Механизм управления коробкой передач транспортного средства
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
yg 4 В 60 К 20/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н A BTGPCHGMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ щ 20 18
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР пО делАм изОБРетений и ОтнРытий (21) 3893157/27-11 (22) 12 ° 05.85 (46) 15.02.87. 1Бюл. Р 6 (72) О.К.Довнар и П.А. Стецко (53) 621.83.062-5.002.27(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 1164087, кл. В 60 К 17/08. (54) МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ
ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к механизмам управления коробками передач транспортнык средств.
Цель изобретения — повышение надежности и работоспособности. Механизм управления коробкой передач транспортного средства содержит размещенные в корпусе 1 управляемые рычагом ползуны с вилками 5 муфт и блокирующее устройство для установки муфты промежуточного вала в выключенное положение при связи входного вала с выходным валом, имеющее перÄÄSU ÄÄ 1289706 А 1 вую планку, неподвижно связанную с . полэуном муфты входного вала, вторую планку, установленную с возможностью поворота вокруг оси, расположенной в корпусе между полэунами, упоры для взаимодействия планок и подпружиненную собачку, установленную посредством шарнира на неповоротной планке
6 для взаимодействия с одним концом поворотной планки 7. При этом собачка выполнена с наклонной поверхностью взаимодействия с корпусом, а связь другого конца поворотной планки с ползуном муфты промежуточного вала выполнена посредством поводка, закрепленного на нижнеи части поворотной планки для взаимодействия с пазом выполненным на полэуне. Собачка выполнена из двух частей, одна из которых установлена шарйирно с возможностью углового поворота на неповоротной планке 6 и подпружинена относительно ее, а другая, образованная
1289706 цилиндрическим телом, установлена в неповоротной планке 6 с воэможностью линейного перемещения и взаимодействия с поворотной планкой, а
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к механизмам управления коробками передач транспортных средств.
Цель изобретения — повышение надежности и работоспособности.
На фиг. 1 изображен механизм управления коробкой передач транспортного средства, общий вид, на фиг. 2— то же, вид сверху.
Механизм управления коробкой передач транспортного средства содержит размещенные в корпусе 1 ползун 2 с вилкой 3 муфты связи входного вала с выходным валом коробки передач, ползун 4 с вилкой 5 муфты связи промежуточного вала с выходным валом коробки передач, неповоротную планку 6, жестко связанную с ползуном
2, поворотную планку 7, связанную посредством оси 8 с корпусом 1 и взаимодействующую поводком 9 с пазом
10 полэуна 4. На планке 6 выполнены упоры 11 и 12 для взаимодействия с планкой 7 и установлен на оси 13 конец 14 части собачки 15, другой конец 16 которой снабжен наклонной поверхностью 17 для взаимодействия с корпусом 1, а средняя часть 18— осью 19, на которой шарнирно закреплен конец 20 части собачки, 21. Другой конец 22 части собачки 21 выполнен в виде цилиндрического тела и установлен в отверстии 23 неповоротной планки 6, а часть собачки 15 связана с неповоротной планкой 6 посредством пружины 24.
Механизм управления коробкой передач транспортного средства работает следующим образом.
При нахождении муфты связи входного вала коробки передач с выходным валом в выключенном положении связанная с ее ползуном 2 неповоротная планка 6 не препятствует поворот,ной планке 7 устанавливаться в два ее рабочих положения, при которых наклонная поверхность для взаимодействия с корпусом выполнена на подпружиненной части собачки эа шарниром связи ее со второй частью. 2 ил.
2 промежуточный вал коробки передач связан с выходным валом (показано пунктирными линиями).
Для связи входного вала с выход5 ным ползун 2 перемещается, вправо, при этом неподвижная планка 6 упором 11 или упором 12 (в зависимости от положения поворотной планки 7), воздействуя на планку 7, переводит ее и за счет поводка 9 и паза 11, ползун 4 в выключенное положение, что прерывает связь промежуточного вала с выходным (показано сплошными линиями). Одновременно конец 16 час15 ти собачки 15 сходит наклонной поверхностью 17 с корпуса 1 и за счет пружины 24 конец 22 части собачки 21 заходит за поворотную планку 7.
20 При переводе ползуна 2 в выключенное положение, что прерывает связь входного вала коробки передач с выходным, конец 22 части собачки
21, воздействуя на поворотную планку
7, переводит ее во включенное положение, что связывает промежуточный вал с выходным. Одновременно наклонная поверхность 17 конца 16 части со-. бачки 15 находит на корпус 1, что
30 смещает часть собачки 21 вверх и ее конец 22 в момент полной связи промежуточного вала с выходным поднимается под планкой, обеспечивая возможность установки поворотной планки
35 7 и связанного с ней ползуна 4 в два рабочих положения.
Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я
40 Механизм управления коробкой передач транспортного средства, содержащий размещенные в корпусе управляемые рычагом ползуны с вилками муфт, и блокирующее устройство, 45 имеющее одну планку, неподвижно связанную с ползуном муфты входного вала, и другую планку, установленную
1289706
Составитель В ° Николаева
Редактор А. Гулько Техред В.Кадар Корректор А. Обручар
Заказ 7855/16 Тираж 620 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб;, д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 с возможностью поворота вокруг оси, расположенной в корпусе между ползунами, упоры для взаимодействия планок, и подпружиненную собачку,установную посредством шарнира на неповоротной 5 планке, взаимодействующую с одним концом поворотной планки, при этом собачка выполнена с наклонной по;верхностью,контактирующей с корпусом, ! a кинематическая связь другого кон- 10 ца поворотной планки с полэуном муфты промежуточного вала выполнена посредством поводка, закрепленного на нижней части поворотной планки и взаимодействующего с пазом, выпол- 15
I ненным на полэуне, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения надежности и работоспособности, собачка выполнена из двух частей, одна из которых одним концом установлена шарнирно с возможностью поворота на неповоротной планке и подпружинена относительно ее, а другая установлена на неповоротной планке с возможностью линейного перемещения и взаимодействия с поворотной планкой, при этом указанные час ти собачек установлены на од ной оси с возможностью поворо та.


