение относится к машино строению, в частности к устройствам для соединения валов транспортных средств.
Цель изобретения — повышение долговечности и снижение уровня вибрации.
На фиг. 1 показан шарнир, поперечное сечение; на фиг. 2 — то же, продольное сечение; фиг. 3 — схема дей, :. ствия нагрузок. !
Шарнир содержит вилки 1,2, крес: товину 3, подшипники 4 ° уплотнительные
: êîëüöà 5,6, дозаторы 7, а также за; глушки 8. Вилка 1 содержит проушины
9 с соосными отверстиями 10, в кото; рых неподвижно установлены промежуточные втулки 11, а также палец t2. В основании вилки 1 расположен реэер- 20 вуар для смазки, образованный полостью 13 и перегородкой 14. Резервуар выполнен с отверстием 15 для : заполнения смазкой и соединен с подшипниками 4 посредством каналов 16, выполненных в проушинах 9. В конце каналов 16 установлены доэаторы 7 °
Вилка 2 содержит проушины 17, в отверстиях 18 которых неподвижно установлены стаканы 19, и может быть 30 снабжена аналогичной системой смазки.
Промежуточные втулки 11 выполнены с кольцевыми канавками 20 для установки уплотыительных колец 5 и отверстиями 21 для прохода смазки.
Палец 12 выполнен с двумя соосны35 ми цапфами 22, с пересекающимися каналами 23, отверстиями 24 для прохода смазки и с резьбовыми отверстиями
25 для крепления заглушек 8. Цапфы
22 выполнены в.виде усеченных конусов, вершины которых расположены в точке пересечения осей цапф, в цент,ае шарнира.
Крестовина 3 выполнена в виде кор- 45 пуса с одной парой соосных противонаправленных цапф 26 со сквозным отверстием 27, ось которого перпендикулярна оси цапф 26, а также с каналами 28 для прохода смазки и 50 кольцевыми канавками 29 для установки уплотнительных колец 5..
Подшипники 4 выполнены в виде раэрезных антифрикционных вкладышей, вместо которых могут быть применены конусные или многорядные шариковые подшипники. Дозаторы 7 выполнены иэ пористого материала.
Форма цапф 26 аналогична форме цапф 22.
Крестовина 3 установлена с возможностью вращения относительно пальца
12 и стакана 19, т.е. относительно обеих вилок.
Смазка поступает к подшипникам
4 по каналам 16, отверстиям 21,24, каналам 23 и 28 °
На фиг. 3 применены следующие обозначения:
Р -Р— пара внешних сил, приложенных к шарниру;
P -P — пара сил момента сопроФ тивления, Р, -P и Р -Р„ — пары сил реакций связи, АО, ОБ, А,О, ОБ„ — среднее значение плеч реакций связи;
Х-Х вЂ” ось цапф крестовины;
Y-Y — ocb цапф шарнирного пальца;
t а0, а О и т.д. — крайние значения плеч реакций связи.
Под действием внешней пары сил
Р, -Р и пары сил Р -Р момента сопротивления происходит передача шарниром крутящего момента. В результате воздействия этих пар сил на участках цапф возникают силы реакций связи, действующих на плечах АО, ОБ и т.д.
Поскольку нагруженные участки подшипников расположены взаимно перпендикулярно, то и силы реакций связи расположены взаимно перпендикулярно.
Таким образом, выполнением шарнира с одной подвижной парой цапф относительно крестовины, а также выполнение каждой из цапф в форме усеченного конуса с вершиной, расположенной в центре шарнира,, достигается снижение нагрузок на подшипники и. снижение вибрации звеньев, а выполнением резервуара для смазки в основании вилки достигается увеличение объема и улучшение условий смазки, что и повышает долговечность шарнира в целом.
Формула изобретения
1. Карданный шарнир, содержащий две вилки с отверстиями в проушинах, крестовину с цапфами и установленные на них подшипники, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения долговечности и снижения уровня вибрации, одна из вилок снабжена неподвижно закрепленным в отверстиях проушин пальцем, выполненным с одной з
4 парой соосных цапф, расположенных шипников, расположенным в ее основамежду проушинами в зоне сопряжения с нии. последними, крестовина выполнена в 4. Шарнир по п. 1, о т л и чавиде корпуса с второй парой соосных ю шийся тем, что соединение цапф и перпендикулярным им сквозным .5 шарнирного пальца с вилкой выполнеотверстием, в котором установлен па- " но посредством промежуточных втулок. лец, шарнирно соединенный с крестовиной посредством подшипников, уста- 5. Шарнир по пп. 1 и 4, о т л иновленных на цапфах пальца, а подшип- ч а ю шийся тем, что он снабники, установленные на цапфах кресто- жен основными уплотнительными сальвины, расположены в отверстиях проу- никовыми кольцами, расположенными в шин второй вилки. кольцевых канавках, выполненных в
2 ° Шарнир по п. 1, о т л и ч а- корпусе крестовины и в промежуточных ю шийся тем, что- каждая из 15 в улках. цапф выполнена в форме усеченного 6-; Шарнир по пп. 1 и 5, о т л иконуса, вершина которого расположена ч а ю шийся тем, что он снабв точке пересечения их осей. жен дополнительным уплотнительными
3. Шарнир по и. 1, о т л и ч а- сальниковыми кольцами, установленныю шийся тем что вилка выполЭ
20 ми между корпусом крестовины и вилнена с резервуаром для смазки под- ками.
1462035
Составитель М.Коровина
Техред П.Сердокова
Корректор Н.Король
Редактор M.Öèòêèíà
Заказ 657/33 Тираж 721 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открьгтиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101



