Футеровка шкива
ФУТЕРОВКА ЖИВА, включанщая установленные в ободе шкива отдельные профильные вкладыши,соединенные с зазором в единую систему гибкой связью , отличающаяся тек, что, с целью повышения надежности футеровки, она снабжена телами качения , при этом в профильных вкладышах со стороны контакта с ободом выполнены углубленш, размещенные равномерно по площади вкладышей, а тела качения установлены в этих углублениях.
ООЮЭ СОВЕТСНИХ
ООЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕС1ЪБЛИН ае {в
gag В 66 В 15/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ "1 1
« .сь
М АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Фив. f
N»» »
AO ДДЛАМ ИЗОИ%ТЕНИЙ И ОТИРЫТИЙ (2! ) 3591591/22-03 (22) 11..05.83 (46) 30.09.84. Бюл. У 36 (72) В.А.Иванов, В.Н.Петрина и Ю.Л.Гаврылив . (71) Ивано-Франковский институт нефти и газа (53) 621.864(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
Ô 209632, кл. В 66 В 15/04, 1968.
2. Авторское свидетельство СССР
Ф 442985, кл. В 66 В 15/04, 1974 (прототип). (54) (57) ФУТЕРОВКА ШКИВА, включающая установленные в ободе шкива отделвные профильные вкладыши, соединенные с зазором в единую систему гибкой связью, отличающаяся тем, что, с целью повышения надехности футеровки, она снабжена телами качения, при этом в профильных вкладышах со стороны контакта с ободом вы олне- ны углубления, размещенные равномер» но по площади вкладышей, а тела качения установлены в этих углублениях.
1115989
Изобретение относится к подъемнотранспортным устройствам, в частности к канатным направляющим шкивам с футеровкой.
Известна конструкция упругой 5 футеровки, состоящая из отдельных футеровочных вкладьппей, установленных в ободе шкива С12
Известная футеровка имеет ограниченную долговечность, что снижает 10 ее эксплуатационные качества.
Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является футеровка шкива, включающая установленные в ободе 15 шкива отдельные профильные вкладыши, соединенные с зазором в единую систему гибкой связью Г23.
В процессе эксплуатации в результате возникновения сил трения, воз" 20 никающих между опорной поверхностью шкива и футеровочными элементами, последние преждевременно выходят из строя, что отрицательно сказывается на производительности и надежности 25 подъемно-транспортного оборудования.
Цель изобретения — повышение надежности футеровки.
Указанная цель достигается тем, что футеровка шкива, включающая 30 установленные в ободе шкива отдельные профильные вкладыши, соединенные с зазором в единую систему гибкой свя-; зью, снабжена телами каченйя, при этом в профильных вкладышах со стороны контакта с ободом выполнены углубления, размещенные равномерно по площадивкладьш ей, а тела качения . установлены в этих углублениях.
Ffa фиг. 1 изображена часть обода шкив а с ч ас тичным выре з ом; н а фиг. 2— разрез А-А на фиг. 1.
Шкив содержит ступицу спицы с ободом 1, в котором смонтирована футе- 45 ровка, состоящая из профильных вкладьппей 2, соединенных с зазором в единую систему упругой гибкой связью, последняя выполнена в виде пружин растяжения 3. Пружины 3 установлены g0 вне зоны радиального износа профильных вкладышей. В профильных вкладышах 2 равномерно по их площади выполнены сферические углубления 4, в которых установлены с возможностью у вращения подшипниковые шарики 5.
В процессе эксплуатации футеровка контактирует с канатом 6.
Сцепление футеровочных вкладышей 2 с канатом 6 вследствие вминания наружных проволок каната в поверхность футеровочного вкладыша 2 из полимера (например, капрона) будет немного выше, чем сцепление футеровочных вкладышей 2 со стороны контакта с ободом 1, где размещены шарики 5.
Вследствие этого футеровочные вкладыши 2 будут следовать за канатом
6 в процессе его упругого проскальзывания, обусловленного упругой вытяжкой каната 6 в процессе пробуксовки каната 6 при резком пуске и торможении подъемно-транспортной установки.
Таким образом, любые перемещения каната 6 относительно обода будут обуславливать перемещение футеровочных вкладышей 2 вместе с канатом Ь, а при этом будет иметь место обкатка опорной поверхности желоба, шариками 5.
Обкатка стальной поверхности
I подшипниковыми шариками упрочняет контактную поверхность, что способствует повышению ее износостойкости.
Износ же пары стальные шарикисферические углубления футеровочных вкладышей .будет минимален, так как полимернЬ е материалы могут успешно соперничать с металлами, невзирая на относительно невысокие значения предела прочности. Это явление можно объяснить, если воспользоваться соотношениями теории механического удара при небольших скоростях. Ударные нагрузки возникают из-за наличия поперечных колебаний в набегающей и сбегающих ветвях каната, из-эа отклонения формы обода шкива от идеальной формы и, наконец, из-за
1 приложения динамических нагрузок;
Если принять схему прямого соударения жесткого подшипникового шарика с эластичной пластиной (футеровкой), имеющей модуль упругости, предел. прочности 6 и плотность p, то критическая скорость V, при которой напряжение в точке соударения достигает предела текучести, определится из выражения
Для сравнительной оценки стойкости стального шарика и капронового вкла«
1115989
= 0,1б2 <1
Составитель. Л. Черепенкина
Редактор Т. Парфенова Техред И.Кузьма Корректор А.Обручар
Заказ 6848/17 Тираж 825 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ПНП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 дыша в качестве критерия можно использовать отношение их критических скоростей
K= — = З Е ° Рд.
v,, р )
1 где: Ч, — критическая скорость для стального шарика;
: Vg - критическая скорость для капронового вкладыша °
Типичные значения констант для стали и капрона имеют следующие значения
Сталь 8„ 400 ° 10 Па
Я, 200.10 Па
78 10 " кг/м
Капрон 4 105 10 Па
8 2,5 10 Па
f> 11,3 10 " кг/м
По этим данным критерий К принимает значение
400 ° 10
К= — — ——
105 ° 10а
Таким образом, стальные шарики 5 по износостойкости уступают капроновым вкладышам 2 и поэтому при вращении шариков 5 в сферических углублениях 4, выполненных в капроновых вкладышах 2, будет иметь место минимальный износ сферических углублений 4.
Износ шариков 5 в месте контакта с ободом 1 шкива будет минимальным, 10 поскольку здесь имеет место трение качения шариков 5 относительно поверхности желоба шкива.
В процессе эксплуатации пружины 3 сжимаются, тем самым компенсируется
f5 износ пары обод шкива — футеровка и сохраняется постоянной площадь контакта между профильными вкладышами 2 и ободом 1. Такое явление предотвращает выпадение шариков 5
20 из сферических углублений 4 во время работы подъемно-транспортного устройства*.
Применение. предлагаемой футеровки позволяет увеличить как срок службы
25 всамой футеровки, так и шкива в целом.


