Способ измерения составляющих вектора напряженности невозмущенного электростатического поля атмосферы с летательного аппарата
Изобретение относится к электроизмерительной технике. Цель изобретения - з еличение точности измерений путем учета заряда летательного ап- . парата (ЛА). Производят оценку величины и знака ЛА. Снижают до миним. Зфовень мешающего поля эл. заряда ЛА в каждой из контрольных точек (КТ) его поверхности. При этом производят измерение составлякяцих вектора напряженности злектростатич. поля атмосферы по данным измерений в этих КТ. Снижение уровня мешающего поля зл. заряда ЛА в каждой из КТ осуществля-. ется методом компенсации мешающего поля с помощью вспомогательного эл. поля, к-тое формируют на основании оценки величины и знака эл. заряда ЛА, получаемой из суммы предварительно проинтегрированных сигналов из 2-х КТ. Контроль за достижением миним мешающего поля в КТ осуществляют по величине оценки эл. заряда ЛА, к-рая д.б. близкой к нулю. При достаточном снижении уровня мешающего поля устраняются нелинейные искажения в процессе усиления сигналов, когда уровень мешаюцего поля эл. заряда чрезмерно высок. Т. обр. устраняется один из основных источников погрешностей измерения составлякицих невозмущенного электростатич. поля атмосферы с ЛА. При более существенном снижении уровня мешающего поля, когда им можно пренебречь, устраняется и 2-й источник погрешности - многопараметричность расчетных соотношений , т.е. обеспечивается возможность измерений составляющих вектора напряженности электростатнч, поля атмосферы с ЛА непосредственно по данным измерений, проводимых в КТ его поверхности . 2 ил. с . вг& Ы
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (51)4 G О! R 29/12
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
° Ф\
° °
° Ф
Ъю
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTVI4 (21) 4078129/24-09 (22) 21.05.86 (46) 07.05.88. Бюл. У 17 (71) Главная геофизическая обсерватория им. А.И. Воейкова (72) К.С. Жупахин (53) 62 1.317.7(088.8) (56) Имянитов И.М. Приборы и методы для изучения электричества атмосферы.М.: Гостехиздат, 1957, с. 232-244.
Техническое описание и инструкция по эксплуатации самолетного прибора для измерения напряженности электрического поля (СПНП). ГГО им. А.И. Воейкова, Л., 1979. (54) СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ СОСТАВЛЯЮЩИХ . ВЕКТОРА НАПРЯЖЕННОСТИ НЕВОЗМУИ1ЕННОГО
ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОГО ПОЛЯ АТМОСФЕРЫ
С ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (57) Изобретение относится к электроизмерительной технике. Цель изобретения - увеличение точности измерений путем учета заряда летательного ап- . парата (ЛА). Производят оценку величины и знака ЛА. Снижают до миним. уровень мешающего поля эл. заряда
ЛА в каждой из контрольных точек (КТ) его поверхности. При этом производят измерение составляннцих вектора напряженности электростатич. поля атмосферы по данным измерений в этих КТ.
„,Я0„„13941 3У д1
Снижение уровня мешающего поля эл. заряда ЛА в каждой из КТ осуществля-. ется методом компенсации мешакнцего поля с помощью вспомогательного эл. поля, к-тое формируют на основании оценки величины и знака эл. заряда ЛА, получаемой из суммы предварительно проинтегрированных сигналов из 2-х
КТ. Контроль за достижением миним мешающего поля в КТ осуществляют по величине оценки эл. заряда ЛА, к-рая д.б. близкой к нулю. При достаточном снижении уровня мешающего поля устраняются нелинейные искажения в процессе усиления сигналов, когда уровень мешаннцего поля эл. заряда черезмерно высок. Т. обр. устраняется один из основных источников погрешностей измерения составляющих невозмущенного электростатич. поля атмосферы с ЛА. При более существенном снижении уровня мешающего поля, когда им можно пренебречь, устраняется и 2-й источник погрешности — многопараметричность расчетных соотношений, т.е. обеспечивается возможность измерений составлякнцих вектора напряженности электростатич, поля атмосферы с ЛА непосредственно по дачным измерений, проводимых в КТ его роверхности. 2 ил.
1394167
Изобретение относится к электроизмерительной технике, в частности к области измерения напряженности электрического поля Земли, и может быть использовано при проведении как самоI летных метеорологических,так и других исследований электростатических полей.
Цель изобретения — увеличение точ- 1О ности измерений путем учета заряда !
,летательного аппарата.
На фиг. 1 показаны места установки
1 .датчиков на летательном аппарате; на фиг. 2 — структурная электрическая схема устройства, реализующего предлагаемый способ.
Устройство для реализации способа измерения составляющих вектора напря-! женности невоэмущенного электростати- 20 ческого оля атмосферы с летательного аппарата содержит датчики 1 поля
1 (устанавливаются в контрольных точках А, B С и F поверхности лета1 тельного апарата) ротационного типа 25 с измерительной и экранной пластинами и неподвижным экраном, усилитель
2 сигналов датчиков поля, детекторы
3 огибающих сигналов, интеграторы
4 с регулируемыми постоянными времени, суммирующий блок 5, блок 6 измерения (оценки), блок 7 (или усилитель) формирования управляющих напряжений, подаваемых на управляющие электроды датчиков с целью компенсации мешающего поля, измеритель 8 составляющей
Е, измеритель 9 составляющей Е, измеритель 10 составляющей Е,.
Устройство работает следующим образом.
Пусть измерения составляющих (E
Е, Еэ) вектора (Е) напряженности невозмущенного электростатического поля атмосферы производят с летательного аппарата, проводящая поверхность которого условно представлена в виде параллелепипеда (фиг ° 1). Контрольные точки А, В,-С и Г выбраны на поверхности летательного аппарата в местах пересечения ортогональных нейтральных плоскостей, причем в данном случае 50
А и Б выбраны особо (т.е. АБ )i Е,).
В каждой из контрольных точек (А, В, С и F) на поверхности летательного аппарата располагают по датчику 1 поля (например, ротационного типа с плоскими пластинами), с помощью которых преобразуют величины и знаки на-. пряженностей поля, действующих в этих точках, в электрические сигналы (фиг. 2). Затем эти сигналы усиливают с помощью усилителей 2 низкой частоты, детектируют с помощью детекторов 3 и интегрируют с помощью интеграторов
4 с элементами регулирования постоянных времени интегрирования (например КС-цепи с регулируемыми параметрами). Затем в пропорции, учитывающей коэффициенты связи, суммируют, сигналы из выбранных контрольных то" чек А и В с помощью суммирующего блока 5, на выходе которого получают электрический сигнал, по величине и полярности которого с .помощью блока
6 оценивают величину и знак электрического заряда летательного аппарата.
В простейшем случае, в качестве блока
6 может быть использован, например, миллиамперметр. По полученной таким образом оценке электрического заряда летательного аппарата определяют интенсивности и знаки полей электрического заряда летательного аппарата в каждой из контрольных точек. Для формирования вспомогательных (компенсирующих) полей используют блок 7 формирования управляющих напряжений, с помощью которого могут быть получены управляющие напряжения необходимой величины и полярности. Сама операция формирования вспомогательных полей осуществляется в датчиках
1 поля, на неподвижные экраны которых подаются эти управляющие напряжения.
Следовательно, на вход усилителей 2 поступают сигналы, являющиеся результатом алгебраического сложения естественных и вспомогательных электрических полей. Этим самым при компенсации мешающих полей обеспечивается устранение двух основных источников погрешностей: многопараметричность расчетных соотношений и нелинейные искажения в процессе усиления сигналов.
Определение составляющих неискаженного электростатического поля атмосферы с летательного аппарата может быть осуществлено путем замеров проинтегрированных сигналов из каждой контрольной точки с помощью измерителей 8, 9 и 10 составляющих Е>
Е, и Е, соответственно (фиг. 2).
В качестве указанных измерителей в простейшем случае могут быть использованы, например, обычные миллиамперметры и т.д. Отметим, что в качеf394167
7l rT (К„+К ) (1- — „— -«) Кв
K"„+К (3) 1
Кд
К» +Ки д. д е
Кв т в 1 Q»ьв Кд +К в
Кс
Usc с
Ед = Кд Я + Кд Ев»
Кг
FQ»
20 с= Кг (+ К;Е, »
Кг Кг
Uñ
Е = — т — е
К . К с
UA Пв
Кв
Е и Т
К"„+К, (5) 35 до д д»
"во = Кв Es» (2) Uco Kc Ec»
Ого= Кг Ec»
Ыле Сов
Кд Ке
Е -у — — т-Кд+ Кв
"л "в
K" +К" в стве показателя достаточно полной компенсации в нашем случае выбрана оценка электрического заряда, получаемая с помощью блока 6, близкая к нулю.
Пусть в выбранных контрольных точках А, В, С и F (фиг. 1) установлены датчики измерителей электростатичесt кого поля атмосферы для измерения трех 10
° т его ортогоиальных составляющих Е,, Е
Е и собственного электрического заряда летательного аппарата Q Тогда амплитуда напряжения на выходах датчиков определяется системой уравнений 15
t », е !» д
Кд» Ка» Кв» Кв» Кс» Кс» Кг» К 25 коэффициенты связи, зависящие от конфигурации проводящей поверхности летательного аппарата.
Согласно (1), учитывая операции преобразования, усиления и детектирования, имеем дело не с самими полями Е» Ев, Ес и Е» а с напряжениями 1ев Ucq u Ucp на выходе измери
04" тельных каналов где К„, К, К, и К„- — коэффициенты связи измерительных каналов А, В, С и F учитывающие изменения интенсив- 45 ностей сигналов при выполнении операций их преобразования, усиления и детектирования.
Искомые величины Е,, Е » Ев и Q определяются с помощью соотношений 50 !
Š— — — Q;
Кс
Цсо Кс
Е = — — у- — „-Q»
К К" К 55 (1 — К +К ) — — + (1+К -К )
Uao s e Ueo
Д в
Если к неподвижному экрану датчиков А, В, С и F приложить постоянные напряжения, определяемые соотношениями где 1д» 1з» 1с, 1 — константы датчиков, пропорциональные расстоянию между неподвижным экраном и измерительной пластиной, то вид соотношений (3) значительно упрощается
Данное упродание результатов измерений происходит вследствие того, что при подаче на неподвижйые экраны датчиков А, В, С и F напряжений, определяемых из формул (1), происходит компенсация электростатического поля, обусловленного зарядом Q летательного аппарата.
Предлагаемый способ измерения составляющих вектора напряженности невозмущенного электростатического поля атмосферы с летательного аппарата можно условно разбить на две стадии. На первой стадии производят оценку величины и знака электрического заряда летательного аппарата. На второй стадии снижают до минимума (в пределедо нуля) уровень мешающего поля электрического заряда летательного аппарата в каждой из контрольных точек, его поверхности и при этом производят измерение составляющих вектора напряженности электростатического поля атмосферы непосредственно по
1 394167 анным измерений в этих контрольных .очках. Причем снижение уровня мешаего поля электрического заряда леательного аппарата в кажцой из конт5 рольных точек осуществляется методом компенсации мешающего поля с помощью вспомогательного электрического поля, которое формируют на основании оценки величины и знака электрического аряда летательного аппарата, полуаемой из суммы предварительно проинте1 рированных сигналов из двух выбранных
° ° онтрольных точек летательного аппара° ° а.При этом контроль за достижением нимума мешающего поля в каждой из онтрольных точек осуществляют по веичине оценки электрического заряда леательного аппарата, которая в этом лучае должна быть близкой к нулю.
При достаточном снижении уровня ! ешающего поля устраняются нелиней ные искажения в процессе усиления сигналов, когда уровень мешающего по-! ля электрического заряда черезмерно .: высокий. Таким образом, устраняется
;один из основных источников погреш ностей измерений составляющих невоз мущенного электрического поля атмо,сферы с летательного аппарата.
При более существенном снижении уровня мешающего поля, когда им практически можно пренебречь по сравнению с уровнем измеряемого поля, устраняется и второй из основных источников погрешностей измерений— многопараметричность расчетных соотношений (3), т.е. обеспечивается возможность измерений составляющих век-. тора напряженности электростатическо40
ro поля атмосферы с летательного аппарата непосредственно по данным измерений, производимых в отдельных контрольных точках его поверхности.
Существенное упрощение способа
45 измерения, а также введение в каче.стве показателя достижения достаточно полной компенсации мешающего поля, действующего в контрольных точках летательного аппарата, оценки электрического заряда, близкой к нулю, позволяет при технической реализации способа сравнительно легко автомати.зировать процесс измерения всех составляющих вектора напряженности электростатического поля атмосферы с 55 летательного аппарата. С этой целью можно, например, применить, цепь обратной связи, с помощью которой, используя электрический сигнал, характеризующий оценку электрического заряда, в качестве управляющего, осуществить управление формируемыми вспомогательными полями в каждой из контрольных точек поверхности летательного аппарата.
Формула и э о б р е т е н и я !
Способ измерения составляющих вектора напряженности невоэмущенного электростатического поля атмосферы с летательного аппарата, включающий измерение напряженности поля в точках пересечения двух вертикальных продольной и поперечной нейтральных плоскостей с поверхностью летательного аппарата А и В соответственно, а также в точках пересечения вертикальных продольной и поперечной и горизонтальной нейтральных плоскостей с поверхностью летательного аппарата С и F соответственно посредством датчиков ротационного типа с измерительной и экранной пластинами и неподвижным экраном, соединенным с корпусом датчика, и вычисление saряда летательного аппарата по формуле и в Ц»о »» 11 (1-К +Х ) — — +(1 + К -К ) —— К д вкв
Q = ь
K " --К
» (К +К ) (1 — - — -„) д в Ки+К» отличающийся тем, что, с целью увеличения точности измерения путем учета заряда летательного аппарата, отсоединяют неподвижный экран датчиков от корпуса и подают на него постоянные напряжения соответственно равные
I I
0» " = — =- 1 ейск
Кд К
К +Кв Кд+Кв
Кс Кр эс K" сч» рр K" р » с F сиэмеряют напряжения на выходах датчиков в точке А, В, С и Г - U» Ua»
U UF соответственно и вычисляют значения составляющих вектора напряженности невозмущенного электрического поля по формулам
Ц Ц U /К» U /Кв
c.,E с . Е»
< Ц+ К» а КК» в
F F где К„, Ке» К вЂ” аппаратные коэффициенты каналов датчиков в точках
А, В, С и F соответственно, Кд» Ке»
K Кв, К, К вЂ” коэффициенты связи данного типа летательного айпарата, 1394167
U U — напряжения, измеренные на
Ло Ео выходах каналов датчиков А и В соответственно при заземленном неподвижном экране.
1394167
С
Eg фиг. Я
Редактор Л. Лангазо
Заказ 2218/43 Тираж 772 Иодписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий .
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r, Ужгород, ул. Проектная, 4
В
1 (-Е !
1 !
Составитель П. Савельев
Техред Л.Сердюкова Корректор С.Черни





