Учебный прибор по математике
Изобретение предназначено для выполнения операций с комплексными числами, определения тригонометрических функций углов, решения треугольников и построения гармонических функций. Прибор состоит из основания 1 с направляющими, подвижного выполненного в виде диска элемента 5, расположенного в основании, дополнительного подвижного выполненного в виде прямоугольной пластины прозрачного элемента 7, установленного в направляющих. На основании нанесены взаимно перпендикулярные шкалы действительных и мнимых чисел, круговая угловая и линейная шкалы. На элементе 5 нанесены три радиальные шкалы, расположенные под углом 120° одна к другой, на элементе 7 - две линейные шкалы. В конце каждой радиальной шкалы на элементе 5 у образующей диска нанесен нониус. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1401507 дц 4 G 09 В 23 02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4192738/28-12 (22) 26.12.86 (46) 07.06.88. Бюл. № 21 (75) Г. Ф. Киприянов (53) 621.3.012 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 636663, кл. G 09 В 23/02, 1976. (54) УЧЕБНЫЯ ПРИБОР ПО МАТЕМАТИКЕ (57) Изобретение предназначено для выполнения операций с комплексными числами, определения тригонометрических функций углов, решения треугольников и построения гармонических функций. Прибор состоит из основания 1 с направляющими, подвижного выполненного в виде диска элемента 5, расположенного в основании, дополнительного подвижного выполненного в виде прямоугольной пластины прозрачного элемента 7, установленного в направляющих.
На основании нанесены взаимно перпендикулярные шкалы действительных и мнимых чисел, круговая угловая и линейная шкалы.
На элементе 5 нанесены три радиальные шкалы, расположенные под углом 120 одна к другой, на элементе 7 — две линейные шкалы. В конце каждой радиальной шкалы на элементе 5 у образующей диска нанесен нониус. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
1401507
Формула изобретения
Изобретение относится к учебным приборам по математике.
Цель изобретения — расширение функциональных возможностей при операциях с комплексными числами, определении тригонометрических функций углов, решении треугольников и построении гармонических функций.
На фиг. I изображен прибор, общий вид; на фиг. 2 — то же, поперечный разрез.
Прибор состоит из основания 1 с направляющими 2. На поверхности основания нанесены взаимно перпендикулярные шкалы действительных и мнимых чисел, круговая угловая шкала 3 и линейная шкала 4. В углублении основания расположен подвижный элемент 5, выполненный в виде диска, на поверхности которого нанесены три радиальные шкалы 6, расположенные под углом
120 одна к другой. Над диском в направляющих основания установлен дополнительный подвижный прозрачный элемент 7, выполненный в виде прямоугольной пластины с двумя линейными шкалами 8 и 9.
В каждой радиальной шкале 6 у образующей диска нанесен нониус 10.
Работа с прибором производится следующим образом.
Для перевода комплексного числа A+jb в показательную форму подвижный элемент 7 перемещают на.b единиц по шкалам 4, подвижный элемент 5 поворачивают до пересечения шкалы 6 со шкалой 8 в точке на шкале 8, соответствующей а — действительной части комплексного числа. Точка пересечения шкалы 6 с круговой угловой шкалой 3 определяет фазу показательной формы комплексного числа, а точка пересечения шкалы 6 со шкалой 8 указывает на шкале 6 модуль комплексного числа.
Для перевода комплексного числа А=
=ze в алгебраическую форму подвижный элемент 5 поворачивают до пересечения шкалы 6 с круговой шкалой в точке, соответствующей 4 — фазе показательной формы комплексного числа, перемещают элемент 7 до пересечения шкалы 8 со шкалой 6 в точке на шкале 6, соответствующей z — модулю комплексного числа. Точка пересечения шкалы 6 со шкалой 8 указывает на шкале 8 величину действительной части комплексного
2 числа, величину мнимой части комплексного числа отсчитывают по шкале 4.
Для построения угла по величине тригонометрической функции, заданной дробью ,, поворачивают элемент 5 и перемещают .3П. элемент 7 до совмещения точки на шкале 6, соответствующей знаменателю, с точкой на шкале 8, соответствующей числителю дроби.
Точка пересечения шкалы 6 со шкалой 3 дает искомый угол.
Для построения графика тригонометрической функции диск 5 поворачивают до пересечения шкалы 6 со шкалой 3 в точке, соответствующей углу а. Элемент 7 перемещают до пересечения шкалы 8 со шкалой 6 в точке, соответствующей на шкале 6 величине А. По шкале 4 отсчитывают величину синусоидальной функции при аз=О. 3атем, задавая численные значения cot, определяют величины синусоидальной функции, которые используют для построения графика.
1. Учебный прибор по математике, содержащий основание с направляющими с
25 нанесенными на его поверхности взаимно перпендикулярными шкалами действительных и мнимых чисел, подвижный установленный на основании с возможностью вращения прозрачный элемент с радиальной линейной и угловой шкалами, отличающийЗ0 ся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей при операциях с комплексными числами, определении тригонометрических функций углов, решении треугольников и построении гармонических функций, подвижный элемент выполнен в виде диска с тремя расположенными под углом 120 одна к другой радиальными шкалами, в направляющих основания над диском установлен дополнительный подвижный прозрачный элемент .в виде прямо40 угольной пластины с двумя линейными шкалами, при этом на основании нанесена круговая шкала.
2. Прибор по п. 1, отличающийся тем, что на подвижном элементе, выполненном в виде диска, в конце каждой радиальной шкалы у образующей диска нанесен нониус.
Составитель Б. Гойдман
Редактор Н. Тупица Техред И. Верес Корректор Л. Пилипенко
Заказ 2536/50 Тираж 459 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

