Ведущее колесо транспортного средства
СО1ОЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (ц 4 В 60 В 9/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЬИ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3770191/27-11 (22) 23.07.84 (46) 30.05.86. Бюл. У 20 . (71) Эападная государственная машиноиспытательная станция (72) А.Д.Ефимов, А.В.Короткевич, П.А.Стецко, К.Т.Беляк и С.Л.Лабко (53) 629. 113.012.351(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР:
У 529955, кл. В 60. В 9/04, 1974. (54) (57) 1. ВЕДУЩЕЕ КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее ведущую полуось, жестко закрепленную на ней ступицу и диск колеса, установленный с возможностью вращения относительно ступицы и связанный с ней,упругими элементами, выполненными в виде полу.,SU„,1234235 эллиптических листовых рессор, установленных внутри диска колеса, обращенных выпуклостью друг к другу и снабженных опорными роликами, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения его долговечности путем оптимизации изменения тангенцнальной жесткости по .углу закрутки колеса, каждая рессора снабжена установленным внутри диска колеса дугообразным копиром и жестко закреплена своей средней частью на ступице, при этом на . концах peccoPbI выполнены упоры для взаимодействия с концами копира, средней частью которого образована беговая дорожка для опорного ролика, g который жестко связан с диском ко2. Колесопоп. 1, отличающ е е с я тем, что беговая дорожка копира каждой рессоры имеет короткий и длинный выпуклые участки с различ1234235 ной кривизной, которые сопряжены с расположенным между ними вогнутым" относительно . опорного ролика участком.
Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к ведущим колесам транспортных средств, и может быть. использовано, например, в тракторах. 5
Цель изобретения — повьппение долговечности ведущего колеса путем оптимизации изменения тангенциальной жесткости по углу закрутки колеса.
На фиг. 1 показано ведущее колесо транспортного средства, поперечный разрез ; на фиг. 2 — то же, вид сбоку; на фиг. 3 - внд А на фиг. 2.
Колесо содержит закрепленную на ведущей полуоси 1 ступицу 2, выполненный из частей 3 и 4 диск 5 колеса, установленный на подшипниках 6 на ступице 2. Части 3 и 4 диска соединены между собой болтами 7. В полости диска 5 по обе стороны от ведущей полуоси 1 установлены рессоры 8 и 9. Они выпуклой стороной обращены к ступице 2, средней частью установлены в пазы 10, вынолненные на ступице, и закреплены на ней с помощью стремянок 11, снабженных накладками 12 и гайками 13 и помещенных в пазы 14 сту- . пицы 2. Крайние листы 15 каждой из рессор 8 и 9 снабжены упорами 16 на которые опирается выполненный в виде. пластины копир 17, взаимодействующий с опорным роликом 18, установленным на подшипниках 19 и на оси 20, закрепленной на частях 3 и 4 диска.
Ось 20 зафиксирована на диске с помо- 35 . щью сегментной шпонки 21и стопорных колец 22 и 23.
Шпонка 24, установленная на ведущей полуоси 1, служит для передачи 40 вращения ступицы.
Для надежного крепления рессор .8 и 9 в пазах 10 ступицы 2 выполнены выступы 25, а в средней части листов рессор 8 и 9 — соответствующие им вы- 45 резы 26.
Упоры 16 могут быть прикреплены к крайним рессорным листам 15 или быть выполнены путем загиба их концов.
Пластины копира 17 вьп1олнены изогнутыми и установлены выпуклой стороной к опорному ролику 18. Это позволяет установить опорные ролики 18 от центра ведущей полуоси 1 и снизить на них контактные напряжения.
Чтобы устранить откат и обеспечить при этом плавность нагружения элементов привода и трансмиссии транспортного средства при энакопеременном нагружении ведущей полуоси пластина копира 17 выполнена с двумя криволинейными участками, образующими дорожки для помещенного между ними опорного ролика 18. При этом криволинейный участок большей длины предназначен для передачи движения от ступицы 2 к диску 5 колеса при движении транспортного средства вперед. Кривизна участков пластины копира 17 выбирается, исходя из требуемой характеристики привода, что позволяет оптимизировать изменение тангенциальной жесткости колеса по углу его закрутки.
Ведущее колесо работает следующим образом.
При приложении к ведущей полуоси 1 крутящего момента рессоры 8 и 9, опираясь через пластины копиров 17 на опорные ролики 18, деформируются.
В результате этого опорные ролики 18 перекатываются по копирам 17 и осуществляется поворот ступицы 2 и диска 5 колеса. Рессоры прогибаются до тех пор, пока крутящий момент на ведущей полуоси 1 не превысит момента сопротивления движению транспортного средства. После снятия действия крутящего момента рессоры 8 и 9, взаимодействуя через пластины копиров 17 на опорные ролики 18, возвращают колесо в первоначальное положение.
1234235
Оптимизация заключается в возможности задания формой копиров мягкой характеристики в начальный момент относительного поворота колеса и ступицы, обеспечивающей плавное нарастание. усилий на элементах привода и трансмиссии при неизменной жесткости рессор 8 и 9, что положительно сказывается на их долговечности.
При смене знака нагрузки на веду- 0 щей полуоси 1 привод работает аралогичным образом. Так как при положении .крутящего момента в обратную сторону жесткость привода значительно больше (участок пластины. копира 17 имеет меньшую длину и образует больший угол подъема), то относительный поворот колеса и ступицы в этом случае незначительный, что практически исключает откат транспортного средства после
его остановки и растормажнвания трансмисси.
1234235
Тираж 647 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r.Óæãîðîä, ул.Проектная, 4
Редактор И.Сегляник
Заказ 2945/21
Составитель Т.Попова
Техред Л.Олейник Корректор М.Максимишинец