Шпиндельный узел
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в шпиндельных узлах различных металлообрабатывающих станков. Цель - повышение угловой жесткости шпиндельного узла на гидростатических подшипниках, а также обеспечение адаптивного управления жесткостью при деформации и смещением шпинделя под нагрузкой в различных направлениях. Шпиндельный узел содержит шпиндель с упорным диском , радиальные гидростатические подшипники с несущими карманами и дросселирующие элементы. В корпусе выполнены каналы подвода рабочей жидкoctи. Дросселирующие элементы выполнены в виде продольных и радиальных канавок. Продольные канавки расположены на ци-. линдрической поверхности корпуса, охватывающей упорный диск, и сообщены с каналами подвода и с радиальными канавками . Радиальные канавки размещены на торцах корпуса, охватывающих торцы упорного диска, и соединены с несущими карманами. В результате этого изменение торцовых щелей не связано с радиальными смещениями шпинделя. Поэтому шпиндельный узел может работать в широком диапазоне радиальных нагрузок. 3 ил. О)
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕ(КИХ
РЕСПУБЛИК (19) (И) 50 4 F 16 С 32/06
А д rip, 1
С у° М
7 T.
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н Д ВТОРСИОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕККЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЭОБРЕТЕКИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4131184/31-27 (22) 27.08.86 (46) 07. 10.88. Бюп. !(- 37 (71) Черниговский филиал Киевского политехнического института им. 50летия Великой Октябрьской социалистической революции (72) l0.À. Сахно, В.Н. Мехед, П.П. Седлярский и В.И. Жиганов (53) 621.822 ° 5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР (476961, кл. F 16 С 32/06, !.973. (54) ШПИНДЕЛЬНЫЙ УЗЕЛ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в шпиндельных узлах различных металлообрабатывающих станков. Цель - повышение угловой жесткости шпиндельного узла на гидростатических подшипниках, а также обеспечение адаптивного управления жесткостью при деформации
< и смещением шпинделя под нагрузкой в различных направлениях . Шпиндельный узел содержит шпиндель с упорНым диском, радиальные гидростатические подшипники с несущими карманами и дросселирующие элементы. В корпусе выполнены каналы подвода рабочей жидкости.
Дросселирующие элементы выполнены в виде продольных и радиальных канавок.
Продольные канавки расположены на цилиндрической поверхности корпуса, охватывающей упорный диск, и сообщены с каналами подвода и с радиальными канавками. Радиальные канавки размещены на торцах корпуса, охватывающих торцы упорного диска, и соединены с несу- е щими карманами. В результате этого изменение торцовых щелей не связано с радиальными смещениями шпинделя.
Поэтому шпиндельный узел может рабо- С тать в широком диапазоне радиальных нагрузок. 3 ил.
f428853
Изобретение относится к .машиностроению и может быть использовано в ;.шпиндельных узлах металлорежущцх станков»
Цель изобретения - повышение угловой жесткости и обеспечение адаптивного управления жесткостью при деформации и смещением шпинделя под нагрузкой в различных направлениях. 10
На фиг. 1 представлен шпиндельный узел, продольный разрез, на фиг. 2разрез А-А на фиг. 1; на фиг., 3— р, азрез Б-Б на фиг. 1.
Шпиндельный узел содержит корпус
1, шпиндель 2 с консольной частью 3 и упорным диском 4, а также радиальные гидростатические подшипники с несущими карманами 5 и 6. В корпусе
1 выполнены дросселирукпцне элементы 20 и, виде продольных 7 и радиальных 8 и
9 канавок, сообщающихся между собой
И соответственно с каналами 10 подвода рабочей жидкости и с несущими карманами 5 и 6. 25
Шпиндельный узел работает следующим образом.
Рабочая жидкость от насоса в режиме постоянного расхода через каналы
10 подвода попадает по продольным 7 и радиальным 8 и 9 канавкам в несущие карманы 5 и 6, а далее через радиальные зазоры 11 и 12 уходит на слив.
При ненагруженном шпинделе 2 давление в несущих карманах 5 и 6 и расходы жидкости через эти карманы равны
35 между собой.
В случае приложения на консольной части 3 шпинделя нагрузки Р поворот оси шпинделя 2 эа счет иэгибных деформаций самого шпинделя и податливости подшипников в пределах радиальных, зазоров 11 и 12. При этом ширина торцовой щели увеличивается, а зазор 11 уменьшается.
В результате этого расход жидкости через другую торцевую Йель и зазор
12 увеличится ° Следовательно, давление в несущем кармане 5 повышается.
Возникает момент сил, протнвсдействующий моменту от внешней силы P u стремящийся вернуть шпиндель 2 в исходное положение относительно корпуса f. Чем больше сила P тем выше угловая жесткость, т.е. тем меньше приращение угла поворота шпинделя.
Применение предлагаемого изобретения обеспечивает снижение перекоса н, как следствие, повышение точности обработки и допустимых снл резания за счет управления угловой жесткостью шпиндельного узла.
Формула и э обр етения
Шпиндельный узел, содержащий корпус, шпиндель с консольной частью и упорным диском и поддерживающие его радиальные гидростатические подшипники с несущими карманами и дросселирующими элементами, сообщающимися через каналы подвода с источником питания рабочей жидкостью под давлением, отличающийся тем, что, с целью повышения угловой жесткости и обеспечения адаптивного управления жесткостью при деформации и смещением шпинделя под нугрузкой в различных направлениях, дросселирующие элементы выполнены в виде расположенных на цилиндрической и торцовых поверхностях корпуса, охватывающих упорный диск, соответственно продольных и радиальных канавок, сообщающихся между собой, при этом продольные. канавки дополнительно сообщены с каналами подвода, а радиальные — с несущими карманами.
1428853
tQ фиа 2
1428853
Б-Б
Составитель Т. Хромова
Техред М.Дидык Корректор Н. Король
Редактор А. Ворович
Заказ 5105/33 Тираж 757 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Рауаская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. ужгород, ул, Проектная, 4



