Способ предотвращения заедания нагруженной червячной передачи
Изобретение относится к машиностроению , в частности к червячным передачам, имеющим малый угол подъема винтовой линии червяка. Цель изобретения - повьппение надежности путем снятия упругих деформаций в элементах червячной передачи. С валом червяка 1 с одной стороны связан двигатель 3, а с другой через подпятник 5 - гидроцилиндр 6. Для исключения заедания перед остановкой червяка его перемещают в осером направлении навстречу направлению нагрузки на величину L, полученную расчетным путем, для снятия контплстных напряжений в зацеплении, а после остановки передачи возвращают червяк в исходное положение. 3 ил;
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН.
А1
„„80„„.1428 (51) 4 F 16 Н t/16
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ )
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4054943/25-28 (22) 27.02.86 (46) 07.10.88. Бюл. Р 37 (72) А.В.Чинахов, Н.И.Гуревич и А,П.Кондратьев (53) 621.833 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 657202, кл. F 16 Н 1/16, 1979. (54) СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЗАЕДАНИЯ
НАГРУЖЕННОЙ ЧЕРВЯЧНОЙ ПЕРЕДАЧИ (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к червячным передачам, имеющим малый угол подьема винтовой линии червяка. Цель изобретения — повышение надежности .путем снятия упругих деформаций в элементах червячной передачи. С ва лом червяка 1 с одной стороны связан двигатель 3, а с другой через подпятник 5 — гидроцилиндр 6. Для исключения заедания перед остановкой червяка его перемещают в осевом направлении навстречу направлению нагрузки на величину L полученную расчетным путем, для снятия контактных напряжений в зацеплении, а после остановки передачи возвращают червяк в исходное положение. 3 ил;
1428879
Изобретение относится к машиностроению, в частности к червячным передачам, имеющим малий угол подъема .винтовой линии червяка.
Цель изобретения — повышение надеж: ности путем снятия упругих деформа: ций в элементах червячной передачи.
На фиг.1 приведена схема реализации,предлагаемого способа; на фиг.2 — 1p схема расположения зубьев при наличии контактных напряжений; на фиг.3— то же, при отсутствии контактных напряжений.
Устройство для реализации способа, ïðåäîòâðàùåíèÿ заедания нагруженной червячной передачи содержит червяк 1, находящийся в зацеплении с червячным колесом 2. Вращение червяка производится двигателем 3. С валом 4 чар- 2р вячного колеса связан винт домкрата.
С другой стороны с валом червяка 1 через подпятник 5 связан шток тид-. роцилиндра 6.
При вращении червяка 1 от двига- 25 теля 3 крутящий момент передается на червячное колесо 2 и вал 4. Червяк 1, имеющий малый угол подъема винтовой линии, вращаясь, выбирает зазор в зацеплении. После этого происходит 3р закручивание валов и возникают упругие деформации в кинематической цепи. В таком напряженном состоянии происходит работа червячной передачи.
После остановки червяка 1 упругая деформация сохраняется, вызывая значительные по величине контактные напряжения в зубьях. При этом требуется повьппенная мощность двигателя 3 для страгивания червяка с места после 40 остановки.
Для того, чтобы этого не было, перед остановкой червяка его перемеща- . ют (при помощи гидроцилиндра 6).на- 45 встречу направлению нагрузки на величину Ь, выбранную из условий, мм:
t где М„- крутящий момент;
1 — длина вала червячного колеса, D< „ — диаметр червячного колеса;
G — модуль упругости второго рода (модуль сдвига) материала вала;
I — полярный момент инерции .
Г поперечного сечения вала, а после остановки возвращают червяк в исходное положение. В. результате этого снимаются упругие деформации во всей кинематической цепи и снижаются контатные напряжения в зацеплении.
Формула изобретения
Способ предотвращения заедания нагруженной, червячной передачи, включающий ограниченное перемещение червяка в осевом направлении, о т л и— чающий с я тем, что, с целью повьппения надежности путем снятия упругих деформаций в элементах червячной передачи, перемещение червяка осуществляют перед его остановкой навстречу направлению нагрузки на величину L выбранную из условия, мм:
5 ° Мко 1 Dgx, L = — — - - — — -
G Ip где М „— крутящий момент; 1 — длина вала червячного колеса;
D „ — диаметр червячного колеса;
Г. — модуль упругости второго рода (модуль сдвига) материала вала,"
I< - полярный момент инерции поперечного сечения вала, а после остановки возвращают в исходное положение.
1428879
Фиг. 2
Составитель А.Матвеев
Техред М.Дидык
Редактор А.Ворович
Корректор Н.Король
Тираж 784 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 5107/34
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул, Проектная, 4


