Металлоэластичное колесо транспортного средства
Изобретение относится к транспортным средствам, работающим в вакууме , .например планетоходам, и предназначено для использования на них в качестве колес. Цель - повышение 12 да проходимости. Металлоэластичное колесо транспортного средства содержит ступицу, складные спицы 2 и составной обод из отдельных звеньев 3, нанизанных на гибкие нерастяжимые элементы, например тросы 4, концы которых соединены с помощью механизма натяжения, с остоящего из электропривода 5, траверсы 6, кронштейна 7 и рычага 9, соединенного шарнирами со штоком привода 5 и траверсой 6. Торцы звеньев 3 состыкованы по радиальным плоскостям и снабжены антифрикционными втулками 11 для пропуска тросов 4. Снаружи обод охвачен гибкой металлической сеткой 10. 2 з.п. ф-лы, 6 ил. с
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) (5D 4 В 60 В 9/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
Н А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
I (21) 4212480/40-11 (22) 23.03.87 (46) 07.09.88. Бюл. Р 33 (72) М.М.Кузьмин, Л.Н.Поляков и А.И.Егоров (53) 629.11.012 ° 3(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 933481, кл. В 60 В 9/00, 1980. (54) ИЕТАЛПОЭЛАСТИЧНОЕ КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортным средствам, работающим в вакууме,.например планетоходам, и предназначено для использования на них в качестве колес. Цель — повышение проходимости. Металлоэластичное колесо транспортного средства содержит ступицу, складные спицы 2 и составной обод из отдельных звеньев 3, нанизанных на гибкие нерастяжимые элементы, например тросы 4, концы которых соединены с помощью механизма натяжения, состоящего иэ электропривода 5, траверсы 6, кронштейна 7 и рычага 9, соединенного шарнирами со штоком привода
5 и траверсой 6. Торцы звеньев 3 состыкованы по радиальным плоскостям и снабжены антифрикционными втулками
11 для пропуска тросов 4. Снаружи обод охвачен гибкой металлической сеткой 10. 2 з.п. ф-лы, б ил.
1421542
Изобретение относится к транспортным средствам, работающим в вакууме, например .планетоходам, и предназначено к использованию на них в качестве колес.
Цель изобретения — повышение проходимости, На фиг.1 изображено металлоэластич ф ное колесо, вид сбоку; на фиг.2— разрез А-А на фиг.2; на фиг.3 — металлоэластичное колесо с уменьшенной жесткостью обода, вид сбоку; на фиг.4 — механизм натяжения тросов и составного обода; на фиг.5 — разрез
Б-Б на фиг.4; на фиг.6 — разрез В-В на фиг.4.
Колесо состоит из ступицы 1, спиц
2, обода, составленного из отдельных звеньев 3, нанизанных на гибкие нерас- 0 тяжимые элементы,. например тросы 4, концы которых соединены с помощью механизма натяжения, состоящего из электропривода 5, траверсы 6, кронштейна 7 с прижимными планками 8 и ры- 25 чага 9, связанного с траверсой 6 через сферический подшипник. Снаружи колесо охвачено упругой металлической сеткой 10. Торцы звеньев состыкованы по радиальным плоскостям, проходящим 3п через ось колеса, и снабжены антифрикционными. втулками 11 для пропуска тросов 4. Спицы 2 снабжены упорами 12 и горизонтальными шарнирами 13. Питание и управление электроприводов 5 осуществляется через вращающееся контактное устройство 14.
В зависимости от дорожных усЛовий водитель транспортного средства может менять жесткость обода колеса, составленного из отдельных звеньев 3, управляя механизмом натяжения путем включения электропривода 5.. При этом шток электропривода 5 выдвигается (вдвигается) и с помощью рычага 9, траверсы 6 и кронштейна 7 производится равномерное натяжение (ослабление) тросов 4. Торцы отдельных звеньев 3 обода сжимаются (разжимаются) один с другим и. общая жесткость обода возрастает (уменьшается), 50
При увеличении (уменьшении) жесткости обода уменьшается (увеличивается) длина контакта колеса с грунтом, что повышает (снижает),удельное давление колеса на грунт. При снижении давления проходимость колеса повышается.
Осевая жесткость колеса сохраняет-. ся достато но высокой ввиду того, что гибкие нагя кные тросы 4 разнесены по ширине обода на расстояние a, .a спицы
2 снабжены горизонтальными шарнирами 13. Упоры 12 ограничивают угол раскрытия спиц 2 и обеспечивают их,безотказное складывание.
Формула изобретения
1. Металлоэластичное колесо транспортного средства, содержащее ступицу, обод, выполненный из шарнирнс соединенных друг с другом звеньев, спицы, каждая из которых состоит из двух рычагов, шарнирно соединенных друг с другом и соответственно со ступицей и ободом, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что, с целью повышения проходимости, торцы звеньев выполнены прилегающими друг к другу по плоскостям, проходящим через ось колеса, и снабжены втулками, а колесо снабжено устройством регулирования радиальной жесткости, выполненным в виде гибкого нерастяжимого элемента, пропущенного сквозь втулки и закрепленного на одном из звеньев, и механизма натяжения гибкого элемента„
2. Колесо по п.1, о t ë и ч а ющ е е с я. тем, что звенья обода снаружи охвачены металлической сетчатой шиной.
3. Колесо по п.1, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что механизм натяжения выполнен в виде установленных на звене электропривода и рычага, один конец которого шаровым шарниром "вязан с закрепленной на гибком элементе траверсой, а другой — с выдвигаемым штоком элек1ропривода.
1421542 А 1421542
6- Е аИериуло 1421 542
Составитель M.Ëÿñêo
Редактор В.Петраш Техред M.Ìoðãåíòàë
Корректор М.Шароши
Подписное
Заказ 4371/14
Тираж 558
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие. г. Ужгород, ул. Проектная, 4




