Опорный узел вала насоса
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
„„SU 1408116 А 1 (sl) 4 Р 04 D 29/04
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
Н ASTOPCHOINY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4103064/25-06 (22) 11.08 ° 86 (46) 07.07.88. Бюл. У 25 (7l) Всесоюзный научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт компрессорного машиностроения (72) И.С.Бережной, Л.В.Черепов, В.С.Марцинковский и С.И.Демин (53) 621.671 (088.8) (56) Киселев Г.Ф. и др, Техническое обслуживание и ремонт насосных уста. новок. — М.: Химия, 1985, с. 6, рис. 11Малюшенко В.В., Михайлов А.К. Основное насосное оборудование тепловых электростанций. — М.! Энергия, 1969, с. 79, фиг, 7-14. (54) ОПОРНЫЙ УЗЕЛ ВАЛА НАСОСА, (57) Изобретение относится к конструкции подшипниковых узлов центробеж.ного насоса. Цель изобретения - повышение надежности опорного узла путем стабилизации положения вала при радиальных нагрузках и вибрациях. Втулка 4 образует с корпусом 1 дросселирующий- зазор 5 с входным, несущим и выходным участками 6, 7, 8. В корпусе 1 на участке 7 зазора выполнены эксцентричные кольцевые камеры 9.
Эксцентриситеты камер 9 повернуты относительно друг друга. На участке 8 зазора в корпусе выполнены профилированные карманы 10, а на участке 6 при этом м.б. выполнены серповидные лунки. Разная направленность камер 9
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
1408116 позволяет воспринимать радиальные нагрузки на вал 2. Наличие карманов 10 обеспечивает центровку нала относительно внутренних цилиндрических поверхностей корпуса и обеспечивает демпфирование колебаний вала при сравнительно: больших расходах рабоИзобретение относится к области идромашиностроения, а именно к конструкции подшипниковых узлов центробежного насоса.
4
Цель изобретения — повышение надежности путем стабилизации положения ала при радиальных нагрузках и вибрациях.
На фиг.1 представлен предлагаемый 1р зел, продольный разрез; на фиг.2— есущий участок, поперечный разрез; а фиг.3 — выходной участок, поперечый разрез; на фиг.4 - входйой учас, ок, поперечный разрез. 15
Опорный узел вала насоса содержит
Корпус 1, установленные на валу 2
«идропяту 3 и втулку 4, образующую с
1 орпусом 1 дросселирующий зазор 5 с рходным 6, несущим 7 и выходным 8 2р участками. В корпусе 1 на несущем ( участке 7 зазора 5 выполнены эксцентричные кольцевые камеры 9 (фиг.2), зксцентриситеты которых повернуты относительно друг друга, а на выходном 25 участке 8 в корпусе 1 выполнены профилированные карманы 10 (фиг.3). Карманы 10 могут иметь как симметричную, так и асимметричную форму дпя реверсивных и нереверсивных насосов. В 30 корпусе 1 на входном участке 6 зазора
5 могут быть выполнены серповидные лунки 11 (фиг.4).
Узел работает следующим образом.
Рабочая среда, попадающая в дросселирующий зазор 5, последовательно проходит входной. 6, несущий 7 и выходной 8 участки, причем на несущем участке 7 рабочая среда проходит соединенные друг с другом кольцевые ка- 40 меры 9, обеспечивая тем самым несущую способность дросселирующего эаэо ра 5 путем всплытия нала 2 под дейстчей среды, достаточных для нормальной работы гидропяты 3. В серповидных лунках происходит торможение осевой закрутки потока рабочей среды, что повышает виброустойчивость вала.
1 э.п. ф-лы, 4 ип. вием гидродинамических сил. Разная направленность камер 9 позволяет вос. принимать радиальные нагрузки на вал
2. Затем рабочая среда попадает в выходной участок 8 с профилированными карманами 10, демпфирующими выбрации вала 2.
Наличие профилированных гидростатических карманов 10 обеспечивает центровку вала 2 относительно внутренних цилиндрических поверхностей корпуса 1 и демпфирование колебаний вала 2 при сравнительно боЛьших расходах рабочей среды, достаточных для нормальной работы гидропяты 3.
На дросселирующем зазоре 5 в серповидных лунках 11 происходит торможение осевой закрутки потока рабочей среды, что повышает виброустойчивость вала 2.
Формула изобретения
1. Опорньпй узел вала насоса, содержащий корпус, установленные на валу гидропяту и втулку, образующую с корпусом дросселирующий зазор с входным, несущим и выходным участками, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем стабилизации положения вала при радиальных нагрузках и вибрациях, в корпусе на несущем участке зазора выполнены эксцентричные кольцевые камеры, эксцентриситеты которых повернуты относительно друг друга, а на выходном участке зазора в корпусе. выполнены профилированные карманы.
2. Узел по п.1, о т л и ч а ю— шийся тем, что в корпусе на входном участке зазора выполнены серповидные лунки.
) 4081) 6
Щ2. 2
1408 l I 6
Составитель Ю.Никитченко
Техред Л.Олийнык Корректор g. 111арощи
Редактор Н. Тупица
Заказ 3287/36
Тираж 574 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4



