Учебная модель по геометрическому черчению

 

Изобретение может быть использовано во всех высших и средних учебных заведениях, профессионально-технических училищах и школах и позво/ (Л Фиг.1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1 (19) (11) (51) 4 G 09 В 23 04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

1 ° 1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ д

Н А ВТОРСИОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ЫЬЛИ1)

1) (21) 4053594/28-12 (22) 15.04,86 (46) 23.09.87, Бюл. 9 35 (75) Н. В. Филимончев (53) 513,3(088.8) (56) Веннинджер, Модели многогранников. — М., 1974, с. 54. (54) УЧЕБНАЯ МОДЕЛЬ ПО ГЕОМЕТРИЧЕСКОМУ ЧЕРЧЕНИЮ (57) Изобретение может быть использовано во всех высших и средних учебных заведениях, профессионально-технических училищах и школах и позво1339621 ляет повысить наглядность построения плоскостей и линий пересечения тел.

Учебная модель содержит два геометрических тела, пересекающихся между собой, например цилиндр с цилиндром 2, причем пересекающий цилиндр 2 выполнен полым, а по периметру его вдоль образующих установлены стержни 5, которые выдвигаются до касания с пересекаемым цилиндром 1, В верх- .

Изобретение относится к учебнодемонстрационным устройствам для изучения и построения линий пересечения геометрических тел между собой и может быть использовано во всех высших и средних учебных заведениях.

Цель изобретения — повышение наглядности построения плоскостей и линий пересечения тел.

На фиг, 1 изображена учебная модель из двух цилиндров в соединенном положении; на фиг, 2 — узел I на фиг, 1; на фиг. 3 — вид А на фиг. 1; на фиг. 4 — пустотелый цилиндр, разрез; на фиг, 5 — вид Б на фиг. 4; на фиг. 6 — вид В на фиг, 4; на фиг, 7 - разрез Г-Г на фиг, 4; на фиг, 8 — узел II на фиг. 4.

Учебная модель по геометрическому черчению состоит из двух пересекающихся между собой тел вращения, например цилиндра 1 (пересекаемого) и цилиндра 2 (пересекающего). В теле цилиндра 1 закреплено несколько штифтов 3, которые могут быть расположены в нескольких присоединяемых местах под углом к поверхности или перпендикулярно к ней, Рассмотрим пример пересечения цилиндров по нормали к поверхности, Цилиндр 2 присоединен к цилиндру 1 с помощью одного иэ этих штифтов 3 (фиг, 2), Штифты установлены в теле цилиндра 1 в углублениях с пазами 4 (фиг, 3) для фиксации цилиндра 2 от проворота. Цилиндр 2 выполнен пусто. телым и внутри него по периметру вдоль образующих установлены выдвигаемые до касания с пересекаемым цилиндром 1 стержни 5, имитирующие

40 ней крышке 13 по оси цилиндра 2 с возможностью поворота установпена трубка !4, снабженная на наружной поверхности зубцами 19 для фиксации стакана 6, который перемещается вверхвниз прн помощи кнопок 20 по паэам

21 цилиндра 2 ° B теле пересекаемого цилиндра 1 установлены штифты 3, а в нижней крышке цилиндра 2 установлен цанговый зажим, 8 ил, проекции точек поверхности одного тела на поверхность другого, например, в количестве 24 шт.

Внутри тонкостенного цилиндра 2 (фиг, 4) установлен с возможностью перемещения вдоль его оси 6 с пазами 7 на наружной поверхности (фиг, 5 и 6). Такие же пазы выполнены в нижней крышке 8 (фиг. 4), закрывающей цилиндр. Крышка и стакан выполнены иэ антифрикционного материала, Стержни 5 с помощью резиновых шнуров 9 связаны со стаканом 6 и укреплены в нем коническим вкладышем 10, шайбой

11 и винтами 12, Сверху цилиндр закрыт крышкой 13, а в ней по оси цилиндра установлен с возможностью поворота фиксатор положения стакана, состоящий иэ трубки 14, которая удерживается кольцом 15„ припаянным к трубке, и шайбой 16, прикрепленной к верхней крышке 13, Ручка 17 служит для поворота трубки 14 в положение

Если ручка 17 в положении "0", стакан 6 со стержнями свободно перемещается вверх и вниз, а если в поло- жении "3 „ стакан со стержнями может перемещаться только вниз. Для такой фиксации стакана относительно трубки служит упругая пластина 18, закрепленная на вкладыше 10, а на наружной поверхности трубки с одной из ее сторон нарезаны зубчики 19.

Упругая пластина 18 (фиг, 5) выполнена в виде проволочной пружины, которая взаимодействует с зубчиками трубки 14, а при повороте трубки вы-. ходит из них. Поворот осуществляется

1339621 на 90-180 и крайние положения соответствуют положениям "0" и "3 .

Стакан 6 перемещается вверх-вниз при помощи кнопок 20 по пазам 21 цилиндра 2 (фиг. 7).

Внутри трубки 14 размещен стержень-толкатель 22, связанный с цанговым зажимом, размещенным на нижнем конце трубки 14, выполненной в виде неподвижной части 23, прикрепленной к нижней крьппке 8 фланцем 24. Цанговый зажим выполнен в виде цанговой разжимной пружины 25 (фиг. 8), связанной с втулкой с усиками 26, и возвратной пружины 27, На конце трубки имеется направляющая шпонка 28.

Устройство работает следующим образом.

При нажатии вниз стержня-толкателя 22 перемещается втулка с усиками

26, раздвигаются концы цанговой раэжимной пружины 25, увеличивается ее внутренний диаметр вследствие ее раскручивания, а пружина 27 сжимается.

В таком положении цанговый зажим вводят в углубление со штифтом 3 пересекаемого цилиндра 1. При этом направляющая шпонка 28 входит в паэ 4.

Когда отпускают стержень-толкатель

22, пружина 27 возвращается в первоначальное положение, поднимает втулку 26, Цанговая пружина 25 скручивается, уменьшается в диаметре и зажимает штифт 3.

Когда зацепление выполнено, надо опустить стержни 5 с помощью кнопок

20 до полного их касания с пересекаемым цилиндром 1, Точки касания стержней 5 наглядно показывают кривую взаимного пересечения цилиндров

1и2, Выполнение чертежа пересечения двух геометрических тел может быть показано на примере пересечения двух о цилиндров под углом 90 . следующим об разом, Ручку 17 установить в положение

"0" и поднять стержни 5 вверх. Ручку

17 установить в положение "3", Нажать на стержень-толкатель 22, жестко закрепить два цилиндра.

Опустить стержни 5 с помощью кнопок 20 до полного касания с.пересекаемым цилиндром 1 (стакан 6 фиксируны с последним посредством эластичных элементов, причем во втором те55 ле вращения установлены штифты для оединения с цанговым зажимом.

50 ется упругой пластиной 18 и удерживает стержни 5).

Не перемещая модели, посмотреть на торец цилиндра 1 со стержнями 5.

Линии на торце и образующие на поверхности цилиндров указывают, как надо проводить взаимно параллельные секущие плоскости, На этом виде, на чертеже, в первую очередь определяют точки пересечения цилиндров (точки касания стержней 5 и цилиндра). Из найденных точек проводят линии связи в ту плоскость проекции, где другой цилиндр (беэ стержней) проецируется в окружность. При пересечении линий связи с этой окружностью определяются точки пересечения двух цилиндров во второй плоскости,. По двум проекциям строят третью искомую проекцию точек, которые определяют или изображают характер кривой линии пересечения тел, Соединив точки по ле кало, получают кривую пересечения двух тел.

Формула изобретения

Учебная модель по геометрическому черчению, состоящая из двух пересекающихся тел вращения, о т л и— ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повьппения наглядности построения плоскостей и линий пересечния тел, она имеет стержни, имитирующие проекции точек поверхности одного тела на поверхность другого, установленный в одном из тел вращения с возможностью перемещения вдоль его оси стакан с пазами на наружной поверхности, фиксатор положения стакана относительно второго тела вращения, состоящий из расположенной в стакане трубки, имеющей зубцы на наружной поверхности и подпружиненный цанговый зажим на нижнем конце, и упругой пластины, установленной в стакане и взаимодействующей с зубцами трубки, при этом на внутренней стенке тела вращения, несущего стакан, выполнены продольные пазы, а стержни, имитирующие проекции точек, расположены в этих пазах и в пазах стакана и свяэа1339621

1339б21

r-r

27

Фиг.Ю

Составитель Т, Григорян

Редактор О. Головач Техред М.Дидык Корректор В. Бутяга

Заказ 4228/42 Тираж 433 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Учебная модель по геометрическому черчению Учебная модель по геометрическому черчению Учебная модель по геометрическому черчению Учебная модель по геометрическому черчению Учебная модель по геометрическому черчению 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области учебных приборов и наглядных пособий .и позволяет расширить дидактические возможности путем демонстрации образования односторонних поверхностей

Изобретение относится к учебным приборам по начертательной геометрии и позволяет расширить дидактические возможности

Изобретение относится к учебным приборам по начертательной геометрии для изучения и демонстрации способов преобразования проекций

Изобретение относится к математическим моделям

Изобретение относится к учебным пособиям и может быть использовано для наглядной демонстрации сечений, получаемых при пересечении плоским потоком света различных геометрических объемных пространственных тел, таких как тел вращения - цилиндр, конус, или пирамид с основанием в виде треугольника или квадрата, или многогранников, таких как, например, куб, параллелепипед, гексаэдр и других подобных тел

Изобретение относится к учебным приборам по начертательной геометрии и предназначено для изучения и демонстрации падающих теней от прямых на моделях поверхностей различных видов

Изобретение относится к учебным приборам по начертательной геометрии и предназначено для изучения, демонстрации и вычерчивания плоских фигур, лежащих в предметной плоскости, в линейной перспективе

Изобретение относится к вычислительным устройствам с ручным управлением

Изобретение относится к области образования, а именно к обучению геометрии
Наверх