Учебный прибор по инженерной графике
УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ПО ИНЖНЕРНОЙ ГРАФИКЕ, содержапщй установленный на основании цилиндр с криволинейным пазом, спицы и закрепленные на них съемные плоские фигуры для имитации элементов, определяющих демонстрируемые геометрические понятия , отличающийся тем, что, с целью расширемия диапазона решаемых задач путем обеспечения воз-: можности демонстрации образования винтовых поверхностей, он имеет установленную в цилиндре ось с ползуном, штангу, связанную одним концом с ползуном ч проходящую сквозь паз цилиндра, и расположенную на пгганге муфту при этом спицы одним концом установлены в муфте по направлению касательной, нормали и бинормали репера Френе, в основании выполнен по дуге эвольвенты окружности паз, а спица, расположенная по направле{шю касательной, свободным 3 концом установлена в пазу основания. (Л с
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) 4(51) G о В госудчствеккый комитет ссср
re ДЕЛАМ ИЗОБ ЕТЕНИй И ОТНРЫтИй
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ. "::..«-— »
» «
»»
° »
°
Н A»TOP«NO»V СЕИДЕт»ЪСт»« (21) 3593573/28-12 (22) 18.05.83 (46) 23. 02. 85, Бюл, У 7 (72) Е. Г.утишев, Г.Д.Продеус и С.A.Чернигов (71) Таганрогский радиотехнический институт им. В.II.Êàëìûêîâà (53) 371.66(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
Ф 875443, кл. С 09 В 23/10, 1980. (54)(57) УЧЕБНЬЙ ПРИБОР ПО ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКЕ, содержащий установлен- ный на основании цилиндр с криволинейным пазом, спицы и закрепленные на них съемные плоские фигуры для имитации элементов, определяющих демонстрируемые геометрические нонятия, отличающийся тем, что, с целью расширения диапазона решаемых задач путем обеспечения воэможности демонстрвции динамики образования винтовых поверхностей, он имеет установленную в цилиндре ось с ползуном, штангу, связанную одним
КОНЦОМ С НОЛЗУНОМ И ПРОХОДЯЩУ10 СКВОЗЬ паз цилиндра, и расположенную на штанге муфту при этом спицы одним кочцом установлены в муфте по направ лению касательной, нормали и бинормали репера Френе, в основании выполнен IIo дуге эвольвенты окружности паэ, а спица, расположенная по направлению касательной, свободным концом установлена.в пазу основания.
1 11414
Изобретение относится к учебным наглядным пособиям по начертательной геометрии и может быть использовано в высших и средних учебных заведениях для демонстрации образования винтовых поверхностей с образующими различной конфигурации.
Известен учебный прибор по инженерной графике, содержащий установленный на основании цилиндр с криволинейным пазом, спицы и закрепленные на них съемные плоские фигуры для имитации элементов, определяющих демонстрируемые геометрические понятия (1).
l5
Недостатком известного прибора является то, что он не позволяет демонстрировать образование в динамике винтовых поверхностей с различными образующими, которые связаны с репером Френе винтовой линии.
Цель изобретения — расширение диапазона решаемых задач путем обеспечения возможности демонстрации динамики образования винтовых поверхностей.
Поставленная цель достигается тем, что учебный прибор по инженерной графике, содержащий, установленный на основании цилиндр с криволинейным пазом, спицы и закрепленные на них съемные плоские фигуры для имитации элементов, определяющих демонстрируемые геометрические понятия, имеет установленную в цилиндре ось
35 с ползуном, штангу, связанную одним концом с ползуном и проходящую сквозь паз цилиндра и расположенную на штан- .ге муфту, при этом спицы одним концом установлены в муфте по направлению касательной, нормали и бинормали репера Френе, в основании выполнен по дуге звольвенты окружности паз, а спица, расположенная по направлению касательной, свободным концом установлена в пазу основания.
На чертеже изображен предлагаемый прибор.
Учебный прибор по инженерной гра50 фике содержит цилиндр 1, вращения, установленный в пазе 2 основания 3.
Цилиндр имеет на боковой поверхности криволинейный паз 4 в виде цилиндрической винтовой линии, вдоль которого перемещается муфта 5 с отверсти55
43 ем, перпендикулярно оси отверстия на муфте закреплены спицы 6 и 7, сртогональные друг другу и расположенные по направлению нормали и бннормаль репера Френе. Третья спица 8 расположенная по направлению касательной одним концом расположена в отверстии муфты, а другим установлена в пазу 9 основания 3, выполненном по дуге эвольвенты окружности.
Муфта 5 закреплена на штанге 10, ко- . торая проходит сквозь паз цилиндра и одним концом связана с ползуном
11, который скользит по оси 12 цилиндра 1. На спицах могут устанавливаться съемные плоские фигуры 13 типа окружности, треугольника, трапеции и т.п., имитирующие различные образующие винтовых поверхностей, которые могут располагаться произвольно относительно граней репера
Френе.
При движении муфты по винтовому пазу цилиндра спица 9 (касательная) описывает в пространстве винтовой трос (развертывающаяся линейчатая поверхность, например, поверхность шнека зерноуборочного комбайна), для которой винтовая линия будет ребром возврата (направляющая кривая),,а эвольвента окружности будет линией пересечения винтового троса и плоскости панели.
Спица 6, расположенная по направлению нормали, описывает поверхность прямого коноида (неразвертывающаяся линейчатая поверхность, например поверхность ходовых винтов станков домкратов с прямоугольным профилем).
Спица 7, расположенная по направ-. лению нормали описывает поверхность конволютного геликоида (неразвертывающаяся линейчатая поверхность, например поверхность червяка).
Использование предлагаемого учебного прибора по инженерной графике
1 позволяет активизировать учебный процесс, создать условия творческого сознательного усвоения учебного материала. Прибор может быть использован во всех высших и средних учебных заведениях, как. основа. для проблемного обучения, которая обеспечивает организацию поисковой деятельности учащихся и формирование у них опыта творческой работы, 1141443
Составитель P.Óæâèé
Редактор Ан.Шандор Техред T.Дубинчак Корректор Г.реаетщнк
Заказ 500/38 . Тираж 452 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР пс делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r.ужгород, ул.Проектная, 4


