Способ разрушения снежно-ледяных образований на автодорогах
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) А1
Н 5 2 (51) 4
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
«« ф(г q$- .) „.," г, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, 3, д j
К А ВТОРСКОМЪ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3959270/31-11 (22) 04. 07. 85 (46) 23.06.88. Бюл. N 23 (71) Московский автомобильно-дорожный институт (72) А.Б.Ермилов (53) 625.768.5(088.8) (56) Ермилов А.Б. и др. Повышение эффективности борьбы с гололедом путем распределения на дорожной поверхности предварительно подогретогб песка.
Повышение уровня механизации работ по благоустройству городских территорий.
Сб. научи. трудов Академии коммунального хозяйства. — М., 1984, с.12-17. (54)(57) СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ СНЕЖНОЛЕДЯНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ HA АВТОДОРОГАХ, заключающийся в распределении предварительно нагретых химических реагентов по обледеневшему дорожному покрытию, выдержке с образованием эвтектических соединений химических реагентов и льда, разрушении снежно-ледяных образований механическим воздействием, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности путем увеличения концентрации химических реагентов и образования эвтектических соединений непосредственно на граничной поверхности контакта снежно-ледяных образований с дорожным покрытием, химические реагенты нагревают до температуры в диапазоне от
160 (, до температуры плавления химических реагентов, при этом нижний
О предел указанного диапазона темпера- в тур соответствует толщине образований, равной размеру частиц реагента, Ц ф а повышение температуры осуществляют пропорционально увеличению указанного минимального значения.
1404571
Изобретение относится к технологии зимнего содержания автомобильных дорог и городских территорий, в частности к способам борьбы с гололедом и снежно-ледяными накатами.
Цель изобретения — повышение эффективности путем увеличения концентрации химических реагентов и образования эвтектических соединений непосред10 ственно на граничной поверхности контакта снежно-ледяных образований с дорожным покрытием.
Способ осуществляют следующим образом. 15
Нагревают химические реагенты, например хлорид натрия, до температуо ры в интервале от 160 С до температуры плавления химических реагентов; распределяют нагретые химические реа- 20 генты равномерным слоем по обледеневшей поверхности дорожного покрытия.
Нагретые химические реагенты под действием температуры и силы своего веса протапливают насквозь каналы через 25 всю толщину снежно-ледяных образований с соответствующей потерей тепла и концентрируются на граничной поверхности контакта снежно-ледяных образований с дорожным покрытием; вследствие того, что теплоемкость дорожного покрытия существенно больше, а коэффициент теплопередачи меньше, чем у снежно-ледяных образований, внедрения химических реагентов в поверхность
35 дорожного покрытия не происходит. Дают выдержку во времени с образованием эвтектических соединений химических реагентов и льда. Производят разрушение снежно-ледяных образований меха40 ническим воздействием, например, поступательным движением ножей скалывателя-рыхлителя, при этом снежно-ледяные образования разрушаются крупным сколом, отделяясь от поверхности до- 45 рожного покрытия, и сдвигаются вдоль поверхности дорожного покрытия с последующим удалением в транспортные средства.
Обоснование температурного интервала предварительного нагрева хими50 ческих реагентов заключается в следующем. Минимальная температура нагрева до 160 С определяется началом погружения (втапливания) химических реагентов под поверхность снежно-ледяных5 образований, однако недостаточна для погружения химических реагентов на .глубину, существенно превышающую диаметр их частиц. Указанная минимальная температура практически не зависит от температуры воздуха и снежноледяных образований в пределах О...
-15 С.
Таким образом, минимальный предел о температуры нагрева 160 С соответствует минимальной толщине снежно-ледяных образований, сравнимой с диаметром частиц используемых химических реагентов. Например, размер частиц хлорида натрия грубого помола составляет 3-5 мм (при распределении по поверхности автодорог увеличение дальности разбрасывания обеспечивается использованием смеси песка и химических реагентов). По мере увеличения толщины снежно-ледяных образований на автодорогах необходимо увеличение температуры предварительного нагрева химических реагентов, причем эта зависимость может быть принята прямо пропорциональной. Увеличение температуры нагрева выше определенного пре дела, необходимого для втапливания химических реагентов до поверхности дорожного покрытия, не изменяет технологии процесса, что увеличивает
его энергоемкость.
Максимальный предел температуры нагрева химических реагентов равен температуре их плавления, например для хлорида натрия температура плаво. ления составляет 801 С. При этом теряется возможность распределения химических реагентов по обледеневшему дорожному покрытию. В пределах вероятной толщины снежно-ледяных образований на автодорогах предложенный температурный интервал нагрева химических реагентов обеспечивает гарантированное их втапливание до поверхности дорожного покрытия, а более точный выбор температуры нагрева пропорционально толщине снежно-ледяных образований позволяет оптимизировать величину энергетических затрат на нагрев.
Разрушение снежно-ледяных образований механическим воздействием происходит преимущественно по плоскости максимальной концентрации микрозон эвтектических соединений химических реагентов со льдом. Поскольку согласно данному способу эта плоскость совпадает с граничной поверхностью контакта снежно-ледяных образований и дорожного покрытия, то снежно-ледяные
Редактор Н. Рогулич Техред М. Ходанич
Корректор Г.Решетник
Заказ 3062/29 Тираж 517 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5.Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 з
140457 образования отделяются от дорожного покрытия крупными фрагментами, без промежуточного разрушения по толщине, что резко снижает энергоемкость и про5 должительность процесса механического разрушения, примерно пропорциональные увеличению площади вновь образуемых в процессе разрушения фрагментов. При этом наиболее целесообразной техноло- 1р гией механического воздействия на снежно-ледяные образования является их сдвиг при малой толщине и отрыв от дорожного покрытия при большой толщине. 15
Концентрация химических реагентов в плоскости контакта снежно-ледяных образований с дорожным покрытием по
4 сравнению с их равномерной концентрацией по всей-толщине указанных образований позволяет резко повысить плотность образования эвтектических соединений или существенно сократить расход химических реагентов на единицу площади обрабатываемой поверхности автодорог, что особенно заметно при борьбе со снежно-ледяными образованиями большой толщины, поэтому дополнительные затраты энергии на предварительный нагрев химических реагентов для роста их температуры при увеличеI нии толщины снежно-ледяных образований компенсируются дополнительной эффективностью действия химических реагентов на эти образования.


