Червячная передача
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах высоконадежных и тяжелонагруженных устройств. Цель изобретения - повышение долговечности передачи, а также увеличение ее нагрузочной способности. Положительный эффект достигается тем, что в червячной передаче трение качения в опорах промежуточных элементов заменено жидкостным трением с плунжерной системой подачи смазки . Выполнение опор промежуточных элементов на подшипниках скольжения позволяет увеличить нагрузочную способность передачи , так как возможно существенное уменьшение шага между промежуточными элементами , что увеличивает их количество, находяшееся в зацеплении с червяком. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (5!1 4 F 16 Н 1 !6 списочник изоБРЕтениЯ
Н A BTOPGHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4225542/25-28 (22) 08.04.87 (46) 30.10.88. Бюл. № 40 (71) Одесский технологический институт пищевой промышленности им. М. В. Ломоносова (72) В. Ф. Мальцев, М. В. Стаханов и П. А, Бондарь (53) 621.833(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 77312, кл. F 16 Н 1/16, 1947. (54) ЧЕРВЯЧНАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах высоконадежных и тяжелонагруженных
„„Я0„, 1434195 А1 устройств. Цель изобретения — повышение долговечности передачи, а также увеличение ее нагрузочной способности. Положительный эффект достигается тем, что в червячной передаче трение качения в опорах промежуточных элементов заменено жидкостным трением с плунжерной системой подачи смазки. Выполнение опор промежуточных элементов на подшипниках скольжения позволяет увеличить нагрузочную способность передачи, так как возможно существенное уменьшение шага между промежуточными элементами, что увеличивает их количество, находящееся в зацеплении с червяком. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Формула изобретения
Изобретение относится к машинострое,нию и может быть использовано в приво,:дах высоконадежных и тяжелонагруженных устройств.
Цель изобретения — повышение долговечности передачи и увеличение ее нагрузочной способности посредством замены трения качения в опорах промежуточных элементов в червячных колесах на жидкост.ное трение с плунжерной системой подачи смазки.
На фиг. 1 изображена червячная переача, общий вид; на фиг. 2 — сечение Б — Б а фиг. 1; на фиг. 3 — - копир; на фиг. 4— ид А на фиг. 3.
Передача состоит из цилиндрического чер вяка 1 с прямолинейным профилем витков, двух червячных колес 2, расположенных по обе стороны от червяка, в которых раскрепдены промежуточные элементы, выполненные виде роликов 3 с осью вращения, параллельной оси вращения червячных колес 2. Родики 3 закреплены в червячных колесах 2
1 ри помощи подшипника скольжения, выполненного в виде двух бронзовых втулок 4, бронзовой шайбы 5 и стопорного кольца 6. йежду двумя соседними роликами в каждом червячном колесе выполнены глухие отверстия, образующие емкость для смазки, соеиненную каналами с опорами. Радиус расоложения осевой линии глухих отверстий превышает расстояние от оси вращения промежуточного элемента до оси вращения червячных колес. В каждом глухом отверстии 7 установлен поджатый пружиной 8 плунжер 9, причем его сферическая поверхность 10 постоянно контактирует с профилированным
1 опиром 11. Кроме того, в каждом чер вячном колесе 2 размещены впускные клаана, соединенные каналом каждый с соотетствующей емкостью для смазки и состояие из втулки 12, шарика 13 и пружи ны 14. Копир 11 выполнен в виде кольца и имеет по своей поверхности, обращенной и червячным колесам, четыре различных участка: I — участок наибольшей толщины, II u IV — переходные участки, 111 участок наименьшей толщиньь
Червячная передача работает следующим образом.
При вращении червяка 1 через ролики 3 вращение червяка передается каждому червячному колесу 2. При выходе ролика 3 из зацепления с червяком 1 сферическая поверхность 10 плунжера 9 максимально поджата профилированным копиром 11, при этом рабочий объем емкости для смазки минимален. При входе плунжера 9 в смазку он, соприкасаясь с копиром, переходит с участка 1 на участок II копира, при этом пружина 8 постепенно отжимает плунжер 9, увеличивая объем емкости для смазки, в которую через клапан поступает смазка. При выходе из смазки плунжер 9 движется по
Ш участку копира 1 с максимально наполненной смазкой емкостью. При входе в зацепление с червяком 1 ролик 3 начинает вращаться, а перед этим плунжер 9,.переходя на
IV участок копира 1, выжимает смазку из смазочной емкости и подает ее в опоры промежуточных элементов под таким давлением, которое гарантирует работу этих опор в режиме гидростатических подшипников.
Благодаря такому конструктивному выполнению червячной передачи один плунжер обеспечивает смазкой два соседних подшипника скольжения, и к каждому подшипнику смазка подводится с двух сторон.
1. Червячная передача, содержащая червяк и два червячных колеса, расположенные симметрично по обе стороны от червяка и взаимодействующие с червяком посредством промежуточных элементов, установленных в опорах на червячных колесах, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности передачи, в каждом червячном колесе выполнены глухие отверстия, образующие емкость для смазки, соединенную каналами с опорами, радиус осевой линии глухих отверстий превышает расстояние от осей промежуточного элемента до оси вращения червячных колес, а передача снабжена профилированными копирами, установленными с внешней стороны соответствующего червячного колеса, плунжерами, имеющими сферическую поверхность, обращенную к соответствующему копиру, и пружинами, предназначенными для поджатия плунжеров к копирам.
2. Передача по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью увеличения нагрузочной способности, опоры промежуточных элементов выполнены в виде подшипников скольжения.
1434195 б
1434195
Составитель А. Мельников
Редактор Н. Горват Техред И. Верес Корректор Л. Пилипенко
Заказ 5537/39 Тираж 784 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4



