Устройство для измерения траектории перемещения оси вращения шпинделя

 

Изобретение относится к станкостроению и может быть применено для измерения положения вращающегося щпинделя щлифовальных либо других станков как на холостом ходу, так и в работе. Цель изобретения - упрощение конструкции и обеспечение возможности измерений в процессе резания за счет встраивания датчиков в корпус щпиндельного узла. Устройство содержит регистрирующее устройство и два емкостных датчика для измерения радиального перемещения щпинделя 4 при вращении . Датчики выполнены в виде полуколец 11, являющихся наружными электродами дифференциальных емкостных датчиков ,установленных над поверхностью щейки щпинделя 4, являющейся средним электродом . Полукольца 1 1 расположены под углом 90° друг к другу в плоскости, перпендикулярной оси шпинделя, а корпус датчиков 7 скреплен с фланцем 5 щпиндельного подщипника и использован в качестве осевой опоры упорного подшипника 22 щпинделя. В радиальном направлении щпиндель покоится на трех сегментных вкладыщах 2 гидродинамического подшипника, собранных на щтырях в корпусе шпиндельной бабки 1. Полукольца 11 собраны при помощи промежуточных деталей на пружинящих лепестках 8, изготовленных заодно с корпусом датчиков 5. Гайка 15 и винт 16 служат для регулировки исходного положения датчиков . 3 ил. (Л оо о NО5 4 О5 ,/ S 6 2, 2,2322

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

uD 4 В 23 Q 15/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Фиг 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3917404/31-08 (22) 25.06.85 (46) 07.04.87. Бюл. № 13 (71) Вильнюсский инженерно-строительный институт (72) А.-Г. Ю. Марцинкявичюс (53) 621.91 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 301575, кл. G 01 В 7/02, 1968. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ

ТРАЕКТОРИИ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ОСИ ВРАЩЕНИЯ ШПИНДЕЛЯ (57) Изобретение относится к станкостроению и может быть применено для измерения положения вращающегося шпинделя шлифовальных либо других станков как на холостом ходу, так и в работе. Цель изобретения — упрощение конструкции и обеспечение возможности измерений в процессе резания за счет встраивания датчиков в корпус шпиндельного узла. Устройство содержит регистрирующее устройство и два

ÄÄSUÄÄ 1301646 А1 емкостных датчика для измерения радиального перемещения шпинделя 4 при врагцении. Датчики выполнены в виде полхколец 11, являющихся наружными электродами дифференциальных емкостных датчиков,установленных над поверхностью шейки шпинделя 4, являющейся средним электродом. Полукольца 11 расположены под углом

90 друг к другу в плоскости, перпендикулярной оси шпинделя, а корпус датчиков 7 скреплен с фланцем 5 шпиндельного подшипника и использован в качестве осевой опоры упорного подшипника 22 шпинделя.

В радиальном направлении шпиндель покоится на трех сегментных вкладышах 2 гидродинамического подшипника, собранных на штырях в корпусе шпиндельной бабки 1.

Полукольца 11 собраны при помощи промежуточных деталей на пружинящих лепестках 8, изготовленных заодно с корпусом датчиков 5. Гайка 15 и винт 16 служат для регулировки исходного положения датчиков. 3 ил. г1 /й

1301646

Изобретение относится к станкостроению и может быть применено для измерения положения вращающегося шпинделя станка как на холостом ходу, так и в работе, когда на шпиндель и шпиндельный узел воздействуют разные факторы, обусловленные рабочим процессом (силы резания, температура и др.), Цель изобретения — упрощение конструкции устройства, упрощение его настройки и получение возможности измерения положения оси шпинделя во время работы, например шлифования деталей за счет встраивания датчиков в корпус шпиндельного узла.

На фиг. 1 показана шпиндельная опора круглошлифовального станка с собранным в ней устройством для измерения траектории перемещения оси шпинделя; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1 без собранного внутри шпинделя и его торцовой опоры и державки индикатора; на фиг. 3 — разрез

Б — Б на фиг.

В корпусе шлифовальной бабки 1 на подшипниковых вкладышах 2 радиального гидродинамического подшипника, установленных на штырях 3, покоится своей опорной шейкой шпиндель 4 шлифовального круга. Отверстие под шпиндельный подшипник закрыто фланцем 5, в окнах-вырезах которого размещены вкладыши 2. К внутреннему торцу фланца 5 винтами 6 прикреплен корпус датчиков 7. Четыре пружинящих лепестка 8 этого корпуса расположены крест-накрест и входят с зазором в четыре крестообразно прорезанные прорези в переднем торце фланца 5. К каждой паре диаметрально противоположно расположенных лепестков 8 прикреплено по одному кольцу 9 и 10 так, что эти кольца установлены на двух параллельных пружинах — лепестках 8. Кольца 9 и 10 несут по два диаметрально противоположно расположенных полукольца 11, образующих наружные электроды дифференциальных емкостных датчиков. Средним электродом датчиков является шпиндель 4. Полукольца 11 электрически изолированы от колец 9 либо 10 при помощи диэлектрических (например, текстолитовых) прокладок 12. Отверстия 13 во втулках 14 служат для вывода проводов электропитания полуколец 11 дифференциальных датчиков для присоединения к электронному усилителю. Эти отверстия герметизированы от протекания масла смазки шпиндельных подшипников (эти провода, герметизация отверстий и электронный усилитель не показаны).

Две втулки 14 собраны в отверстиях корпуса шлифовальной бабки 1 под углом

90 к оси шпинделя 4 и под углом 90 друг к другу так, что одна из втулок выходит торцом наружу в верхней плоскости корпуса 1 шпиндельной бабки, другая— в передней стенке корпуса 1. Во втулках

14 собраны гайки 15 с винтами 16, образующие дифференциальные винтовые передачи, предназначенные дг.я регулирования положения дифференциаль ных емкостных датчиков относительно шейки шпинделя 4. При этом винты 16 своими рабочими торцами упираются в наружные боковые поверхности пружинящих лепестков 8. Сбоку на цилиндрических шейках этих винтов, у рабочих торцов, прорезаны лыски, которыми эти винты входят по скользящей посадке в прорези в сухарях 17, закрепленных к торцам втулок 14. Таким образом, сухари 17 стопорят винты 16 от проворота. Пружины

18 одеты на винтах 16 и с одной стороны упираются в дно отверстия во втулках

14, с другой стороны — в торцы буртиков на винтах 16, и создают осевой натяг прижатия винтов 16 их резьбой к внутренней резьбе гаек .5 и наружной резьбы гаек 15 к внутренней резьбе во втулках 14. Две пружины 19 собраны в поперечных отверстиях во фланце 5 и одним торцом упираются в дно отверстия в этом фланце, другим — r. выступы на лепестках 8 и служат для создания натяга в стыке винтов 16 с наружной поверхностью лепестков 8. Уплотнительное кольцо 20 служит для предохранения от течи масла смазки из шпиндельных подшипников через зазор между шпинделем 4 и фланцем 5.

Державки 21 прикреплены к втулкам 14 и служат для крепления в них измерительных индикаторов при тарировке емкостных датчиков (измерительные индикаторы не показаны). Шпиндель 4 своим торцом упирается в упорный гидродинамический подшипник 22, в окруж ности расположенных отверстий которого (обраны подпружиненные пружинами 23 золкатели 24, торцами упирающиеся в торец корпуса датчиков 7.

В одно из отверстий упорного подшипника 22 также входит штырь 25, с другой стороны скрепленный с фланцем 5 и корпусом датчиков 7 и служащий для предохранения подшипника.22 от проворота. Расположенные по окружности отверстия в упорном подшипнике 22 закрыты крышкой 26, скрепленной с этим подшипником. На переднем конусном конце шпинделя 4 закреплен фланец 27 шлифовального круга. Уплотнительные шайбы 28 лужат для предохранения течи масла через резьбовые отверстия под штыри 3, контргайки 23 — для предохранения штыр и 3 от проворота. Отверстие 30 в корпусе бабки 1 служит для слива масла смазки шпиндельных подшипников.

На фиг. 1 — 3 показана лишь передняя опора шпинделя шлифовального станка, в которой монтируетс устройство измерения траектории оси вращения шпинделя. Задняя опора остается без изменений, поэтому она не показана. Она содержит второй гидродинамический упорный подшипник и

1301646 три вкладыша гидродинамического радиального подшипника, как и передняя опора.

Также не показан подвод проводов электропитания датчиков к шпинделю 4 и полукольцам 11. Это может осуществляться известными способами — припайкой либо механическим креплением проводов к полукольцам 11 и подвод подпружиненного контакта трения к торцу шпинделя со стороны крепления шкива привода вращения шпинделя, где к шпинделю не подходит эмульсия и другие продукты шлифования.

Устройство работает следующим образом.

Настройка емкостных датчиков на работу измерения положения оси вращающегося шпинделя происходит во времй холостого вращения шпинделя. При пуске станка масло смазки шпинделя заполняет весь холостой объем отверстия под шпиндель в корпусе шпиндельной бабки 1. Емкостные датчики, образованные полукольцами 11 и шпинделем 4, соединены электрически по мостовой схеме, подключенной к усилителю, и находятся под напряжением. Сигнал с датчиков измеряется усилителем. Вращая гайку 15 сигнал с датчиков настраивается на ноль.

При этом от вращения гайки 15 она из-за своей наружной резьбы перемещается вдоль оси в резьбовом отверстии втулки 14. Винт

16, посаженный на резьбе в гайке 15, вращаться не может, так как он стопорится сухарем 17 и от вращения гайки 15 может лишь перемещаться вдоль оси. Однако осевое перемещение винта 16 будет зависеть от двух перемещений — гайки 15 в резьбе втулки 14 и винта 16 в резьбе гайки 15. При одном и том же направлении шага гайки 15 и винта 16 (правом или левом) перемещение винта 16 на один оборот гайки 15 равно разности шагов резьбы посадки гайки 15 во втулке 14 и резьбы посадки винта 16 в гайке 15. Например, при резьбе во втулке 14, равной

М16Х1 и резьбе винта 16, равной М10Х0,75, одному обороту гайки 15 соответствует осевое перемещение винта 16 на 0,25 мм, т. е. получаем возможность более плавной регулировки датчиков. При перемещении винта 16 в. сторону шпинделя 4, он толкает в сторону шпинделя тот пружинящий лепесток 8, в который упирается торцом, и вместе с лепестком перемещает кольцо 9 либо 10 с полукольцами 11. При перемещении винта

16 в сторону от лепестка лепестки 8 отходят за ним назад за счет своих пружинящих свойств, а также за счет дейст35

Устройство для измерения траектории перемещения оси вращения шпинделя, установленного в подшипниковом узле, вкпючающем упорный подшипник и фланец, содержащее регистрирующее устройство и два емкостных датчика, предназначенных для измерения радиального перемещения шпинделя при вращении и выполненных в виде попуколец, установленных над поверхностью шпинделя и расположенных под углом 90 друг к другу в плоскости, перпендикулярной оси шпинделя, причем корпус датчика состоит из посадочной и измерительной частей, соединенных при помощи упругой части, отличающееся тем, что, с целью упрощения настройки и измерения положения оси шпинделя во время работы, посадочная часть корпуса датчиков закреплена на фланце шпиндельного подшипника и установлена до упора в подшипник шпинделя.

4 вия пружины 19, которая постоянно прижимает лепесток к торцу винта 16.

Аналогично регулировке датчиков на ноль происходит тарировка датчиков. Только в этом случае в державке 21 крепится измерительный индикатор, который своим измерительным наконечником упирается в наружный торец винта 16. Вращая ra йку 15, при помощи индикатора измеряем перемещение винта 16, соответственно и пружиня10 щих лепестков 8 с кольцами 9 либо 10 и полукольцами 11 датчиков. По показаниям регистрирующего (либо отсчетного) устройства электронного усилителя определяем сигнал с датчиков, соответствующий единице длины, измеренной индикатором.

15 Измерение положения оси вращающегося шпинделя в работе осуществляется по показаниям регистрирующего (либо отсчетного) устройства электронного усилителя. 3атчики измеряют положение оси шпинделя и выдают на эти устройства электрический

20 сигнал, соответствующий перемещению оси шпинделя от настроенного положения. Полученный сигнал далее может быть использован как для определения зависимостей точности вращения шпинделя от разных

25 факторов влияния (силовых, тепловых и др.), так и для адаптивного управления процессом обработки. Например, силами резания, для увеличения точности и производительности обработки на металлорежуших станках.

Формула изобретения

1301646

29

Уиг. 2

b-Б

Риг. Х

Составитель В. Алексеенко

Редактор А. Ворович Техред И. Верес Корректор Н. Король

Заказ 927/16 Тираж 787 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж--35, Раушская наб., д. 4)5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для измерения траектории перемещения оси вращения шпинделя Устройство для измерения траектории перемещения оси вращения шпинделя Устройство для измерения траектории перемещения оси вращения шпинделя Устройство для измерения траектории перемещения оси вращения шпинделя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к станкостроению , в частности к способам контроля процессов механической обработки

Изобретение относится к области активного контроля диаметров деталей в машиностроении , в частности к автоматическому контролю диаметров деталей на токарных и круглошлифовальных станках с числовым управлением

Изобретение относится к станкостроению и рен1ает задачу обеспочення возможности оценки динамическо1-о состояния элементов системы СПИД

Изобретение относится к станкостроению

Изобретение относится к машиностроительной промышленности, в частности к нрецизионному станкостроению

Изобретение относится к системе управления остановкой шпинделя станка в заданном положении

Изобретение относится к устройствам управления точностью и шероховатостью механической обработки

Изобретение относится к автоматическому управлению процессом механической обработки деталей в станкостроении и может быть использовано для назначения, автоматического выбора и поддержания оптимальных режимов обработки на автоматизированном станочном оборудовании, обеспечивая выпуск деталей с заданными параметрами, определяющими эксплуатационные характеристики готовых изделий, и заданную износостойкость режущих инструментов, дискретно восстанавливая их геометрию после каждого рабочего прохода

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам управления приводом машины

Изобретение относится к области машиностроения и металлообработки и может быть использовано в шлифовальных станках с принципами адаптации и самонастройки

Изобретение относится к средствам оптимизации металлорежущих станков с ЧПУ

Изобретение относится к области металлорежущего оборудования, и, в частности, к обработке деталей с высокой точностью на токарных станках

Изобретение относится к металлообработке и может быть использовано при автоматизации токарной обработки нежестких деталей с применением систем автоматического управления

Изобретение относится к металлорежущим станкам, а именно к токарным станкам для обточки колесных пар, преимущественно электровозов и тепловозов без их демонтажа
Наверх