Наглядное пособие по математике
НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ , содержащее основание с выполненными на нем пересекающимися осями координат, линейной и угловой щкалами. поворотную линейку со шкалой и визиром угловой щкалы, установленную одним концом щарнирно на основании в центре координат , а другим концом щарнирно связанную с визирной линейкой со щкалой, отличающееся тем, что, с целью расширения демонстрационных возможностей путем обеспечения показа составляющих комплексного числа, оно имеет связанный с визирной линейкой ползун с визиром, а в поворотной линейке вдоль ее щкалы выполнен паз, при этом ползун установлен в пазу, а линейки выполнены из прозрачного материала.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (ц G 09 В 23/02
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
/ 1"т
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ,,,, -"":- .-,:;;, 3
К ASTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
--. (21) 3469111/28-12 (22) 15.07.82 (46) 07.11.83. Бюл. № 41 (72) В. Ф. Истушкин и А. И. Шутилов (53) 621.3.012 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
¹ 636663, кл. G 09 В 23/02, 1977.
2. Патент США № 3302308, кл. 35-34, 1967 (прототип). (54) (57) НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ, содержащее основание с выполненными на нем пересекающимися осями координат, линейной и угловой шкалами, „„SU„„1053135 А поворотную линейку со шкалой и визиром угловой шкалы, установленную одним концом шарнирно на основании в центре координат, а другим концом шарнирно связанную с визирной линейкой со шкалой, отличающееся тем, что, с целью расширения демонстрационных возможностей путем обеспечения показа составляющих комплексного числа, оно имеет связанный с визирной линейкой ползун с визиром, а в поворотной линейке вдоль ее шкалы выполнен паз, при этом ползун установлен в пазу, а линейки выполнены из прозрачного материала.
1053135
Составитель С. Москалев
Техред И. Верес Корректор И. Муска
Тираж 488 Подлисное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР ио делам изобретений и открытий
1! 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор Н. Бобкова
Заказ 8879/49
Изобретение относится к учебным пособиям по математике и может быть использовано при изучении комплексных чисел.
Известно наглядное пособие, содержащее основание с нанесенными на нем взаимно перпендикулярными линейными шкалами, каретку с направляющими параллельными горизонтальной шкале и подвижный элемент с радиальной линейной и угловой шкалой, выполненной в виде прозрачного сектора, ось вращения которого установлена на каретке (1).
Однако пособие не обеспечивает демонстрации комплексных чисел с использованием всего действительного ряда чисел, а также углов превышающих 90 и отрицательных их значений, Известно также наглядное пособие по математике, содержащее основание с выполненными на нем пересекающимися осями координат, линейной и угловой шкалами, поворотную линейку со шкалой и визиром угловой шкалы, установленную одним концом шарнирно на основании в центре координат, а другим концом шарнирно связанную с визирной линейкой со шкалой (2).
Недостатком такого пособия является то, что он имеет узкие демонстрационные возможности в виду отсутствия у него возможности наглядно демонстрировать составляющие комплексного числа.
Цель изобретения — расширение демонстрационных возможностей путем обеспечения показа составляющих комплексного числа.
Указанная цель достигается тем, что наглядное пособие по математике, содержащее основание с выполненными на нем пересекающимися осями координат, линейной и угловой шкалами, поворотную линейку со шкалой и визиром угловой шкалы, установленную одним концом шарнирно на основании в центре координат, а другим концом шарнирно связанную с визирной линейкой со шкалой, имеет связанный с визирной линейкой ползун с визиром, а в поворотной линейке вдоль ее шкалы выполнен паз, при этом ползун установлен в пазу, а линейки выполнены из прозрачного материала.
На чертеже изображено предлагаемое наглядное пособие, Пособие состоит из основания 1 круглой формы с выполненными на нем пересекающимися координатными осями 2 и 3 шкал
4 и 5 с действительным рядом чисел, а также угловую шкалу 6. Угловая шкала 6 состо2 ит из двух разметок: отрицательных 7 и положительных 8 значений углов. Шарнирно в то. чке пересечения координатных осей с основанием 1 связана поворотная линейка 9, на которой имеется визит 10 угловой шкалы 6. В поворотной линейке выполнен паз 11 по радиусу от центра основания 1, а вдоль паза выполнена шкала 12. В пазу ll установлен ползун 13, поверхность которого, например, может выполнять роль визира шкалы 12.
10 Пособие имеет также визирную линейку
14, с которой через ползун 13 шарнирно связана поворотная линейка 9. На визирной линейке 14 выполнена шкала 15 действительных чисел, а основание 1 имеет сетку 16
15 для повышения точности установки визирной линейки 14 параллельно осям шкал.
Пользуются пособием следующим образОм.
При демонстрации комплексного числа, записанного в виде А = «- а «-) Ь по его соста2р вляющим +а и «-jQ значение +а устанавливается по шкале 15 визирной линейки 14, визиром в этом случае служит ось 3 шкалы основания l. Значение +.ф устанавливается по шкале, а визиром служит ось шкалы 15 визирной линейки 14.
Возможет вариант, когда значение «-а устанавливается по шкале 2, а визиром служит ось шкалы 15 визирной линейки 14.
При этом значение «-1Ь устанавливается по шкале 15, а визиром служит ось 2 шкалы.
Установка значений +а и +jb осуществляется угловым перемещением поворотной линейки 9 относительно оси шарнира и перемещением визирной линейки параллельно оси шкал основания 1. Значение модуля комплексного числа считывают по шкале 15.
35 визирной линейки 14 по положению визира ползуна 13.
При демонстрации числа, записанного в виде А = Ае " значения углов «+ » и
«-» устанавливаются соответственно по по- .
4О ложительной 8 и отрицательной 7 разметкам угловой шкалы 6 угловым перемещением поворотной линейки 9 несущей визир 10 угловой шкалы 6. Модуль комплексного числа устанавливается по шкале 15 с помощью визира ползуна 13 перемещением
4s последнего в пазу 11.
Пособие, кроме того, позволяет демонстрировать переход от алгебраической формы записи комплексного числа к показательной и обратно.
5п Использование пособия обеспечивает быстрое усвоение обучаемыми материала,

