Устройство для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное с выстоями в крайних положениях
Изобретение от.осится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное,например , в двигателях внутри него сгорания , насосах и т.д. Цель изобретения - уменьшение габаритов устройства за счет выполнения колеса овальным . Положительный эффект достигается тем, что устройство снабжено двумя дисками, жестко закрепленными на валу , зубчатое колесо II вьпюлн о овальным и жестко закреплено между дисками, эксцентрично относительно оси вала таким образом, что ось вала проходит через середину одной из больших дуг колеса II. При вращении ведущего вала 8 по часовой стрелке от привода кулачки 12, взаимодействуя с роликом 15, сохраняют постоянное зацепление между овальным зубчатым колесом II и зубчатой рейкой 5 при переходе его с одной стороны зубчатой рейки 5 на дру-с гую и ликввдируют под нагрузкой бесконтрольное перемещение ползуна 4, 3 ил. Ф
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (19) (11) y1) y F 16 К 19/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
r1O ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
К А BTOPCHOIVIY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4261473/25-28 (22) 15.06.87 (46) 07.02.89. Бюл. 11 5 (75) П.А ° Макасин (53) 621.833(088.8) (56) Джонс Ф. и Хортон Х. Механизмы автоматического действия, М.: Машгиз, 1961, с. 382, фиг. 298. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В ВОЗВРАТНОПОСТУПАТЕЛЬНОЕ С ВЫСТОЯМИ В КРАЙНИХ
ПОЛОЖЕНИЯХ (57) Изобретение от .осится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное,например, в двигателях внутрэ1 него сгорания, насосах и т.д. Цель изобретения — уменьшение габаритов устройстE-3 ва за счет выполнения колеса овальным. Положительный эффект достигается тем, что устройство снабжено двумя дисками, жестко закрепленными на валу, зубчатое колесо II выполнено овальным и жестко закреплено между дисками, эксцентрично относительно оси вала таким образом, что ось вала проходит через середину одной из больших дуг колеса 11. При вращении ведущего вала
8 по часовой стрелке от привода кулачки 12, взаимодействуя с роликом
15, сохраняют постоянное зацепление между овальным зубчатым колесом ll u зубчатой рейкой 5 при переходе его с одной стороны зубчатой рейки 5 на дру-о гую и ликвидируют под нагрузкой бесЩ контрольное перемещение ползуна 4, 3 ил. (:
1456664
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного дви/ жения в возвратно-поступательное, на- 5 пример, в двигателях внутреннего сго-, рания, насосах и т.д.
Цель изобретения — уменьшение габаритов устройства за счет выполнения колеса овальным. 10
На фиг. 1 изображено устройство для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное с выстоями в крайних положениях, общий вид; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг.1; 15 на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 2 (вал о повернут на 90 по часовой стрелке), Устройство для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное с выстоями в крайних 20 положениях содержит корпус 1, в направляющих 2 и 3 которого, выполненных в виде накладок из гофрированного материала, установлен полэун 4 с замкнутой зубчатой рейкой 5 внутреннего зацепления, которая состоит из двух прямолинейных 6 и двух дуговых 7 участков. Так как зубья рейки
5 на самых удаленных от центра дуговых участках 7 практически не не- 30 сут нагрузки при передаче движения, то зубья на этих участках 7 можно не нарезать (фиг. 1 и 3). Перпендикулярно продольной оси ползуна 4 в корпусе 1 размещен ведущий вал 8, 35 имеющий две шейки 9, жестко связанные с двумя дисками 10, между которыми жестко установлено овальное зубчатое колесо 11, взаимодействующее с рейкой 5. Зубчатое колесо 11 40 размещено эксцентрично валу 8 таким образом, что ось вала 8 проходит через середину одной из больших дуг колеса 11. На противоположных от овального зубчатого колеса 11 сторо- 45 нах дисков 10 жестко закреплены кулачки 12. Последние своей внутренней профилированной поверхностью 13 взаимодействуют периодически с двумя сквозными роликами 14 и 15, которые установлены с возможностью вращения в ползуне 4 симметрично зубчатой рейке 5. Ролики 14 и 15 взаимодействуют с кулачками 12 при подходе ползуна к с о м крайним положениям и тем самым ликвидируют выход рейки
5 иэ зацепления с зубчатым колесом
11. Ведущий вал 8 своими шейками 9 установлен в подшипниках 16 скольжения, одна половина которых закреплена в корпусе 1, а другая — в крышке
1? корпуса, жестко соединенной с корпусом 1 при помощи болтов 18. Каждая шейка 9 дополнительно соединена ребрами 19 жесткости с дисками 10.
Устройство для преобразования вращательного движения в возратно-поступательное с выстоями в крайних положениях работает следующим образом.
При постоянном вращении ведущего вала 8 по часовой стрелке от привода кулачка 12, взаимодействуя с роликом.15,сохраняют постоянное зацепление между овальным зубчатым колесом
11 и зубчатой рейкой 5 при переходе
его с одной стороны зубчатой рейки 5 на другую и ликвидируют под нагрузкой бесконтрольное перемещение ползуна 4, В этот момент полэун 4, сделав кратковременную остановку, при переходе точки перемены, знака скорости начинает перемещаться вправо.
Зубья овального зубчатого колеса 11 входят в зацепление с зубьями правого верхнего полудугового участка рейки 5, а кулачки 12 продолжают взаимодействовать с роликом 15 до тех пор, пока зубья овального зубчатого колеса 11 не войдут в надежное зацепление с зубьями рейки 5. При вращении зубчатого колеса 11 зубья его переходят на верхний прямолинейный участок рейки 5, а ползун 4 начина- ет свое движение вправо с постоянной скоростью. Зубья зубчатого колеса 11 переходят с верхнего прямолинейного на левый полудуговой участок рейки 5. Ролики 14 начинают обкатывать кулачки 12, а ползун 2 замедляет свое движение вправо до полной кратковременной остановки. Зубчатое колесо 11 выходит из зацепления с верхней стороной рейки 5 и входит в
4 зацепление с левым нижним полудуговым участком рейки 5. После кратковременной остановки ползун 4, увели. чивая скорость, начинает свое движе- ние влево, а при переходе зубчатого колеса 11 на нижний прямолинейный участок рейки 5 начинает свое движение с постоянной скоростью, ролик
14 в этот момент прекращает свое взаимодействие с кулачками 12, Пройдя нижний прямолинейный участок рейки
5, зубчатое колесо 11 переходит на правый нижний полудуговой участок рейки 5. Ролик 15 начинает обкаты! 456664 вать кулачки 12. Полэун 4 замедляет свое движение влево до полной кратковременной остановки. В дальнейшем цикл повторяется.
Формула изобретения
Устройство для преобразования вращательного движения в возвратно- по- 10 ступательное с выстоями в крайних положениях, содержащее корпус с направляющими, установленный в направляющих с возможностью поступательного перемещения полэун, выпол- 15 ненный в виде замкнутой рейки внутреннего зацепления с двумя прямолинейными и двумя дуговыми участками вал, установленное на нем и предназначенное для взаимодействия с рейкой зубчатое колесо и взаимодействующие между собой кулачки и ролики, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, устройство снабжено двумя дисками, жестко за-. крепленными на валу, зубчатое колесо выполнено овальным и жестко закреплено между дисками эксцентрично относительно оси вала таким образом, что ось вала проходит через середину одной из больших дуг колеса, кулачки расположены на дисках диаметрально противоположно колесу, а ролики установлены на боковых поверхностях- ползуна симметрично относительно рейки и в ее срединной продольной плоскости.
I 456664
А-А
Редактор А. Козориз
Заказ 7464/32 Тираж 72J Подписное
ВН1П1ПИ . осударственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
1:р,изводе г енно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
3
16
Составитель С. Андреев, Техред М.Дидык Корректор С. Шекмар



