Центробежная фрикционная муфта
Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для соединения валов при определенной частоте вращения. Цель - повышение долговечности муфты путем уменьшения износа рабочих поверхностей при ее отключении и обеспечение охлаждения муфты. На ведущем валу 1 муфты с возможностью ограниченного относительного поворота установлена полумуфта (П) 2 с направляющими, между которыми расположены подпружиненные центробежные колодки 6. При вращении вала 1 после относительного поворота начинает вращаться П 2. Колодки 6 за счет центробежных сил поджимаются к П 17. Муфта передает вращающий момент. При выключении муфты останавливается вал 1. П 2 продолжает вращаться по инерции и за счет сцепления с П 17. Ролики 13 за счет взаимодействия с ребрами 12 будут перемещать тяги 8 к оси муфты, отжимая пружины 10. Когда усилия пружин 10 превысят центробежные силы колодок 6, последние отойдут от П 17, и связь между П прервется . За счет этого исключаются проскальзывание и износ колодок. Охлаждающий воздух проходит через отверстие 18. При этом ребра 12 играют роль крыльчаток центробежного насоса. 1 з.п. ф-лы, 2 ил. i W
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51) 4 F 16 D 43 18
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИР 13 :
Н АBTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ!
7 10
Фиг.1
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3942541/25-27 (22) 14.08.85 (46) 23.03.88. Бюл. № 11 (75) Л. Б. Ким (53) 621.825.54 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 338705, кл. F 16 D 43/18, 1970. (54) ЦЕ НТРОБЕЖ НАЯ ФРИ КЦИО ННАЯ
МУФТА (57) Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для соединения валов при определенной частоте вращения.
Цель — повышение долговечности муфты путем уменьшения износа рабочих поверхностей при ее отключении и обеспечение охлаждения муфты. На ведущем валу 1 муфты с возможностью ограниченного относительного поворота установлена полумуфта (П) 2 с направляющими, между которыми
„.Я0„„1383033 А1 расположены подпружиненные центробежные колодки 6. При вращении вала 1 после относительного поворота начинает вращаться П 2. Колодки 6 за счет центробежных сил поджимаются к П 17. Муфта передает вращающий момент. При выключении муфты останавливается вал 1. П 2 продолжает вращаться по инерции и за счет сцепления с П 17. Ролики 13 за счет взаимодействия с ребрами 12 будут перемещать тяги 8 к оси муфты, отжимая пружины 10. Когда усилия пружин 10 превысят центробежные силы колодок 6, последние отойдут от П 17, и связь между П прервется. 3а счет этого исключаются проскальзывание и износ колодок. Охлаждающий воздух проходит через отверстие 18. При этом ребра 12 играют роль крыльчаток центробежного насоса. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
1383033
Изобретение относится к машиностроению и предназначено для соединения и разъединения валов при определенной частоте вращения ведущего вала.
Цель изобретения — повышение долговечности муфты путем уменьшения износа рабочих фрикционных поверхностей и обеспечение охлаждения.
На фиг. 1 изображена муфта, общий вид с частичным разрезом по оси симметрии колодок; на фиг. 2 — то же, осевой разрез.
Муфта состоит из установленной на ведущем валу 1, с возможностью ограниченного относительного поворота на угол 40—
50, ведущей полумуфты 2 в виде дисков 3 и 4 с направляющими ребрами 5. Между последними расположены центробежные колодки 6 с клиновой поверхностью, на которой закреплены фрикционные накладки 7. В колодках 6 выполнены радиальные отверстия, в которых установлены тяги 8 с гайками 9 на концах, в которые упираются пружины 10, поджимающие колодки к полумуфте 2. На ведущем валу 1 жестко закреплено обгонное устройство 11 в виде дисков со спиральными ребрами 12.на обращенных друг к другу торцовых поверхностях. С внутренней поверхностью ребер 12 контактируют ролики 13, установленные с помощью осей 14 на концах 15 тяг 8. На ведомом валу 16 жестко закреплена ведомая полумуфта 17 с кленовой конической поверхностью„взаимодействующей с колодками.
С целью обеспечения охлаждения в дисках обгонного устройства и полумуфтах выполнены отверстия 18.
Муфта работает следующим образом.
При вращении ведущего вала 1 ведущая полумуфта 2, соединенная с ним с возможностью ограниченного относительного поворота, например, с помощью шпонки, расположенной в свободном пазу, после выбора угла относительного поворота начинает вращаться совместно с валом 1. При этом под действием центробежных сил колодки 6, преодолевая усилие пружин 10, прижимаются к полумуфте 17, и после того как сила трения между колодками и полумуфтой 17 превышает момент сопротивления на валу
16, полумуфта 17 начинает вращаться и муфта передает вращающий момент.
При отключении двигателя вал 1 останавливается, а полумуфта 2 за счет инерции и сил сцепления с полумуфтой 17 колодок 6 продолжает вращаться, при этом ролики 13, взаимодействуя с ребрами 12, перемещают тяги 8 к оси муфты, сжимая пру5 жины 10.
Когда усилия пружин 10 превышают центробежные силы колодок 6, прерывается связь между рабочими поверхностями колодок и полумуфтой 17, при этом исключено относительное проскальзывание колодок 6 и износ рабочих поверхностей колодок и полумуфты.
3а счет этого повышается долговечность муфты.
С целью охлаждения муфты в полумуфтах и дисках обгонного устройства выпол)5 нены отверстия 18, через которые проходит воздух, при этом ребра 12 играют роль крыльчаток центробежного насоса, обеспечивая засасывание воздуха через отверстия -18.
Формула изобретения
1. Центробежная фрикционная муфта, содержащая установленную на ведущем валу ведущую полумуфту, охватывающую ее ведомую полумуфту, центробежные колодки с кли25 новыми рабочими поверхностями, установленные в ведущей полумуфте с возможностью радиального перемещения и взаимодействия с внутренней поверхностью ведомой полумуфты и подпружиненные к ведущей полумуфте посредством пружин, установлен30 ных в выполненных в колодках радиальных отверстиях, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности путем уменьшения износа рабочих поверхностей полумуфт при отключении, она снабжена обгонным устройством и тягами с роликами на кон35 цах, обгонное устройство выполнено в виде жестко закрепленных на ведущем валу дисков со спиральными ребрами на обращенных одна к другой торцовых поверхностях, ведущая полумуфта соединена с ведущим валом с возможностью ограниченного относительного поворота, тяги размещены в отверстиях колодок, их ролики контактируют с внутренней поверхностью ребер, а пружины охватывают тяги.
2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения охлаждения, в дисках обгонного устройства и полумуфтах выполнены отверстия.!
383033
Составитель Ю. Рунов
Редактор М. Бланар Техред И. Верес Корректор М. Шароши
Заказ 921/31 Тираж 784 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4


