Упругоцентробежная зубчатая муфта
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в быстроходных установках для соединения валов машин и механизмов. Цель изобретения - повышение крутильной податливости, чувствительности к стабилизации вращения, демпфируюш,ей и компенсируюшей способностей . При передаче крутящего момента полумуфта с зубчатым венцом 4 поворачивает зубчатые сегменты 6 центробежных грузов 5, растягивает пружины 10 и передает вращение ступице фланцевой полумуфты . При этом ось симметрии грузов 5 смещается от оси симметрии полумуфты на некоторый угол. Под действием центробежных сил грузов 5 полумуфты стремятся вернуться в исходное поуюжение, обеспечивая динамическое равновесие. Упругое кольцо 9, охватывающее центробежные грузы 5, обеспечивает фрикционное демпфирование при развороте грузов и гасит крутильные колебания. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (59 4 F 16 D 43 14
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4222746/31-27 (22) 16.04.87 (46) 30.10.88. Бюл. № 40 (71) Вильнюсский инженерно-строительный институт (72) Б. П. Спруогис и Ю. И. Юревич (53) 621.825.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 903611, кл. F 16 D 43/14, 1980. (54) УПРУГОЦЕНТРОБЕЖНАЯ ЗУБЧАТАЯ МУФТА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в быстроходных установках для соединения валов машин и механизмов. Цель изобретения— повышение крутильной податливости, чув„„SU„„1434184 A 1 ствительности к стабилизации вращения, демпфирующей и компенсирующей способностей. При передаче крутящего момента полумуфта с зубчатым венцом 4 поворачивает зубчатые сегменты 6 центробежных грузов 5, растягивает пружины 10 и передает вращение ступице фланцевой полумуфты. При этом ось симметрии грузов
5 смещается от оси симметрии полумуфты на некоторый угол. Под действием центробежных сил грузов 5 полумуфты стремятся вернуться в исходное положение, обеспечивая динамическое равновесие. Упругое кольцо 9, охватывающее центробежные грузы 5, обеспечивает фрикционное демпфирование при развороте грузов и гасит крутильные колебания. 2 ил.
1434184
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в быстроходных установках для соединения валов и механизмов.
Цель изобретения — повышение крутильной податливости, чувствительности к стабилизации вращения, демпфирующей и компенсирующей способностей.
На фиг. 1 изображена упругоцентро: бежная зубчатая муфта, общий вид; на
;.фиг. 2 — то же, вид сверху.
Муфта содержит фланцевую полумуфту в виде ступицы 1 с фланцем 2 и полумуфту, выполненную в виде ступицы 3 с наружным зубчатым венцом 4. На фланце 2 первой . полумуфты размещены центробежные грузы, 5 с зубчатыми сегментами 6 с возмож. ностью поворота вокруг своих осей 7.
На центробежных грузах 5 с внешней .стороны выполнены кольцевые канавки 8, в которых установлено охватывающее их уп р у гое кол ьцо 9.
Кроме того, на фланцевой полумуфте . установлены пружины растяжения 10,, которые попарно закреплены одними конца ми на центробежных грузах 5, другими концами закреплены по окружности на фланце 2 по обе стороны оси симметрии, грузов 5.
Муфта работает следующим образом.
В статическом положении и при вращении в любом направлении без нагрузки зубчатый венец 4 одной полумуфты находится в зацеплении с зубчатыми сегмен,тами 6 центробежных грузов 5 другой полу, муфты, которые расположены согласно фиг. 2.
При передаче крутящего момента полумуфта с зубчатым венцом 3 поворачивается и, поворачивая зубчатые сегменты
6 центробежных грузов 5, растягивая пружины 10, передает вращение ступице 1 фланцевой полумуфты.
При этом ось симметрии грузов 5 совмещается от оси симметрии полумуфты на некоторый угол, соответствующий углу разворота полумуфт.
При увеличении числа оборотов под действием центробежных сил грузов 5 они стремятся вернуться в исходное положение, обеспечивая динамическое равновесие.
Упругое кольцо 9, охватывающее центробежные грузы 5, обеспечивает фрикциоииое демпфирование при развороте грузов и гасит крутильные колебания.
10 При угловом смещении осей полумуфт применение гипоидного зацепления компенсирует несоосность соединяемых валов.
Муфта обладает повышенной крутильной податливостью и демпфированием крутильных колебаний и динамических нагрузок, повышенной чувствительностью к стабилизации вращения, а также улучшенными компенсирующими возможностями соединяемых валов.
Форму.га изобретения
Упругоцентробежная зубчатая муфта, содержащая фланцевую полумуфту, установленные на ней по окружности подвижно на осях центробежные грузы с зубчатыми сегментами и полумуфту с наружным зубчатым венцом, находящимся в зацеплении с зубчатыми сегментами, отличающаяся тем, что, с целью повышения крутильной податливости, чувствительности к стабилизации вращения, демпфирукьщей и компенсирующей способностей, она снабжена пружинами растяжения и упругим кольцом, на поверхности центробежных грузов с внешней стороны выполнены кольцевые канавки, пружины растяжения попарно установлены одними концами на центробежных грузах, другими концами закреплены на фланце полумуфты по обе стороны от оси симметрии грузов, а упругое кольцо, охватывающее центробежные грузы, размещено в коль40 цевых канавках грузов.!
434!84
Составитель Г. Абрамова
Редактор Н. Горват Техред И. Верес Корректор М. Васильева
Заказ 5536/38 Тираж 784 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретении и открытий
113035, Москва, ж — 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4


