Редуктор с устройством для смазки
Изобретение относится к машиностроению и позволяет повысить эффективность очистки масла в редукторах и коробках скоростей с реверсивным режимом работы, что повышает надежность работы редуктора. Это достигается тем, что поворотный козырек 5 для съема-масла с вращающегося колеса выполнен в форме дугообразной, обращенной выпуклостью к колесу 3 с зазором относительно колеса с возможностью поворота на 90 за счет сил вязкого трения масла. Фильтрующий элемент 6 закреплен на внутренней поверхности пластины, перекрывая имеющееся в ней окно 7, кожух 4 установлен внутри картера 1 и охватывает с зазором поворотный козырек 5 и часть окунающегося в масло колеса 3. При вращении колеса 3 дугообразный козырек 5 своей стенкой, обращенной к колесу, снимает слой движущегося масла с колеса, направляя его в кожух 4, в котором в результате резкого торможения потока масла создается повьш1енное давление. Под действием этого давления-масло проходит через фильтрующий элемент 6 и очищается от примесей. При реверсе колеса 3 оно автоматически поворачивает силами вязкости смазки дугообразный козырек 5 на 90°в другое положение . 3 ил. (Л со 4 Ю 4
СОЮЗ СО8ЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (51)4 F 16 Н 57 04
ЗСЕСОн .="":%
13,", „13
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ASTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
RN$.И., 3»
ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
Il0 делАм изОБРетений и ОтнРытий (21) 4061709/25-28 (22) 28.04.86 (46) 30.09.87. Бюл. У 36 (71) Киевский политехнический институт им. 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции (72) М.С.Тривайло (53) 628.833(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
9 1060840, кл. F 16 H 57/04, 1983.
l (54) РЕДУКТОР С УСТРОЙСТВОМ ДЛЯ
СМАЗКИ (57) Изобретение относится к машиностроению и позволяет повысить эффективность очистки масла в редукторах и коробках скоростей с реверсивным режимом работы, что повышает надежность работы редуктора. Это достигается тем, что поворотный козырек 5 для съема масла с вращающегося колеса выполнен в форме дугообразной, обращенной выпуклостью к колесу 3 с
„„SU„„1341424 А 1 зазором относительно колеса с возмож- ностью поворота на 90 за счет сил вязкого трения масла. Фильтрующий элемент 6 закреплен на внутренней поверхности пластины, перекрывая имеющееся в ней окно 7, кожух 4 установлен внутри картера 1 и охватывает с зазором поворотный козырек 5 и часть окунающегося в масло колеса
3 ° При вращении колеса 3 дугообразный козырек 5 своей стенкой, обращенной к колесу, снимает слой движущегося масла с колеса, направляя его в кожух 4, в котором в результате резкого торможения потока масла создается повышенное давление. Под действием этого давления-масло проходит через фильтрующий элемент 6 и очищается от примесей. При реверсе колеса 3 оно автоматически поворачивает силами вязкости смазки дугообо разный козырек 5 на 90 в другое положение ° 3 ил.
1341424
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в редукторах со смазкой.
Цель изобретения — повышение на() дежности за счет исключения зависимости очистки масла от направления вращения колеса.
На фи r 1 изображен р едуктор с устройством для смазки; на фиг.2 — то 10 же, после реверса колеса, на фиг.3— конструкция козырька, Редуктор с устройством для смазки содержит картер 1 с маслом 2, в которое погружено колесо 3 зубчатой передачи, под колесом размещен направ-. ляющий кожух 4, поворотный козырек
5 и укрепленный на нем фильтруюший элемент 6. Козырек 5 выполнен в форме дугообразной пластины с окном 7 и стенками 8, Кожух имеет углубление
9, в котором скапливаются твердые, осевшие на дно, частицы.
Редуктор с устройством для смазки работает следующим образом. 25
При вращении колеса 3 по часовой стрелке (фиг.1), т. е. в основном режиме, масло через з азор Н увлекается в зону А кожуха 4 и, дойдя до козырька 5, затормаживается его дугообраз- 30 ной пластиной с фильтром, вследствие чего в зоне А давление повышается,, а в зоне  — понижается, так как находящееся в ней масло уносится зубьями колеса. В результате перепада давления масло, находящееся в зоне В,уносится зубьями колеса. В результате перепада давлений в зонах А и В масло проходит через фильтрующий элемент
6 и очищается от примесей.
При изменении направления вращения на противоположное колесо 3 сила ми вязкости масла вначале увлекает в движение дугообразный козырек 5, который, поворачиваясь вокруг оси 0 до упора в дно кожуха 4, занимает положение, показанное на фиг.2. После поворота козырька 5, который происходит одновременно с реверсированием колеса 3 и осуществляется автоматически, масло описанным ранее образом нагнетается в зону В и уносится из зоны А. Так как в зоне В создается избыточное давление, а в зоне
А — разряжение, то в результате перепада давлений масло перетекает через фильтрующий элемент 6 из зоны В в зону А и очищается от примисей, которые скапливаются в углублении 9 кожуха 4, и частично оседают в фильтрующем элементе. Работа в режиме, показанным на фиг.2, осуществляется до тех пор, пока направление вращения зубчатого колеса не изменится на противоположное, при котором колесо 3 автоматически при реверсе повернет козырек 5 на 90 в положение, показанное на фиг.1.
Формула изобретения
Редуктор с устройством для смазки, содержащий соединенный с корпусом картер, заполненный маслом, размещенное в масле колесо и располагаемый под ним направляющий кожух, к оэыр ек и фильтрующий элемент, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повьппения надежности эа счет исключения зависимости очистки масла от направления вращения колеса, козырек выполнен в форме дугообразной, обращенной выпуклостью к колесу, пластины с окном и установлен в направляющем кожухе с зазором относительно колеса с возможностью поворота относительно оси, расположенной параллельно оси колеса за счет сил вязкого трения масла о пластину, а фильтрующий элемент закреплен на вогнутой поверхности последней.
1341424
Составитель А.Матвеев
Техред М.Ходанич Корректор Н.Король
Редактор А.Ревин
Заказ 4421/42
Тираж 811 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфичческое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4


