Шкив
Изобретение относится к грузоподъемным устройствам, а именно к футеровочным канатным направляющим шкивам подъемных установок, в частности к копровым шкивам шахтных подъемных установок. Цель изобретения - повьшение надежности работы шкива. 1Пкив содержит футеровочные элементы в виде шаров 1 из пластичного антифрикционного материала, размещенных в ободе в двух полукруглых канавках 2 симметрично продольной оси обода 3. Шары 1 в каждой полукруглой канавке 2 контактируют А-И друг с другом и образуют две замкнутые по окружности не зависимые друг от друга системы. Закладка шаров 1 в канавки 2 осуществляется через окна 4 и 5, выполненные в ободе 3 шкива . Окна 4 и 5 закрыты пробками 6 и 7 с полукруглыми канавками 8 и 9 на их торцах и планками 10 и 11, прикрепленными к ободу 3 болтами 12 и 13. На шарах 1 размещен канат 14. При работе подвижной футеровки шары 1 в моменты упругой продольной и крутильной деформации каната 14 проворачиваются в полукруглых канавках 2 вместе с канатом 14. При этом износ шаров 1 в полукруглых канавках 2 минимален , так как между канатом 14 и шарами 1 имеет место трение качения, а не трение скольжения. Кроме того, стальные проволоки каната вминаются в упруго-пластичную поверхность шаров 1 из антифрикционного материала , что обусловливает уменьшение удельных давлений и износа в контакте . Благодаря этому повышается срок службы футеровки. 2 ил. С ю ю 4 Од 4ib
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
РЕСПУ БЛИН
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К AST0PCH0MY СЕВДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИИ= (21) 3892963/31-11 (22) 07.05.85 (46) 07.03.87. Бюл. Ф 9 (71) Институт геотехнической механики АН УССР (72) В.Н.Потураев, В.А.Иванов, Ю.Л.Гаврылив и В.П.Петрина (53) 622.673 ° 3 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 901228, кл. В 66 Р 3/08, 1980. (54) ШКИВ
{57) Изобретение относится к грузоподъемным устройствам, а именно к футеровочным канатным направляющим шкивам подъемных установок, в частности к копровым шкивам шахтных подъемных установок. Цель изобретения — повышение надежности работы шкива. Шкив содержит футеровочные элементы в виде шаров 1 иэ пластичного антифрикционного материала, размещенных в ободе в двух полукруглых канавках 2 симметрично продольной оси обода 3. Шары 1 в каждой полукруглой канавке 2 контактируют
„„SU„„1294764 А 1 (511 4 В 66 0 3/08, В 66 В 15/04 друг с другом и образуют две замкнутые по окружности не зависимые друг от друга системы. Закладка шаров 1 в канавки 2 осуществляется через окна 4 и 5, выполненные в ободе 3 шкива. Окна 4 и 5 закрыты пробками 6 и
7 с полукруглыми канавками 8 и 9 на их торцах и планками 10 и 11 прикрепленными к ободу 3 болтами 12 и
13. На шарах 1 размещен канат 14.
При работе подвижной футеровки шары
1 в моменты упругой продольной и крутильной деформации каната 14 проворачиваются в полукруглых канавках 2 вместе с канатом 14. При этом износ шаров 1 в полукруглых канавках 2 минимален, так как между канатом 14 и шарами 1 имеет место трение качения, а не трение скольжения. Кроме того, стальные проволоки каната вминаются в упруго-пластичную поверхность шаров 1 из антифрикционного материала, что обусловливает уменьшение удельных давлений и износа в контакте. Благодаря этому повышается срок службы футеровки. 2 ил.
1294764 2 скальзывания (пробуксировки) последнего относительно обода 3 канатного шкива. Шары 1 выполнены из антифрикционного материала, например полиамида ПА-6 (капрона). Со строны контакта с ободом шары 1 благодаря наличию полукруглых канавок 2 имеют большую площадь контакта и, как следствие, минимальное удельное давление в контакте. Поэтому при проворачивании и перемещении шаров 1 в круглых канавках 2 имеет место минимальный взаимный износ„ Со стороны контакта шаров 1 с канатом 14 также имеют место незначительный износ, а также трение качения и из-за значительной
Изобретение относится к грузоподт емным устройствам, а именно к футерованным канатным направляющим шкивам подъемных установок и, в частнос ти, к копровым шкивам шахтных подъем ных установок.
Цель изобретения — повышение надежности работы шкива.
На фиг. 1 изображена часть обода шки
«ва с частичным вырезом с изображением варианта укладки в.него футеровочных элементов в виде шаров, на кото рых размещен канат; на фиг.2 — разрез А-А на фиг.1 °
Футеровочные элементы в виде шаров 1 из антифрикционного материала размещаются на опорной поверхности кольцевого паза в двух полукруглых канавках 2 с радиусом, соответствующим радиусу шаров
=1,02-1,05, ш где ㄠ— радиус канавки, мм
r — радиус шара, мм.
Канавки 2 выполнены на нижней опорной поверхности кольцевого паза в желобе обода- 3, размещены симметрично продольной оси обода 3. Шары 1 в каждой полукруглой канавке 2 контактируют друг с другом и образуют замкнутые по окружности системы. Шары 1, размещенные в смежных полукруглых канавках 2, не контактируют друг с другом. В ободе 3 выполнены смещенные по меньшей мере на величину межспицевого расстояния окна 4 и 5 для закладки футеровочных элементов в виде шаров 1 в каждую из полукруглых канавок 2. Высота окон 4 и 5 равна высоте кольцевого паза, выполненного в желобе обода 3, и соответствует скользящей насадке по отношению к диаметру шаров 1. Окна 4 и 5 закрыты пробками 6 и 7 с полукруглыми канавками 8 и 9 на их торцах в местах контакта с шарами 1 и планками 10 и 11, прикрепленными к ободу болтами 12 и 13. На футеровке в виде шаров 1 размещен канат 14.
При работе шкива шары 1 из антифрикционного материала, в моменты кручения подъемного каната !4, проворачиваются в полукруглых канавках
2 вместе с канатом 14. Кроме того, футеровочные элементы в виде шаров
1 имеют возможность перемещаться в продольном направлении вместе с подъемным канатом 14 в случае проразницы в модулях упругости между материалом шаров и стальными проволоками каната, последние вминаются в упруго-пластичную поверхность шаров 1. Площадь контакта при этом увеличивается, а удельные давления и износ в контакте, естественно, 25 уменьшаются
Наряду с этим, несмотря на то, что в каждом из двух рядов футеровочные элементы в виде шаров 1 контактируют друг с другом и по этой причине постоянно трутся друг о друга, быстрого износа и уменьшения диаметра шаров 1 не наблюдается, благодаря выполнению последних из антифрикционного мате,риала. Разделение кольцевых канавок
2 выступом, выполненным за одно целое с ободом 3, обеспечивает перекатывание шаров 1 в каждом ряду с минимальным сопротивлением свободному вращению. Все это снижает опасность выпа40 денни шаров 1 из кольцевого паза обода 3 шкива и, следовательно, повышает надежность эксплуатации шкива в целом.
Формула из обретения
Шкив, включающий обод с кольцевым пазом, содержащим опорную и боковые поверхности, в котором контактирующие друг с другом футеровочные элементы, выполненные в виде шаров, размещены рядами, причем боковые поверхности паза выполнены с кольцевыми канавками, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы шкива, опорная поверхность кольцевого паза разделена на равные части выступом, выполненным за одно целое с ободом, при этом боковые по1294?64
Составитель А.Бондаренко
Техред Л. Олейник Корректор Л. Пилипенко
Редактор Н.Гунько
Тираж 721 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Заказ 552/24
Производственно-полиграфическое предприятие, r.Óàãîðoä, ул.Проектная,4 верхности разделительного выступа, обращенные в сторону соответствующих рядов шаров и контактирующие с ними, спрофилнрованы по радиусу этих шаров, а последние выполнены из антифрикционного материала.


