Автоматическая муфта-тормоз
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах механизмов и машин, в которых требуется ускоренная остановка вращающихся частей. Пель - повышение Ш 26 20 21 надежности работы путем обеспечения фиксированного отвода тормозных колодок от корпуса при повьпиенных оборотах ведомой полумуфты. Для этого муфта-тормоз содержит двуплечие рычаги 14 с грузами 15 и кулачками 16. Последние расположены во впадинах 17 штоков 6. При передаче вращения от ведущей полумуфты 1 к ведомой полумуфте 8 шатуны 3 отводят колодки 7 от корпуса 24. При повьшгенных оборотах ведомой полумуфты 8 инерционные грузы 15 через рычаги 14 и кулачки 16 удерживают колодки 7 э отведенном положении. Между колодками 7 накладкой 25 образуется зазор, препятствующий торможению ведомой полумуфты 8. 4 ил. i (Л 1.5 2S6l7f6 7 оо 4
СОЮЗ ССВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
А1
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4015403/23-27 (22) 28.01.86. (46) 07.06.88. Бюл. Ф 21 (7i) Ворошиловградский филиал Шахтинского научно-исследовательского и проектно-конструкторского угольно" го института им. А.М. Терпигорева (72) Ф.И. Венгер (53) 621.592.1(088.8) (56) Чертеж 2300.00.00.00А. СКБ
Мосстроя, 1964. (54) АВТОМАТИЧЕСКАЯ МУФТА-ТОРМОЗ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах механизмов и машин, в которых требуется ускоренная остановка вращающихся частей. Пель — повышение
Z7 Ф ДЗ7
Фиг.1
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
„„ЯЦ„„ 1401184 (511 4 F 16 П б 7/04 надежности работы путем обеспечения фиксированного отвода тормозных ко-. лодок от корпуса при повышенных оборотах ведомой полумуфты. Для этого муфта-тормоз содержит двуплечие рычаги 14 с грузами 15 и кулачками 16, Последние расположены во впадинах
17 штоков 6. При передаче вращения от ведущей полумуфты i к ведомой полумуфте 8 шатуны 3 отводят колодки
7 от корпуса 24, При повышенных оборотах ведомой полумуфты 8 инерционные грузы 15 через рычаги 14 и кулачки 16 удерживают колодки 7 в отведенном положении. Между колодками 7 накладкой 25 образуется зазор, пре- а пятствующий торможению ведомой полуЯ муфты 8 ° 4 ил.
1401184
Изобретение относится к машиностроению и можеТ быть использовано в приводах различных механизмов и машин, в которых требуется ускоренная остановка вращающихся частей.
Цель изобретения — повьппение на1 дежности работы путем обеспечения фиксированного отвода тормозных колодок от корпуса при повьппенных скоростях вращения ведомой полумуфты.
На фиг. 1 изображена муфта, поперечный разрез; на фиг. 2 — разрез
А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез
Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 — схема 15 нагружения муфты-тормоза.
Автоматическая муфта-тормоз состоит из вецущей полумуфты i, взаимодействующей с полумуфтой 2 двигателя и соединенной шатунами 3, пальца- 2О ми 4 и 5.со штоками 6 тормозных колодок 7, перемещающихся в расточках ведомой полумуфты 8. K тормозной колодке 7 прикреплен осью 9 направляющий стержень 10 с одетой на него тормозной пружиной 11, оказывающей
\ давление на выступ 12 противоположной тормозной колодки 7. На торцовой части ведомой полумуфты 8 предусмотрено отверстие для оси 13, на которой ЗО шарнирно посажен двуплечий рычаг
14 несущий на удлиненном плече груз
15, а на противоположном, укороченном — кулачок 16 по крайней мере с одним выступом, входящим в зацепле.-:35 ние с впадиной 17 штока б тормозной колодки 7. Кулачок 16 может быть выполнен в виде частичного или полного зубчатого колеса, а впадина 17 в виде зубчатой рейки.
Для случаев применения муфты-тормоза только в качестве соединителей муфты предусмотрен механизм 18 выключения тормоза, состоящий из рычага
19, обоймы 20, пальцев 2 1, рукоятки (не показана) и крьппки 22 с осью 23.
Все подвижные части размещены в неподвижном корпусе 24 с накладкой 25.
Ведомая полумуфта 8 закреплена на входном валу 26 редуктора, а ведущая — на валу 27 двигателя.
50 !
На фиг. 1-3 показана муфта в статическом состоянии (вращение отсутствует) на фиг. 4 — в динамическом (наличие вращения), при этом в первом случае зазор С предусмотрен между хвостовиком штока б и торцом расточки под шток 6 в ведомой полумуфте 8, а во втором — между накладкой 25 неподвижного корпуса 24 и наружной поверхностью тормозной колодки 7.
Автоматическая муфта-тормоз работает следующим образом.
Ведущая полумуфта 1 приводится во вращение двигателем вала 27 и, поворачиваясь на заданный угол например о
9 Э
45 (фиг. 2), втягивает с помощью шатунов 3 тормозные колодки 7 в расточки ведомой полумуфты 8 до упора хвостовиков штоков 6 в ведомую полумуфту 8. При этом колодки 7 отходят от накладки 25, образуется зазор С между наружной поверхностью тормозных колодок 7 и накладкой 25 неподвижного корпуса 24 и передача вращения от нала 27 двигателя к входному валу 26 редуктора происходит без потерь. Так муфта работает до критической частоты вращения. При ее достижении в муфте предусмотрено фиксирование положения тормозных колодок 7 после их втягивания во внутрь ведомой полумуфты 8 с помощью грузов 15, размещенных на удлиненном плече рычагов 14, шарнирно закрепленных осями 13 на ведомой полумуфте 8 и воздействующих кулачками 16, находящимися на укороченном плече, на штоки 6 тормозных колодок 7.
Принцип работы устройства по фиксированию положения тормозных колодок 7 после их втягивания в расточки ведомой полумуфты 8 и схема распределения усилий приведены на фиг. 4.
Масса груза 15, необходимая для фиксирования положения тормозных колодок 7 после их втягивания приближенно определяется следующим уравнением:
m к " к а гг я.а.я г
vi.Ъ r г к ч2 Ъ
Г где а — укороченное плечо рычага
14 м;
Ъ вЂ” удлиненное плечо рычага
14, м; чк — скорость центра массы колодки 7 9 м/с у
m — масса колодки 7, кг;
v — скорость вращения центра массы груза 15, м/с; — ускорение силы тяжести, м/с ;
r — радиус центра тяжести груэа, м; г — радиус вращений центра массы колодки 7, м;
m — масса груза 15, кг. з 14011
Уравнение (1) с точностью, достаточной для практического применения, позволяет произвести вычисление масcbI груза 15 для частот вращения, применяемых в отечественной промышленности.
Как только прекращается подведение крутящего момента к ведущей полумуфте 1, тормозные пружины 11 отбрасывают колодки 7 к тормозной накладке 25, происходит "мгновенное" торможение.
1 15 формулаизобретения
Автоматическая муфта-тормоз, содержащая корпус, концентрично расположенные в нем ведущую и ведомую
84 4 полумуфты, подпружиненные к корпусу колодки со штоками, расположенными в радиальных отверстиях ведомой полумуфты, и шатуны, связывающие колодки с ведущей полумуфтой, о т л и— ч а ю.щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности работы путем обеспечения фиксированного отвода тормозных колодок от корпуса при повышенных скоростях вращения ведомой полумуфты, она снабжена-.двуплечими рычагами, шарнирно смонтированными на ведомой полумуфте, инерционными грузами, закрепленными на одних концах рычагов и имеющими на других концах рычагов кулачки по крайней мере с одним выступом, входящие в зацепление со впадинами штоков.
1401184
Составитель И.Яцунов
Техред M.Äèäûê
Корректор C.éåêìàÐ
Редактор Е.Папп
Заказ 2776/34
Тираж 784
Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-.35, Гаупская наб,, д. 4/5
Произz<,.-. тт -нно †полиграфическ предприятие, г. Ужгород, ул, Про-ктная, 4



