Стенд для технического обслуживания гидросистем автомобиля
.Изобретение относится к автомобильному транспорту и может быть использовано на автотранспортных предприятиях , на авторемонтных и сборочных заводах, а также на предприятиях, производящих гидровакуумную аппаратуру . Цель изобретения - обеспечение удобства управления и расширение функциональных возможностей стенда. В стенде имеются компрессор с управлением от давления нагнетания с приводом от электродвигателя, баллонный редуктор, распределитель, который управляе т работой пневморычажного усилителя, воздействующего на шток проверяемого главного тормозного цилиндра . Последний служит для создания рабочего давления Pj 30 кг/см , которое через коллектор. передается к узлам, проверяемым на стенде. В стенд входят также сливной бак с поплавковым указателем уровня, бак подпитки и расходный бак. Управление стендом осуществляется блоком управления, содержащим смонтированные на корпусе пять перепускных клапанов , приводимых в действие ручкой управления через распредапительный вал. С магистралями стенда клапаны соединены пятью трубопроводами. Обратный клапан создает ток жидкости в направлении на расходный бак и запирается при создании в нем давления, Система автоматического поддержания заданного уровня жидк.ости в расходном баке включает два регулирующих клапана , которые жестко закреплены на стенде расходного 6aKaj пружину, установленную под днищем расходного бака, и неподвижный упор. В вакуумной сети Р установлен -коллектор, который снабжен вакуумметром, для определения величины разрежения. Обратный клапан служит для выпуска сжатого воздуха из расходного бака, а резиновая груша контролирует наличиё вакуума в данной сети. Для автоматической прокачки гидроузлов на .стенде применены три цилиндра с поршнями, имеюигйми манжету и резиновое кольцо в центре днища поршня, и игольчатым резьбовым штоком, имеющим продольный канал для выпуска воздуха. Пружина удерживает поршень в положении Открыто . 7 ил. S ij ю О) ф f4)
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51) 4 В 60 8 5/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 1164109 (21) 4194556/27-11 (22) 04.01.87 (46) 07.09.88. Бюл. Ф 33 (75) П.А.Мусийчук (53) 629.113.004.67(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 1164109, кл. В 60 S 5/00, 1983. (54) СТЕНД ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГИДРОСИСТЕМ АВТОМОБИЛЯ (57). Изобретение относится к автомобильному транспорту и может быть использовано HB GBTQTppHcIIopTHblx предприятиях, на авторемонтных и сборочных заводах, а также на предприятиях, производящих гидровакуумную аппаратуру. Цель изобретения — обеспечение удобства управления и расширение функциональных возможностей стенда.
В стенде имеются компрессор с управлением от давления нагнетания с приводом от электродвигателя, баллонный редуктор, распределитель, который управляет работой пневморычажного усилителя, воздействующего на шток праверяемого главного тормозного цилиндра. Последний служит для создания в сети рабочего давления P —30 кг/см, которое через коллектор передается к узлам, проверяемым на стенде. В стенд входят также сливной бак с поплавковым указателем уровня, бак подпитки и расходный бак. Управ„.SU 1421566 А 2 ление стендом осуществляется блоком управления, содержащим смонтированные на корпусе пять перепускных клапанов, приводимых в действие ручкой управления через распределительный вал. С магистралями стенда клапаны соединены пятью трубопроводами. Обратный клапан создает -ок жидкости в направлении на расходный бак и запирается при создании в нем давления, Система автоматического поддержания заданного уровня жидкости в расходном баке включает два регулирующих клапана, которые жестко закреплены на стенде расходного бака, пружину, установленную под днищем расходного бака, и неподвижный упор. В вакуумной сети Р установлен коллектор, который снабжен вакуумметром,для определения величины разрежения.
Обратный клапан служит для выпуска сжатого воздуха из расходного бака, а резиновая груша контролирует наличие вакуума в данной сети. Для авто- @ матической прокачки гидроузлов на стенде применены три цилиндра с поршнями, имеющими манжету и резиновое кольцо в центре днища © поршня, и игольчатым резьбовым фЪ штоком, имеющим продольный канал для выпуска воздуха . Пружина удерживает поршень в положении Открыто". 7 ил.
1421566
Изобретение относится к автомобильному транспорту, может быть использовано на автотранспортных предприятиях, на авторемонтных и автосварочных заводах, а также на предприятиях, производящих гидровакуумную аппаратуру, и является усовершенствованием изобретения по авт.св. У 1164109.
Цель изобретения — обеспечение удобства управления и расширение функциональных возможностей стенда.
На фиг.1 дана принципиальная схема стенда для технического обслуживания гидросистем автомобиля; на фиг.2 -15 блок управления и шкала положений распределительного нала; на фиг.3— то же, вид сверху; на фиг.4 — вид А на фиг.2; на фиг.5 — перепускной нагнетательный клапан блока управления; 20 на фиг.б — цилиндр автоматической прокачки гидроуэлов автомобиля на стенде; на фиг.7 — разрез Б-Б.на 1 фиг.б.
Б стенде имеются сеть сжатого воз- 25 духа на давление P = 5 кг/см, сеть давления прокачки — продувки Р =
= 5 кг/см, сеть рабочего давления
P = 30 кг/смт сеть высокого давления Р; = 100 кг /см, вакуумная сеть ЗО с разрежением P = 500 мм рт.ст.
Стенд содержит компрессор 1 с . управлением от давления нагнетания (с приводом от электродвигателя), баллонный редуктор 2, распределитель
3, который управляет работой пневморычажного усилителя 4, воздействующе го на шток проверяемого главного тор-. мозного цилиндра 5. Главный тормозной цилиндр 5 служит для создания в сети 40 рабочего давления Р, которое через коллектор 6 передается к узлам, проверяемым на стенде. Коллектор 6 служит
-также для отделения жидкости от воз-: духа, попадающего в трубопроводы при 45 прокачке узлов.
Высокое давление Р4 создается с помощью гидровакуумного усилителя
7, к которому подведены трубопроводы рабочего давления Р и вакуумной се-, ти Р>
Стенд содержит также сливной бак
8 с поплавковым указателем уровня, бак 9 подпитки, расходный бак 10, кран 11 управления., Управление стендом осуществляется блоком 12 упрАвления, содержащим перепускные клапаны 13-17, смонтирован- ные на корпусе 18, приводимые в действие ручкой 19 .управления, через распределительный вал 20. С магистралями стенда клапаны соединены трубо проводами 21-25. На ручке 19 управления имеется шкала 26 (фиг.4) с нанесенными на ней шестью положениями;
1 - открыты клапаны 1б и 17; II— открыт клапан 17; III — открыты клапаны 15 и 17; IV- — открыты клапа.— ны 14 и 17; V - открыты клапаны 13 . и 15; VI — открыт клапан 13.
Клапан блока управления состоит из цилиндра 27,напорного конического клапана 28, покоящегося на седле 29 клапана. Открытие клапана 28 осуществляется толкателем 30 от распределительного вала. В закрытом положении клапан удерживается пружиной. Сообщение с магистралями происходит через соединительную муфту 31 °
Между сливным баком 8 и расходным баком 10 включен фильтр 32, а также бак 9 подпитки со стеклянной трубкой
33.
Обратный клапан 34 создает ток жид». кости в направлении на расходный бак
10 и запирается при создании. давления в баке 10.
Система автоматического. поддержа-: ния заданного уровня жидкости в расходном баке включает два регулирующих клапана 35 и 36, которые жестко закреплены на стенке расходного бака 1
10, пружину 37, установленную под дни» щем расходного бака, и неподвижный упор 38.
В вакуумной сети Р установлен коллектор 39, который снабжен вакуум-.. метром для определения величины разрежения. Обратный клапан 40 служит ., для выпуска сжатого воздуха иэ расходного бака, а резиновая груша 41 контролирует наличие вакуума. в данной сети.
Для автоматической прокачки гидроузлов на стенде применены цилиндры
42-44, снабженные поршнем 45, имеюшфм манжету 46 и резиновое кольцо 47 в центре днища поршня, и игольчатым реэьбовым штоком 48 имеющим продольный канал (фиг.7) для выпуска воздуха. Пружина удерживает поршень в положении "Открыто".
Стенд работает следующим образом.
При,прокачке гидроузлов на стенде, жидкость, поступая в цилиндр, вытесняет имеющийся в системе воздух через канал, а после вытеснения всего воз1421566
15
45
50 духа давление жидкости заставляет поршень переместиться и прижимает его резиновым кольцом к игле резинового штока, запирая выход жидкости иэ трубопровода.
Для автоматического сбора жидкости из подтекаемых гидроуэлов в сливной бак применена система емкостей
49-51, а в самом баке установлен поплавок ° Имеется также отдельный шланг с краном 52.
С помощью стенда можно производить прокачку, продувку и проверку под давлением на герметичность гидровакуумной системы -автомобиля, а также проверку исправности любых отдельных ее узлов непосредственно на автомобиле или стенде,. автоматическую прокачку гидроузлов на стенде, автоматический сбор жидкости иэ подтекаемых гидроузлов на стенде и отсос ее в сливной бак.
Исходное положение всех распределителей нейтральное, ручки 19 распределительного вала 20 — в положении трубопроводы и баки заполнены жидкостью. На фиг.l распределитель 3 показан в положении подачи сжатого воздуха на пневморычажный усилитель 4, а распределительный вал - в положении Х7.
Прокачка тормозной системы автомобиля осуществляется на гидроподъемнике или стенде, предназначена для вы-. теснения иэ тормозной системы пузырьков воздуха, которые ухудшают ее ра- . боту. Подающий гибкий трубопровод от клапана 15 через специальный штуцер присоединяют к заливному отверстию главного тормозного цилиндра автомобиля, а сливной гибкий трубопровод . со стеклянной трубкой — к перепускному клапану, расположенному сбоку данного узла.
Ручка 19 управления устанавливается в положение T при этом открываются клапаны 16 и 17. В расходном баке
10 и в сети давление жидкости Р = 5 кг/см . Одновременно открывается перепускной клапан, и прокачка производится согласно инструкции. Прокачка контролируется по наличию пузырьков воздуха в тормозной жидкости, протекающей через стеклянную трубку сливного трубопровода в переносной бак для сбора жидкости.
После окончания прокачки ручка управления устанавливается в положение VI, при этом открывается клапан
13 и происходит сброс жидкости в расходной бак 10, сжатый воздух выходит через обратный клапан 40. При этом резиновая груша 41 наполняется воздухом, а затем сжимается, что свидетельствует о начале процесса заполне" ния жидкоСтью расходного бака 10 °
Продувка тормозной системы необходима для замены отработавшей жидкости, очистки трубопроводов и узлов системы от загрязнений, образующихся в процессе эксплуатации тормозной системы. Для этого подающий гибкий трубопровод от клапана 16 и сливной ( трубопровод подсоединяют к главному тормозному цилиндру автомобиля аналогично режиму прокачки. Кран 11 устанавливается в положение "Открыто", а ручка управления — в положение Г, и сжатый воздух выдавливает жидкость из тормозной системы. Продувка производится согласно инструкции. После
25, ее окончания кран !1 закрывается, а
| ручка управления устанавливается в положение Vl.
Доливка тормозной системы произ водится в следующей последовательности. Ручка управления устанавливается в положение Т, подающий гибкий трубопровод устанавливается в горловину заливного бака главного тормозного цилиндра автомобиля. Через сетку в горловине бачка тормозная жидкость заливается в картер главного тормозного цилиндра до появления ее в отверстии крышки, крышка плотно заворачивается, а ручка управления устанавливается в положение VI °
Проверка под давлением всей тормозной системы без снятия гидроузлов, предназначена цля контроля нод давлением герметичности всей тормозной системы или отдельных ее узлов, в частности проверка позволяет обнаружить скрытые дефекты гибких резиновых трубопроводов, например разрывы кордовой оплетки. Для проверки тормозной системы с раздельным гидравлическим приводом к сети гидровакуумных усилителей автомобиля подсоединяется трубопровод вакуумной сети стенда. Вместо перепускных клапанов рабочих тормозных цилиндров устанавливаются два специальных штуцера с манометрами на передний и задний колесный тормозной цилиндр.
Педалью тормоза автомобиля создают в системе давление 20-30 кг/см, за-. тем открывают кран 53 стенда. Разрежение Р передается на гидровакуу чные. усилители автомобиля. Если они исправ- ., :ны, то манометры на заднем и переднем
:колесных цилиндрах показывают увеличе:ние давления в системе до 80(100 кг/см . По скорости падения давления в манометрах в течение 3 мин можно судить об исправности тормозной системы. Если давление падает, то возможна утечка жидкости из какого-либо рабочего цилиндра, что определяется визуально. Если подтекания жидкости не обнаружено, то неисправен гидровакуумный усилитель автомобиля,-который .необходимо снять, отремонтировать и проверить на стенде, а затем устано- 20 вить на автомобиль и проверить всю тормозную систему вторично.
Для проверки вакуумной сети автобуса и дверных механизмов необходимо трубопровод от крана 53 через трой- 26 ник с вакуумметром и краном 52 соединить с одним из шлангов гидровакуумного усилителя и открыть кран
53.. Если -разрежение по, вакуумметру (после создания разрежения 30
500 мм рт.ст. и при закрытии крана
52) не упадет в течении 10 мин, то . .система исправна. Если давление падает, то необходимо снять кран управления дверьми и проверить его на стенде. Для проверки крана необходимо к центральной его трубке подсоединить вакуумную магистраль от крана
53„и, закрывая пальцами рук остальные отверстия, передвигать ручку крана в 40 различные положения. По вакуумметру
HJIH H X MOEBO C HT HClIPBBHOC» ти.крана.
Если кран исправен, то необходимо проверить исправность обратного клапана. Для этого, создав разрежение в системе, необходимо снять шланг от всасывающего коллектора и .приложить палец. Если палец втягивается, то об- 50 ратный клапан неисправен. Если же клапан исправен, а утечка вакуума продолжается, то необходимо путем: подсоединения магистрали к каждому трубопроводу механизма открытия и закрытия дверей обнаружить причину неисправности. Периодически закрывая кран 52 определяют падение разрежения по вакуумметру.
66 6
При скрытых нарушениях герметичности переносной шланг с краном 52 подключается к сети сжатого воздуха и проверка производится на слух методом наддува сжатого воздуха в ва2. куумную систему давлением 1-1,5 кг/см .
Бсли и после этого разрежение падает, то необходимо края 52 с манометром подсоединить к центральному трубопроводу крана управления дверьми,и, создав разрежение нажать на тормозную педаль. Если слышно шипение, то неисправен гидровакуумный усилитель. Последний необходимо снять,:заменить диафрагму и проверку повторить.
При проверке главного тормозного цилиндра он устанавливается на стенде вместо цилиндра 5, к нему подключаются трубопроводы подачи и слива. Ручка управления устанавливается в положение II при этом открывается клапан
17 и проверяемый узел заполняется жидкостью, а воздух вытесняется через цилиндр 14. После этого пневморычажным усилителем создается давление, поршень в цилиндре 44 упирается в конус штока и давление возрастает до
30 кг/см, Если давление 30 кг/см ? выдерживается в течение 3 мин, то главный тормозной цилиндр исправен.
Проверка рабочих тормозных цилиндров на стенде осуществляется следующим образом, Рабочий тормозной цилиндр устанавливается на стенде с помощью кронштейна, нри этом поршни цилиндра стопорятся специальными прижимами. Первоначально проводится прокачка цилиндра. Для этого к нему подсоединяют гибкий трубопровод от клапана 15 блока управления. Ручку управления устанавливают в положение Ш, при этом открываются клапаны 15 и 17.
С помощью главного тормозного цилиндра 5 после нескольких качков пневморычажным усилителем 4 создается давление P =, 30 кг/см . При этом L остатки воздуха вытесняются через вынускной клапан. После чего указанное давление должно удерживаться в течение 3 мин. Если необходимо проверить рабочие тормозные цилиндры с помощью высокого давления то в этом случае присоединяется гибкий трубопровод от гидрявакуумного усилителя 7, При проверке гидровакуумного усилителя на стенде проверяемый гидровуку"„ умный усилитель устанавливается на стенде, к нему подсоединяются трубо66
55
7 14215 проводы сети с давлением Рз и Р через кран и клапан 14 блока управления. Ручка управления становится в положение IV, при этом открываются
5 клапаны 14 и 17, производится прокачка, а воздух вытесняется через выпускной цилиндр 43.
С помощью главного тормозного ци- линдра 5, управляя работой пневморы-,10 чажного усилителя 4, создают в системе давление Р>, которое передается
Ъ на вход гидравакуумного усилителя, Если он исправен, то на выходе манометр показывает высокое давление (!00 кг/см ).
При отсосе жидкости из проверяемых на стенде узлов ручка управления ус-. танавливается в положение V npu этом открываются клапаны 13 и 15, кран )1 открыт. Разрежение передается через расходный бак 10 по трубопроводам на открытый кран 11 и на главный тормозной цилиндр 5 или рабочий тормозной цилиндр. Разрежение 25 .передается также на баки 8 и 9. Pac" ходный бак 10 заполняется жидкостью как с проверяемых узлов, так и с баков 8 и 9 до срабатывания клапана
135. Для отсоса жидкости из гидрова- З) куумного усилителя ручка управления устанавливается в положение VI, при этом открываются клапаны 13 и 14, кран 11 открыт.
Очистка и перекачка жидкости из сливного бака в расходный бак осуще-. ствляется следующим образом. Жидкость, которая накапливается в сливкам баке, может быть перекачана в расходный бак, Для этого ручка управ- 40 ления устанавливается в положение V при этом открываются клапаны 13 и 15, кран 11 открыт. Разрежение по трубопроводам передается иэ расходного бака )О в сливной б 8 Ж дкость про- 45 ходя через фильтр 32, одновременно очищается.
Для автоматического поддержания заданного уровня жидкости в расходном баке применена специальная система, которая включает два регулирующих нормально закрытых клапана 35 и 36, пружину 37 и неподвижный упор 38.
Клапан 35 ограничивает верхний уровень жидкости, клапан 36 — нижний в расходном баке ° .
Система работает следующим обраt эом, При понижении уровня жидкости в расходном баке 10 происходит его подъем пад действием пружины 37. Шток клапана 36 при надавливании на неподвижный упор 38 открывает сеть сжатого воздуха в атмосферу. Происходит выпуск части сжатого воздуха, давление в системе падает да того момента, когда срабатывает автоматика компрессора 1 с управлением давления ат нагнетания. Компрессор 1 включается в работу, создавая одновременно разрежение Р, которое через открытый кран по трубопроводу передается на бак 9 подпитки. Под действием разрежения жидкость иэ бака 9 подпитки перекачивается в бак 10. Пад действием веса жидкости расходный бак, преодолевая сопротивление пружины 3, опускается, и клапан 36 закрывается. При дальнейшем опускании бака 10 шток клапана 35 при надавливании на неподвижный упор 38 соединяет трубопровод разрежения с атмосферой. Происходит падение разрежения в сети Р,. в результате чего прекращается перекачка жидкости из бака в бак.
Компрессор при создании необходимого давления, останавливается. Расходный бак заполнен.
Формула изобретения
Стенд для технического обслуживания гидрасистем автомобиля по авт.св;
)) 1164109, а т л и ч а ю шийся тем, чта, с целью обеспечения удобст" ва управления и расширения функциональных возможностей, ан снабжен блоком управления, включающим в себя распределительный вал са шкалой положений,и перепускные клапань1, смонтированные на корпусе блока управления с возможностью взаимодействия с распределительным валом, трубоправадами для подсоединения к испытуемому узду, системой автоматической прокачки гидроузлав, включающей в себя цилиндры с поршнями и регулируемые перепускные клапаны для выпуска воздуха, причем упомянутые цилиндры гидравлически связаны соответственно с гидровакуумным усилителем, главным тормозным ци- линдрам и одним из перепускных клапанов блока управления, устройством сбора падтекаюшей из гидроузлов жидкости, включающим в себя емкости с трубопроводами, соединенными со сливным баком, при этом адин из перепускных клапанов гидравлически связан с
9 1421566 10 расходным баком и нагнетательной ма- мобилю, третий — с коллектором и
Гистралью компрессора, второй пере- сливным баком, четвертый — с коллек-. пускной клапан - с коллектором и тором и усилителем, пятый — с коллек-". .трубопроводом для подключения к авто- тором вакуумной цепи и сливным баком, ) 421566
1421566
Составитель С.Селиванов
Техред М.Ходанич Корректор В.Гирняк
Редактор В.Петраш
Заказ 4373/15
Тираж 569
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4







