Способ восстановления гильз цилиндров
Изобретение относится к ремонтному производству, восстановлению внутренней поверхности гильз и цилиндров двигателей и компрессоров. Цель - повышение качества восстановленных деталей путем нанесения на внутреннюю поверхность сетки щелеобразных маслоудерживающссс канавок. Для заготовок используется неупрочненная стальная лента. Заготовки перед запрессовкой в местах необходимого расположения маслоудерживающих канавок подвергают локальной поверхностной закалке на глубину, превышающую величину максимально допустимого износа восстанавливаемой поверхности детали. Затем растяжением закаленной поверхности заготовки с относительной деформацией S 0,4- 5,0% путем вальцовки получают трещины на закаленных участках. Такие маслоудерживающие накавки имеют ма- .лый объем полостей, что способствует сокращению расхода масла на угар и снижению давления газов в картере. (Л
COl03 СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
А1
09) (И) (so 4 В 23 Р 6/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ, СССР
ПО.ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4223523/30-27 (22) 11.02.87 (46) 30.10.88. Бюл. У 40 (71) Всесоюзное научно-производствен;ное объединение восстановления дета, лей "Ремдеталь" (72} С.Ф. Андронов (53) 621.797 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 632533, кл. В 23 P 6/00 ° 1977.
Авторское свидетельство СССР
11 757289, кл. В 23 P 1 /18, 1978, Черноиванов В.И. и др. Восстановление деталей сельскохозяйственных машин. М.: Колос, 1983, с. 106, 135. (54} СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ГИЛЬЗ ЦИЛИНДРОВ (57) Изобретение относится к ремонтному производству, восстановлению внутренней поверхности гильз и цилиндров двигателей и компрессоров.
Цель — повышение качества восстанов- ленных деталей путем нанесения на внутреннюю поверхность сетки щелеобразных маслоудерживающих канавок.
Для заготовок используется неупрочненная стальная лента. Заготовки перед запрессовкой в местах необходимого расположения маслоудерживающих канавок подвергают локальной поверхностной закалке на глубину, превышающую величину максимально допустимого износа восстанавливаемой поверхности детали. Затем растяжением закаленной поверхности заготовки с относительной деформацией 0 = 0,45,0Х путем вальцовки получают тре- 3 щины на закаленных участках. Такие маслоудерживающие накавки имеют ма.лый объем полостей, что способствует сокращению расхода масла на угар и снижению давления газов в картере. Я
1433740
Изобретение относится к ремонтно: му производству а конкретно к обФ ласти восстановления изношенных де талей, и предназначено для васста- r новления внутренней поверхности гильз и цилиндров двигате.пей внутреннего сгорания и компрессоров.
Целью изобретения является увеличение ресурса работы восстановленных l0 деталей путем обеспечения благоприятных условий работы:лары поршневые кольца — поверхность гильз и цилиндров двигателей и комг1рессоров I3 те-. чение в се го периода эксплуатации. 5
Способ осуществляют следу1ощим образОм.
ДЛЯ ВОССтаНОВЛЕНил гильзш ИспОЛЬ зуют термически неупрочнеппую стальную ленту и перед запрессавкой в деталь участки гаверхности, на которых необходимо выпогпгить маслоудер*живающие канавки, подверг;11от закалке
I на требуемую глубину импульсамн тока, затем ленту подвергают вальцов-ке в направлениях, перпендикулярных необходимым паправлепням расположе-. ния канавок до растрескиванил за..саленных участков. При вальцовкс сторону лепты, на которой неабходгсмо выполнить к ана131сн .".1Одве рс аю 7 ра с тяжегипо с велич1п1ой атнасительпой деформации металла в поверхностном слое 13 IпIIрJеeJделах 0,4-5,0%.
1 .5
Закалка заготовок на заданных участках может производитьc!1 как «утем пропускания через них электри,ческого тока, так и воздействия на них лазерного излуч.нил. Реясггм ра боты электраконтактлой установгси или технологического лазера выбирают таким, чтобы закалка заготовок происходила на требуемусо глубину маслоудерживающих канавок с учетом ,г толщины слоя, снимаемого при механической обработке. Благодаря высоким скоростям нагрева и охлаждения участки, подвергающиеся закалке, приобретают твердость 45-60 НКС и высо50 ку1о хрупкость (о = 3,4-0,5%). При
С . последующей вальцовке за атовак с укаэанной величиной относительной де формации растяжения 13 поверхностном слое металла загсале:1ные участки, будучи наиболее хрупкими, растрескива1отся по всему своему сеченыо в средней своей части и направлении, перпендикулярном направлению вальцавки. Остальная часть сечения заготавки растрескивангпо не подвергаетсл, так как вокруг закаленных участков металл остается 13 исходном сос-.îÿíèH и разрушается при более высоких степенях деформации.
При степени деформации менее 0,4% растреск1п3ания закаленных участков не происходит, при степени деформац11и более 5% происходит распространение трещин на неэакаленные участки заготовки, что может привести к ее разрушению.
Заготовки с полученной сеткой глубоких щелеобразных канавок запрессовывают в гильзу так, чтобы сетка канавок располагалась па вогнутой стороне. Затем внутреннюю поверхность подвергают механической обработке до по.пученил требуемого размера.
Наличие !Ia раба-..:-й поверхности во становленньвс дет ..пей закаленных усасткав павьш1ен1, Ой твердости и щелеобразпых масло -дерясггва1ощих кана33ок способствует гтанышенко износасто йко с ти и со.сдаст благ Оп:внятные
$ cJ1oI3II:I д. 7Я р<.батbi сопряжения парш невы» кол1 ца — гильза. Иальй Объем полостей IIGcJIoóöcðJêèâà!Oùèx канавок способствует сокращению расхода мас.:;- на угар и снижен гю давления газов в картере.
П р и,м е р. Восстанавливали гальзы и цилиндры двигателей Д-37И, С Я-б0 и Я113-23á. Изношенные детали ремонтного размера, подлежащие сдаче
r! металлало.i рас г ачг-вза.си, Из листа стали 65т:o iííoé 0,85 мм вырезали ленты на размерам внутренней поверхнасти деталей. Поверхность ленты подвергали закалке импульсами токе на глубину 0,35-0,5 мм на участках ф3-4 мм, рас, алагающихся на двухзахацной виьгтавай линии с шагом закален11ьсх участков 5 и смежных линий
8 мм. Закаленные льн ты подвергали вальцовке вдаль окружности детали да растрескивания поверхности на глубпну закаленных участков, при этом относительная деформация эаго!oiox в поверхностном слое составляла 0,65%. Затем ленты запрессовы:ЗОЛИ В ПОЛОСТЬ РаСтОЧЕ:-сНЫХ ДЕтаЛЕй и подвергали мЕханическай обработке
Онингованием, 1433740 изобретения
Фо рмула
Составитель Н. Тютченкова
Техред Л.Сердюкова Корректор Н.Король
Редактор Ю. Середа
Заказ 5495/1б
Тираж 922 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Полученные маслоудерживающие канавки имели длину 3-4 и ширину 0,040,07 мм.
Таким образом, использование пред- 5 лагаемого способа позволяет значительно повысить ресурс работы восстановленных деталей.
Способ восстановления гильз цилиндров, при котором на поверхность гильзы запрессовывают стальную ленту, отличающийсятем, что, с целью увеличения ресурса работы восстановленных деталей за счет создания на поверхности ленты маслоудерживающих канавок, перед запрессовкой в местах расположения маслоудерживающих КВНВВоК производят локальную поверхностную закалку ленты на глубину, превышающую максимально допустимый износ, и вальцовку в направлении, перпендикулярном направлению расположения маслоудеряивающих канавок, с величиной деформации 0,45,0X,


