Предохранительная фрикционная муфта
Изобретение относится к машиностроению , а именно к предохранительным фрикционным муфтам. Целью изобретения является улучшение эксплуатационных качеств муфты путем повьппения точности ее срабатывания. Дгй этого предохранительная фрикционная муфта содержит соосные ведущую 1 и ведомую 2 полумуфты. Они соединены между собой пакетом фрикционных дисков (Д) 3 и 4. Муфта снабжена узлом регулировки крутящего момента и от имным стабилизирующим устройством. Это устройство включает в себя установленный свободно нажимной Д 6, дополнительный ведомый фрикционный Д 10 и шарики 7. Д 10 установлен между .Д 6 и узлом регулировки крутящего момента. В первоначальный период работы муфты происходит частичное проскальзывание Д 3 относительно Д 4. Шарики 7 вступают в контакт с гнездами Д 5 и 6. Это приводит к возникновению распорной силы, отжимающей нажимной Д 6 от пакета фрикционных Д 3 и 4, и к повьш1еншо точности срабатывания М. 2 ил. (Л с 14 со Oi со со 00
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (50 4 F 16 D 7/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
19 6
Фиа1
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
R0 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4100220/25-27 (22) 25.07.86 (46) 23,12.87. Бюл. У 47 (75) M.Ï. Шишкарев (53) 621.825 ° 5(088.8) (56) Поляков В.С., Барбаш И.Д., Муфты. — Л. : Машиностроение, 1973, с. 286. рис. 204 ° (54) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ФРИКЦИОННАЯ
МУФТА (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к предохранительным фрикционным муфтам. Целью изобретения является улучшение эксплуатационных качеств муфты путем повышения точности ее срабатывания. Дл% этого предохранительная фрикционная муфта содержит соосные ведущую 1 и ведомую
ÄÄSUÄÄ 1361398 А1
2 полумуфты, Они соединены между собой пакетом фрикционных дисков (Д) 3 и 4. Муфта снабжена узлом регулировки крутящего момента и отжимным стабилизирующим устройством. Это устройство включает в себя установленный свободно нажимной Д 6, дополнительный ведомый фрикционный Д 10 и шарики 7, Д 10 установлен между нажимным .Д 6 и узлом регулировки крутящего момента. В первоначальный период работы муфты происходит частичное проскальзывание Д 3 относительно Д 4.
Шарики 7 вступают в контакт с гнездами Д 5 и 6. Это приводит к возникновению распорной силы, отжимающей нажимной Д 6 от пакета фрикционных
Д 3 и 4, и к повышению точности срабатывания М. 2 ил.
1361398
Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для передачи предельных крутящих моментов муфтам, т.е, к предохранитель-! ным фрикционным.
Цель изобретения — улучшение эксплуатационных качеств муфты путем повышения точности ее срабатывания. 10
На фиг. 1 изображена предохранительная фрикционная муфта; на фиг.2— разрез А-А на фиг, 1.
Предохранительная фрикционная муфта содержит соосные ведущую 1 и 15 ведомую 2 полумуфты, пакет ведомых
3 и ведущих 4 фрикционных дисков, отжимное стабилизирующее устройство, образованное упорным диском 5, нажимным диском 6 и телами качения, выпол- 20 нениыми ввиде шариков 7,которые расположены в гнездах 8 и 9 переменной глубины на торцовых поверхностях дисков 5 и 6, и дополнительный фрикционный диск 10. Узел регулировки крутящего момента выполнен в виде тарельчатой пружины 11, рабочее усилие .которой регулируется гайками 12, навинченными на резьбовой конец полумуфты 1. Ьсевое усилие пружины 11 пе-. 30 редается на диск 10 через упорный подшипник 13, а с нажимного диска 6 на пакет фрикционных дисков 3 и 4 через упорный подшипник, 14.
ПредохранительBGH фрикционная муф- 35 та работает следующим образом.
Предварительно затянутая пружина
11 передает усилие через диски 10 и
6, упорный подшипник 14 на пакет фрикционных дисков 3 и 4, в результа- 40 те чего передача крутящего момента с полумуфты 1 на полумуфту 2 осуществляется по двум параллельным каналам: пакетом фрикционных дисков 3 и 4; с полумуфты 1 через упорный диск 5, шарики 7, нажимной диск 6, через ведомый фрикционный диск 10 на полумуфту 2.
Таким образом, часть крутящего момента передается дисками 3 и 4, часть дисками 6 и 10.
Вследствие toro что диски 3 и 4 передают часть крутящего момента, в начальный период работы муфты происходит их проскальзывание друг относительно друга, что приводит к смещению в окружном направлении нажимного диска 6 относительно упорного диска 5, жестко закрепленного на полумуфте 1, шарики 7 вступают в контакт с гнездами дискон 5 и 6 и прижимают участие в передаче части крутящего момента, определяемой нагрузочной способностью фрикционной лары "нажимной диск 6— ведомый фрикционный диск 10", число поверхностей трения между которыми может быть больше, чем одна, т ° е. данная фрикционная часть муфты может быть выполнена многодисковой. Число пар дисков 3 и 4 также может варьироваться в достаточно широких пределах.
В результате взаимодействия шариков 7 с гнездами 8 и 9 переменной глубины дисков 5 и 6 возникает распорная сила, направленная навстречу усилию пружины 11, уменьшающая нажатие пакета фрикционных дисков 3 и 4, что ведет к уменьшению той части крутящего момента, передаваемого муфтой, которая передается пакетом фрикционных дисков 3 и 4, На величину той части крутящего момента, которая передается дисками 6 и 10, распорная сила никакого влияния не оказывает, если при этом отсутствует осевое перемещение вправо дисков 6 и 10.
При увеличении коэффициента трения на фрикционных поверхностях растет и распорная сила на шариках 7.
В результате этого происходит перераспределение передаваемой нагрузки: величина крутящего момента, передаваемого пакетом фрикционных дисков
3 и 4, уменьшается из-за действия распорной силы, величина крутящего момента, передаваемого дисками 6 и
10, увеличивается вследствие повышения коэффициента трения. Соответствующим подбором геометрических параметров и материалов элементов муфты, а также числа пар трения можно добиться того, что величина суммарного крутящего момента, передаваемого как дисками 4 и 3, так и дисками 6 и
10, будет постоянной в условиях изменения коэффициента трения на фрикционных поверхностях муфты.
Точность срабатывания муфты повышается за счет того, что посредством перераспределения крутящих моментов, передаваемых пакетом фрикционных дисков 3 и 4, а также дисками 6 и 10, при повышении коэффициента трения на них, зависимость величины распорной силы, создаваемой отжимным стабилизирующим устройством, от крутящего момента, передаваемого дисками 3 и 4, 98
4 пар 3 и 4 трения, а также пар 6 и 8 выбираются одинаковыми.
Формула изобретения
Составитель И. Лукина
Техред М.Дидык Корректор В. Бутяга
Редактор Н. Тупица
Заказ 6212/41 Тираж 804 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Э 13613 имеет обратный характер, а именно: распорная сила, уменьшающая нажатие пакета фрикционных дисков 3 и 4,способствует и уменьшению передаваемого или крутящего момента, тогда как повышение коэффициента трения увеличивает величину крутящего момента, передаваемого дисками 6 и 10, что ведет к повышению распоркой силы на шариках .7 и к еще большему ослаблению нажатия пакета фрикционных дисков 3 и 4.
В предлагаемой муфте с увеличением коэффициента трения распорная 15 сила повышается более интенсивно и прямо пропорционально увеличению коэффициента трения, а также повышению доли крутящего момента, передаваемого шариками 7 отжимного стабили. — 20 зирующего устройства, за счет уменьшения крутящего момента, передаваемого пакетом фрикционных дисков 3 и 4.
Для обеспечения одинакового характера изменения коэффициента трения 25 на фрикционных поверхностях материалы
Предохранительная фрикционная муфта, содержащая соосные ведущую и ведомую полумуфты, соединенные пакетом ведущих и ведомых фрикционных дисков, узел регулировки крутящего момента и отжимное стабилизирующее устройство, включающее свободно установленный нажимной диск, отличающаяся тем, что, с целью увеличения надежности муфты путем повышения точности ее срабатывания, она снабжена дополнительным ведомым фрикционным диском, установленным между нажимным диском и узлом регулировки крутящего момента, отжимное стабилизирующее устройство смонтировано между дополнительным ведомым диском и пакетом фрикционных дисков, при этом между пакетом фрикционных дисков и нажимным диском установлен упорный подшипник.


