Способ изготовления биметаллических червячных валов-колес
Изобретение относится к литейному производству и может быть использовано при изготовлении биметаллических червячных колес. Цель изобретения - повышение качества колес. Для этого металл венечной части заливают во вращающуюся в горизонтальном положении форму, в которой предварительно устанавливают вал колеса. Затем после кристаллизации венечной части вращающуюся форму переводят в вертикальное положение и заливают металл ступичной части. Причем заливку ведут до перелива металла из формы. Затем залитый металл, выдерживают до кристаллизации, останавливают вращение формы и заливают оставшийся объем металла ступичной части. Окончательное о.хлаждение ведут при одновре.менном теплоподводе к свободной повер.хности жидкого металла ступичной части, а после его кристаллизации эту поверхность осаживают пуансоном. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
„„SU„„1417996
А1
15114 В 22 D 13/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ВП .ГГ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4091297/23-02 (22) 10.07.86 (46) 23.08.88. Бюл. № 31 (75) Л. Г. Потапов (53) 621.746.042 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 806240, кл. В 22 D 13/00, 1979. (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ БИМЕТАЛЛИЧЕСКИХ ЧЕРВЯЧНЫХ ВАЛОВКОЛЕС (57) Изобретение относится к литейному производству и может быть использовано при изготовлении биметаллических червячных колес. Цель изобретения — повышение качества колес. Для этого металл венечной части заливают во вращающуюся в горизонтальном положении форму, в которой предварительно устанавливают вал колеса.
Затем после кристаллизации венечной части вращающуюся форму переводят в вертикальноее положение и зал и вают металл ступичной части. Причем заливку ведут до перелива металла из формы. Затем залитый металл, выдерживают до кристаллизации, останавливают вращение формы и заливают оставшийся объем металла ступичной части.
Окончательное охлаждение ведут при одновременном теплоподводе к свободной поверхности жидкого металла ступичной части, а после его кристаллизации эту поверхность осаживают пуансоном. 1 ил.
17996
Формула изобретения
14
Изобретение относится к литейному производству и может быть использовано при изготовлении биметаллических червячных колес за одно целое с валом, у которых венечная часть выполнена из антифрикционного металла, ступичная — из конструкционного
Цель изобретения — повышение качества за счет повышения прочности соединения ступицы колеса с валом.
1-!а чертеже показа .а форма для осуществления предлагаемого способа.
В форму, состоящую из зубчатых секторов 1, торцовых крышек 2 и 3, крышки-приемника 4, связанных центрирующими штыр»ми 5 и 6 со стопорными пластинами, устаI!cl».)))âàþT вал 7 колеса 8 и закрепляют на план)пайбу 9 заливочной машины 10 (на ко,)онки 1 н 12) I айкачп 13 и 14. Затем в форчу вво LH I сил»ночную воронку, выполí«пнуK) H виде т(н)ливовоздушной горелки с . »)логи>й ld(тьк> 15, инжектора 16, корпуса
1,, торкретированного огнеупорной массой
Залив(гчна» воронка (3 верхней части ич««) заливочное 19 и выходное 20 отверс,.51, размещенные соосно с сопловой ча-!!„)<) 5.
Ф<>рчу приводят во вращательное дви»»ч(и«н в заливочное отверстие 19 заливоч-!
I(>!I ьч)ронки подают жидкий металл венечной (;)«ги колесd. При этом в сопло подают топ,)пвнук> счесь (например, солярку, пропанбутан и т.д.). Топливная смесь в инжекторе
16 сч«п)ивается с воздухом и поступает во ьч(утр«l! Illolo полость корпуса 17, где npouc(<> i<11 ««горение. Образовавшийся газопла." ь)й (поток частично вытекает через от,:,!«)»<>«отверстие 19, частично — через
I(i,! <) (п<и отверстие 20. Таким образом, лиг«п п,ill ра«пг)ав оказывается экранированныч г((зоп«(((менным потоком от атмосферы, а внугр«ння» полость формы защишена от
;1()l ГЧI)d Б()ЗДХ . а!. ! !<геле заливки в форму металла венеч)п>й части «го кристаллизации форму перево;L»l I)»«ртикальное положение и заливают ч«талл ступичной части. Заливку осугцествл>)>о<г до уровня 0,5 — 0,8 от толщины втулочli(>II «гу()ицы, после чего делают выдержку
)о кристаллизации залитого металла ступич<п>й I;!(:I ll и прекращают врагцение формы.
О«);)вн)ийс» объем металла ступичной час5
2 ти заливают в неподвижную форму и осуществляют окончательную выдержку залитого металла до его кристаллизации.
С целью предотвращения образования усадочной раковины во втулочной части ступицы и облегчения формирования торца ступицы при кристаллизационной выдержке осуществляют теплоподвод к торцу ступицы (т.е. к свободной поверхности литейного расплава ступичной части) путем его подогрева горелками.
При достижении металлом ступичной части со стороны свободной поверхности температуры солидуса формируют торец ступицы осадкой пуансоном.
Эксперименты показывают, что у червячных колес, полученных по предлагаемому способу, прочность по спаю бронзачугун 22 — 26 кГ)мм . При испытании червячных колес на разрушение от действия крутящего момента разрушения ступиц не наблюдается (раньше всегда разрушаются зубья колеса).
Способ изготовления биметаллических червячных валов-колес, включающий последовательную заливку во вращающуюся форму металла венечной части и металла ступицы, отличающийся тем, что, с целью повышения качества за счет повышения прочности соединения ступицы колеса с валом, предварительно в форму устанавливают вал, а металл венечной части заливают при горизонтальном положении оси вращения формы, затем после его кристаллизации вращающуюся форму переводят в вертикальное положение и заливают металл ступичной части колеса до уровня 0,5 — 0,8 от толщины втулочной части ступицы, затем заливку прекращают и после кристаллизации залитого объема металла вращение формы прекращают и заливают оставшийся объем металла ступичной части, причем кристаллизацию этого металла ведут с одновременным теплоподводом к свободной поверхности жидкого металла ступичной части, а после его кристаллизации эту поверхность при достижении металла ступичной части со стороны свободной поверхности температуры солидуса металл подпрессовывают пуансоном.
Составитель Е. Иванько
Редактор Н. Рогулич Техред И. Верес Корректор М. Шарошн
Заказ 4098/IO Тираж 74! Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий ! !3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб.. д. 4 5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4


