Гидромуфта
Изобретение относится к гидродинамическим муфтам для нередачи момента от приводного двигателя к рабочей машине. Цель - улучшение предохранительных и пусковых свойств в переходных режимах работы путем снижения расхода жидкости в круге циркуляции. Гидромуфта содержит корпус 4, насосное и турбинное колеса 1 и 2, рабочую полость ,3, камеру (К) 5. В перегородке 6, диске 9 и на стенке 10 дополнительной К 11 выполнены соответственно входные отверстия 8, 15 и прорезь 12. Горловина 16 закреплена на диске 9 и установлена во входном отверстии 8 с зазором концентрично относительно перегородки 6 и диска 9. К стенке 10 прикреплены радиальные ребра с образованием направляющих каналов . При сообщении вращения колесу I часть рабочей жидкости из К 5 через отверстия 7 перетекает в рабочую полость 3. При возрастании нагрузки на валу 19 в зоне повышенных скольж ений рабочая жидкость перетекает из полости 3 через прорезь 12, направляющие J aнaлы и горловину 16 в К 5. Благодаря такому перетоку обеспечивается снижение расхода жидкости в круге циркуляции и снижение передаваемого момента. При пуске часть жидкости перетекает из К 11 в К 5. Благодаря перетоку жидкости обеспечивается плавность разгона машин. 1 з.н.ф-лы, 4 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (5D 4 F 16 D 33 08
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4172233/23-27 (22) 30.12.86 (46) 30.10.88. Бюл. № 40 (71) Институт горного дела им. А. А. Скочинского (72) А. В. Крутик (53) 621.825.6 (088.8) (56) Патент Великобритании № 1234522, кл. F 2 С, 1969. (54) ГИДРОМУФТА (57) Изобретение относйтся к гидродинамическим муфтам для передачи момента от приводного двигателя к рабочей машине.
Цель — улучшение предохранительных и пусковых свойств в переходных режимах работы путем снижения расхода жидкости в круге циркуляции. Гидромуфта содержит корпус 4, насосное и турбинное колеса 1 и 2, рабочую полость .3, камеру (К) 5. В перегородке 6, диске 9 и на стенке 10 дополЛ(1434176 А 1 нительной К 11 выполнены соответственно входные отверстия 8, 15 и прорезь 12. Горловина 16 закреплена на диске 9 и установлена во входном отверстии 8 с зазором концентрично относительно перегородки 6 и диска 9. К стенке 10 прикреплены радиальные ребра с образованием направляющих каналов. Г1ри сообщении вращения колесу часть рабочей жидкости из К 5 через отверстия 7 перетекает в рабочую полость 3. При возрастании нагрузки на валу 19 в зоне повышенных скольжений рабочая жидкость перетекает из полости 3 через прорезь 12, и»правляющие каналы и горловину 16 в К 5.
Благодаря такому перетоку обеспечивается снижение расхода жидкости в круге циркуляции и снижение передаваемого момента.
При пуске часть жидкости перетекает из S
К 11 в К 5. Благодаря перетоку жидкости обеспечивается плавность разгона машин. Ц ф
1 з.п.ф-лы, 4 ил.!
434176
Формула изобретения
Изобретение относится к гидродинамическим муфтам для передачи момента от приводного двигателя к рабочей машине.
Цель изобретения — улучшение предохранительных и пусковых свойств в переходных режимах работы путем снижения расхода жидкости в круге циркуляции.
На фиг. 1 изображена гидромуфта, об(ций вид; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. l; на фиг. 3 — гидромуфта, пример исполнейия; на фиг. 4 — разрез Б — Б на фиг. 3.
Гидромуфта содержит насосное колесо 1 и турбинное колесо 2, имеющие близкую по еометрическим контурам проточную часть, 1 бразующие рабочую полость 3. К насосному колесу 1 присоединен корпус 4, охватывающий (фиг. 1 и 3) турбинное колесо 2. редпочтительно выполнять проточную
° асть обоих колес 1 и 2 одинаковой, а их тулочный диаметр в пределах 0,6 — 0,65 от ктивного. Такое соотношение позволяет по. учить рациональную величину объема камеы 5, что, в свою очередь, способствует ак плавности пуска, так и ограничению омента в тормозных режимах в пределах начений (1,6 — 1,9)М„(̄— номинальный момент). Камера 5 образована нерабочими
<1оверхностями насосного колеса 1 и присое,диненной к нему перегородкой 6. Рабочая )олость 3 сообшается с камерой 5 через отверстия 7, расположенные на возможно большом радиусе. Величина суммарной плоаади отверстий 7 выбирается исходя из требований плавности пуска. В торцовой
Между перегородкой 6 и втулочной
Частью турбинного колеса 2 установлен диск 9, плотно прилегающий своей наружной поверхностью к внутренней нерабочей поверхности стенки 10. Диск 9 со стенкой !О и втулочной частью турбинного колеса 2 образуют дополнительную камеру 11, на стенке 10 которой выполнена прорезь 12 или отверстия 13 (фиг. 3). Прорезь 12 соединяет камеру 11 с рабочей полостью 3, а отверстие 13 (фиг. 3) — с полостью 14. В диске 9 выполнено входное отверстие 15.
Горловина 16 закреплена на диске 9 и установлена во входном отверстии 8 с зазором концентрично относительно перегородки 6 и диска 9. В камере 11 установлены радиальные ребра 17, плотно прилегающие по всему их периметру к втулочной части турбинного колеса, образуя направляющие каналы 18. Через горловину 16 пропущен вал 19 турби н ного колеса 2.
При сообщении вращения насосному колесу 1 от приводного электродвигателя в камере 5 удерживается часть рабочей жидко<ти, имеющая при вращении насосного ко5
30 леса 1 форму кольца. Эта часть жидкости под действием статического давления центробежного поля замедленно через отверстие 7 перетекает в рабочую полость 3.
При возрастании же нагрузки на турбинном валу 19 в зоне повышенных скольжений (вплоть до 100Я) под действием избытка напора насосного колеса 1 и давления, развиваемого при циркуляции жидкости по межлопастным каналам насосного 1 и турбинного 2 колес, последняя устремляется из рабочей полости 3 через прорезь
12 (фиг. 1) или через отверстия 13 (фиг. 3) из полости 14, заключенной между тыльной стороной турбинного колеса 2 и внутренней стенкой корпуса 4, в камеру 5, проходя при этом по направляюшим, изолированным друг от друга каналам !8 и горловину 16.
Благодаря этому достигается снижение расхода жидкости в круге циркуляции и соответственно снижение передаваемого момента гидромуфты, особенно в стоповом режиме при неподвижном турбинном колесе 2.
В процессе пуска также часть жидкоти эвакуируется через камеру 11 в к меру 5, несмотря на ее постоянное опоро>кнение. Это позволяет обеспечить особую плавность разгона машин за счет пониженного пускового момента. После завершения процесса пуска вся жидкость постепенно переходит в рабочую полость 3, чем и достигается высокий КПД гидромуфты при номинальной нагрузке на валу турбинного колеса.
Предлагаемая гидромуфта обеспечивает наряду с плавностью пуска рабочей машины ограничение момента в тормозных режимах, особенно ь стоповом, в пределах 1,6 — 1,9 номинального значения при высоком значении КПД.
1. Гидромуфта, содержащая корпус, насосное и турбинное колеса, образующие рабочую полость, центрально расположенную внутри гидромуфты камеру, ограниченную нерабочими поверхностями насосного колеса и присоединенной к нему перегородкой, причем центральная камера выполнена с входным отверстием в перегородке и выходным отверстием в рабочую полость, отличиющаяся тем, что, с целью улучшения предохранительных и пусковых свойств в переходных режимах работы путем снижения расхода жидкости в круге циркуляции, она снабжена горловиной и диском, прикрепленным к втулочной части турбинного колеса с образованием дополнительной камеры, в диске выполнено входное отверстие концентрично относительно входного отверстия перегородки, в дополнительной камере на втулочной части
14341
3 турбинного колеса выполнено по меньшей мере одно сквозное отверстие, а горловина закреплена на диске и установлена во входном отверстии перегородки с зазором концентрично относительно перегородки и диска.
76
2. Гидромуфта по п. 1, отличающаяся тем, что она снабжена радиальными ребрами, установленными в дополнительной камере и прикрепленными к втулочной части турбинного колеса.
Фиг. з
1434176
Составитель 7К. Головей
Редактор А. Лежни на Техред И. Верее Корректор О. Кравцова
Заказ 5536/38 Тираж 784 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4



