Рычажный механизм для управления переключением селекторных клапанов изменения скорости и направления движения системы управления гидравлической коробкой передач
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„127461 (59 4 В 60 К 20/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ПАТЕНТУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
;(2i) 3220056/27-11 (22) 12.12,80 (31) 1 03497 (32) 14. 12. 79 (33) US. (46) 30. 11. 86. Бвл. й- 44 (71) Диир энд Компани (US) (72) Стефан Кент Кроус (US) (53) 629. 113 (088 ° 8) (56) Патент США -У 3679018, кл. 180-77, 1979. (54) РЫЧАЖНЫЙ МЕХАНИЗМ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ
ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕМ СЕЛЕКТОРНЫХ КЛАПАНОВ ИЗМЕНЕНИЯ СКОРОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕ-
НИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ
КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение относится к органам управления гидромеханическими коробками передач. Цель изобретения — .упроще-. ние конструкции. Рычажный механизм 1 посредством входного звена 3, размещенного подвижно на оси 7, своими пле127461 чами 4 и 5 связан соответственно с селекторным клапаном направления 11 и селекторным клапаном скорости 26.
Плечо 4 связано с нижним концом первого выходного звена 9, верхний конев ,которого шарнирно связан с верхним концом золотника клапана направления
11. Звено 9 представляет собой трубчатую часть 13 и стержень 14, выполненные с возможностью увеличения или
3 уменьшения длины и соединенные с помощью подпружиненного стопорного шарика 15, входящего в кольцевую канавку 16, Клапан направления 11 выполнен с тремя канавками, в которых может устанавливаться стопорный шарик. При перемещении рычага управления 30 производится выбор-направления движения и изменение скорости транспортного средства. 4 э,п. ф-лы, 2 ил, Изобретение относится к органам управления для осуществления изменения направления и скорости движения в гидравлической коробке передач, имеющей несколько передних и задних скоростей, а именно к рычажным переключающим механизмам для осуществления переключения направления и скорости в указанных коробках передач.
Цель изобретения — упрощение кон- 10 струкции.
На фиг.1 показан рычажный механизм с частями селекторного клапана на1 правления, вид сбоку, на Лиг. 2 - то же, вид сзади. 15
Рычажный механизм 1 переключения коробки 2 передач содержит входное звено 3, имеющее первое 4 и второе 5 плечи, соответственно расположенные по отношению друг к другу под углом 20
90 . Звено 3 шарнирно закреплено на кронштейне 6 с возможностью вращения вокруг горизонтальной поперечной оси, в качестве которой служит шарнирный палец 7, проходящий через звено 3 в месте стыка плеч 4 и 5. Когда звено 3 находится в центральном нейтральном положении, первое плечо 4 расположено горизонтально, а второе плечо 5 — вертикально. 30
К плечу 4 шарнирно прикреплен посредством пальца 8 нижний конец первого выходного звена 9, верхний конец которого шарнирно связан с верхним концом золотника 10 селекторного кла- з5 пана 11 направления посредством пальца 12, Золотник 10 изображен в нейтральном положении N от которого он может быть сдвинут вверх в положение
Г для осуществления передней переда- щ чи либо вниз в положение R для осуществления задней передачи, Первое выходное звено 9 имеет воэможность увеличения или уменьшения своей длины от нормального состояния в ответ на возникающее заданное сопротивление перемещению по длине.
Звено 9 имеет верхнюю первую секцию, включающую сплошную часть 14, выполненную в виде стержня, размещенного с возможностью возвратно-поступательного движения в части 13 и удерживае-, мого в нормальном положении на месте по отношению к последней с помощью подпружиненного стопорного шарика
15, размещенного в .верхней трубчатой части 13 и входящего в кольцевую канавку 16, выполненную в нижней части
14, Селекторный клапан 11 направления имеет подпружиненный стопорный шарик
17, установленный с возможностью податливого размещения в верхней 18, промежуточной 19 и нижней 20 канавках, выполненных по окружности на корпусе золотника 10 для соответствующего удержания золотника 10 в его положениях при осуществлении задней, нейтральной и передней передач. Над верхней канавкой 18 расположен верхний фланец или буртик, служащий в качестве верхнего упора 21, а под нижней канавкой 20 расположен кольцевой фланец или буртик, служащий в качестве нижнего упора 22. Подпружиненный стопорный шарик 17 предназначен для податливого освобождения золотника
10, когда на последний воздействует усилие заданной величины от первого выходного звена 9, причем указанное усилие заданной величины меньше, чем
1274613 ф заданное сопротивление для осуществления податливого удлинения или сокращения звена 9, в результате чего звено 9 всегда срабатывает для смещения золотника 10 в положения для получения передней, нейтральной и задней передач и удлиняется или сокращается только при вхождении стопорного шарика 17 в зацепление с одним из упоров
21 и 22. Например, было найдено, что 10 звено 9 работает должным образом, если стопорный шарик 15 освобождается иэ канавки 16 под нагрузкой в 35 фунтов (15,88 кг), чтобы обеспечить удлинение или сокращение звена 9, а 15 стопорный шарик 17 освобождается из любой из канавок 18,19 и 20 золотника 1О под нагрузкой 25 фунтов (11,34 кг).
К нижнему концу плеча 5 звена шар-20 нирно присоединен посредством соединителя 23 с шариком и гнездом под него нижний конец второго выходного звена 24, имеющего отогнутый верхний конец 25, который шарнирно зак- 25 реплен в верхнем конце корпуса золотника селекторного клапана 26 скоростй.,(показан в положении включения первой скорости, от которого он имеет воэможность смещения кверху в положе-щ ние включения второй и третьей скоростей). Следует отметить, что когда входное звено 3 находится в нейтральном положении, линия, проведенная через противоположные концы звена 24, пересекает ось вращения входного звена. Таким образом, при перемещении рходного звена в противоположных от нейтрального положения направлениях происходит перемещение второго вы- 40 кодного звена 24 и, следовательно, селекторного клапана 26 скорости.
В точке 27 на кронштейне 6 закреплен тянуще-толкающий тросик 28 с воз-.45 можностью движения вперед-назад, а через серьгу, прикрепленную к заднему концу тросика, пропущен палец 29, который соединяет серьгу с плечом 5 звена под шарнирным пальцем 7. Пе- g0 редний конец тросика 28 связан аналогичным образом с нижним концом рычага 30 переключения скоростей, закрепленного средней частью посредством пальца 31 с возможностью качательног<щ движения в обе стороны от нейтрального положения N в последовательный ряд трех передних положений скоростей
F,,F и V> и трех задних положений
У скоростей К,, R и К
Устройство работает следующим образом.
Допустим рычажный механизм 1 находится в положении„.изображенном на чертежах. При этом рычаг 30 переключения скоростей находится в нейтральном положении, а входное звено 3, находясь в соответствующем нейтральном положении, удерживает золотник 10 клапана управления направлением в его нейтральном положении, следовательно.
-и коробка 2 передач находится в нейтральном положении.
Если требуется установить трансмиссию в состояние включения первой скорости, оператору достаточно передвинуть рычаг 30 переключения вперед в положение F, . Тросик 28 передает это движение входному звену 3, которое перемещается в нужное положение, соответствующее F . При этом движении
1 входное звено 3, первое выходное звено 9 перемещают золотник 10 селекторного клапана направления кверху в положение F включения передней передачи. Перемещение входного звена 3 вызывает только яинимальное смещение второго выходного звена 24, и благодаря зазорам в местах соединения звена 24 смещение селекторного клапана скорости 26 не происходит.
Переключение коробки 2 передач на вторую переднюю скорость осуществля)ется путем перемещения рычага 30 переключения дальше вперед в положение
F . Тросик 28 передает это движение входному звену 3, в результате чего последнее перемещается в положение, соответствующее F . Начальное движе2 ние звена 3 встречает сопротивление вследствие того, что стопорный шарик
17 упирается в нижний упор 21. Однако после того, как сопротивление перемещению приведет к появлению усилия, достаточного для преодоления силы, удерживающей стопорный шарик 15 на месте, звено 9 опускается. После падения звена 9 движение входного звена
3 продолжается и приводит к тому, что второе выходное звено 24 перемещает золотник селекторного клапана в положение F соответствующее второй скоЭ рости.
Переключение коробки 2 передач на третью скорость осуществляется, как и переключение на вторую скорость, 5 1274 однако в этом случае первое выходное звено уже опущено, в результате чего .стопорный шарик не оказывает начального сопротивления перемещению входного звена 3.
Переключение коробки 2 передач на задние первую, вторую и третьи скорости осуществляется, как и переключение на передние скорости, эа исключением того, что рычаг 30 оттягивает- 10 ся назад,. а входное звено 3 поворачивается, создавая направленное книзу усилие, стремящееся удлинить первое выходное звено 9.
Формула из о бр ет е ния
1. Рычажный механизм для управления переключением ñåëàкторных клапа- нов изменения скорости и направления движения системы управления гидравли- 20 ческой коробкой передач, содержащий рычаг переключения передач, кинематически связанный с трехпоэицианным селекторным клапаном изменения направления движения, установленный с вазможностью перемещения в противоположных направлениях от нейтрального положения, соответственно в положение переднего и заднего ходов, и с многопоэиционным селекторным клапаном из- 30 менения скорости, установленным с возможностью перемещения в одном направлении от положения первой скорости до последовательно расположенных положений для увеличения скорости, О T л и 7 а ю шийся темя 1та9 с целью упрощения конструкции, кинематическая связь включает в себя входное звено, выполненное в виде двуплечего рычага, плечи которого . 40 расположены под углом 90, установленного на оси с возможностью поворота относительно нейтрального положения в направлении положений включения передних и задних передач, расположен- 45 ных в разных направлениях относитель.но нейтрального положения:, первое выходное звено, с помощью которого первое плечо рычага шарнирно связано с клапаном изменения направления движе-50 ния, второе выходное звено,с помощью которого второе плечо рычага связано с клапаном изменения скорости, причем первое выходное звено включает .в себя подвижную телескопическую тя- .55
ry, содержащую трубчатую часть, кинематически связанную с упамянутьы клапаном изменения направления движе613 б ния, стержень, связанный с первым плечом, подпружиненный стопорный элемент для связи частей телескопической тяги и средство перемещения трубчатой части и стержня, выполненное с воэможностью перемещения трубчатой части относительно стержня при повороте ры чага за пределы положений, соответствующих первой передней и первой задней скоростям в сторону увеличения скоростей, при этом второе выходное звено включает в себя тягу, шарнирно связанную с вторым плечом рычага и с клапаном изменения скорости, причем оси тяги пересекает ось рычага в нейтральном положении последнего.
2. Механизм по п.1, о т л и ч аю шийся: тем, что трехпозиционный клапан включает в себя корпус с расположенным.в нем подвижно штоком, оцин конец которого с помощью пальца связан с трубчатой частью телескопической тяги, и средство перемещения .трубчатой части и стержня, содержащее выполненные. в средней части штока два
I кольцевых выступа„ образующих три канавки, в одной из которых размещен
1 топорный шарик с возможностью взаимодействия с укаэанными выступами.
3. Механизм по п,1, а т л и ч аю шийся тем, что телескопическая тяга содержит прямолинейную трубчатую часть и прямолинейную часть, телескопически установленную в трубчатой части.
4. Механизм по п, 1„ о т л и ч аю шийся тем, что длина первого плеча входного звена, соединенного с нижним концом второго выходного звена, больше длины второго плеча, расположенного под прямым углом к первому плечу и соединенного с первым выходным звеном, при этом линии, соединяющие точки соединения первого и второго выходных звеньев с осью входо ного звена, образуют угол около 90
5. Механизм по п.2, о т л и ч аю шийся тем, что соединение телескопический тяги образовано подпружиненным стопорным элементом, расположенным на трубчатой части, и стопорной выемкой, размещенной на стержне, первое и второе выходные звенья соединены соответственно с верхними концами трехпазиционнаго клапана изменения направления движения и иногопозиционного клапана изменения скорости, Составитель A. Барыков
Редактор И. Рыбченко Техред И.Попович Корректор С Шекмар
Заказ 6492/60 Тираж 647
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4




