Асинхронный карданный шарнир
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к асинхронному карданному шарниру, используемому в трансмиссиях легковых автомобилен . Цель изобретения - повышение долговечности. Шарнир содержит две вилки, соединенные одна с другой посредством крестовины 2, каждая из вилок установлена с возможностью взаимодействия с крестовиной как с ее шинами 9 посредством карданных подшипников 3, так и с ее корпусом 8 посредством подпружиненного подпятника 4. Торцовые стороны корпуса крестовины выполнены в виде .выпуклых сфе-- рических поверхностей. Рабочие поверхности подпятников выполнены в виде вогнутых сферических поверхностей . Радиусы поверхностей равны, а их центры расположены в точке пересечения осей шипов крестовины. Таким об)азом, каждая из вилок центрируется относительно крестовины посредством подпятника, размещенного между щеками вилки. 1 з.п. ф-лы, 1 ил. (О (Л
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)4 F 16 D 3/26
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
«Ф — - - -.е р ...;ТфР т
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
I (21) 4094782/31-27 (22) 14.07.86 (46) 15.01.88. Бюл. № 2 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР (72) П.А. Удовидчик (53) 621.825.6(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1052748, кл. F 16 D 3/26.
I (54) АСИНХРОННЬ!Й КАРДАННЫЙ ШАРНИР (») Изобретение относится к области машиностроения, в частности к асинхронному карданному шарниру, используемому в трансмиссиях легковых автомобилей. Пель изобретения — повышение долговечности, Шарнир содержит две вилки, соединенные одна с другой
ÄÄSUÄÄ 1366?39 А1 посредством крестовины 2, каждая из вилок установлена с возможностью взаимодействия с крестовиной как с ее шинами 9 посредством карданных подшипников 3, так и с ее корпусом 8. посредством подпружиненного подпятника
4. Торцовые стороны корпуса крестовины выполнены в виде .выпуклых сфе-рических поверхностей. Рабочие поверхности подпятников выполнены в виде вогнутых сферических поверхностей. Радиусы поверхностей равны, а их центры расположены в точке пересечения осей шипов крестовины. Таким образом, каждая из вилок центрируется относительно крестовины посредством
С> подпятника, размещенного между щеками вилки. 1 з.п. ф-лы, 1 ил. формула изобретения
Составитель M. Коровина
Редактор И. Касарда Техред N.Ходанич Корректор А. Зимокосов
Заказ 6808/34 Тираж 784 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул, Проектная, 4
136673
Изобретение относится к машиност1 роению, в частности к карданным шарнирам трансмиссий легковых автомобилей, и может быть использовано для
В соединения валов, расположенных под углом друг к другу.
Цель изобретения — повышение долговечности .путем разгрузки шипов крестовины и контактирующих с ними звеньев, На чертеже изображен асинхронный карданный шарнир.
Асинхронный карданный шарнир содержит две вилки 1, крестовину 2, карданные подшипники 3, подпятники 4.
Каждая из вилок 1 выполнена с двумя щеками 5 в виде торцовых выступов.
В щеках выполнены соосные отверстия
6 для установки карданных подшипников, Каждая из вилок 1 выполнена с разМещенным между ее щеками осевым отверстием 7, Крестовина 2 выполнена в виде корпуса 8 с двумя парами противонаправленных шипов 9, размещенных на его боковых сторонах 10. Торцовые стороны корпуса 8 выполнены в виде сферических поверхностей 11. Каждый из карданных подшипников 3 выполнен в виде тонкостенной обоймы 12 (без донышка), уплотнения 13, игл 14 и крышки 15.
Подпятник 4 выполнен в виде опоры с вогнутой сферической поверхностью pre
16 с уплотнением 17, опорной шайбой
18 и тарельчатыми пружинами 19, Детали 4, 18, 19 зафиксированы от осевого смещения в направлении от центра шарнира стопорным кольцом 20 ° 40
Поверхности 11 и 16 выполнены одного радиуса, а центр этих поверхностей расположен в центре шарнира, т.е. в точке пересечения осей шипов 9. Подпятники 4 взаимодействуют с торцовыми 46 сторонами корпуса крестовины и подпружинены по направлению к центру шарнира, 9 2
При передаче крутящего момента . между вилками 1, расположенными под углом одна к другой, выбираются радиальные зазоры в карданных подшипниках. Возникает упругая деформация щек вилок и шипов крестовины, приводящая к развороту каждой вилки относительно крестовины в радиальной плоскости, что вызывает перекос как торцов шипов, так и боковых сторон корпуса крестовины относительно поверхностей щек вилок. Однако этот перекос не влияет на центрирование звеньев шарнира, поскольку центрирование осуществляется сферическими поверхностями корпуса и подпятников, что обеспечивает разгрузку как торцов шипов крестовины, так и оснований шипов (боковых сторон корпуса крестовины) и тем самым повышает долговечность шарнира в целом.
1. Асинхронный карданный шарнир, содержащий две вилки с соосными отверстиями в щеках, установленные с возможностью взаимодействия одна с другой посредством крестовины с двумя парами противонаправленных шипов, размещенных на боковых сторонах корпуса, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности, каждая из вилок снабжена расположенным между ее щеками соосным подпятником, выполненным с вогнутой сферической поверхностью, обращенной к центру шарнира, а торцовые стороны корпуса крестовины выполнены в виде сферических поверхностей, ответных, по форме сферическим поверхностям подпятников, при этом подпятники установлены с.возможностью взаимодействия с корпусом крестовины указанными сферическими поверхностями.
2. Шарнир по п.1, о т л и ч а ю— шийся тем,что каждый из подпятников подпружинен в направлении центра шарнира.

