Автоматическое регулировочное приспособление тормоза (его варианты)
. 1. Автоматическое регулировочное, приспособление тормоза, содержащее размещенный под приводом тормоза между двумя подпружиненными и расположенными с зазором относительно барабана колодками с упором в них узел регулировки в виде подпруясиненного относи-, тельно ближней колодки и шарнирно установленного на ней стопорного элемента и распорного элемента, связанного со стопорньм,элементом, регули-. ровочную гайку и чувствительный элементу причем последний установлен с возможностью воздействия на длину распорного элемента, а стопорный элемент установлен с возможностью угловых перемещений о т л и ч а ю Щ е ее я . тем, что, с целью повышения надежности при действии в тормозе высоких нагрузок, чувствительный элемент выполнен в виде Спиральной пружины из материала с эффектом памяти формы, стопорный элемент выполнен в виде собачки , распорный элемент выполнен в виде двух концёнтрично установленных стержневых частей, а на внешней поверхности регулировочной гайки выполнен храповой зубчатый венец, причем конец охватываемой концентричной части распорного элемента выполнен резьбовым и на нем размещена регулировочная гайка с возможностью взаимодействия со стопорной собачкой, а чувствительный элемент размещен на охватывающей концентричной части распорного элемента с упором в регулировочную гайку.. 2. Автоматическое регулировочное .приспособление тормоза, содержащее размещенный под приводом тормоза между двумя подпружиненными и расположенными с. зазором относительно барабана колодками с упором в них узел регулировки в виде подпружиненного относительно ближней колодки и шарнирно установленного на ней стопорного элемента и распорного элемента, связанного со стопорным элементом, регули- . ровочную гайку и чувствительный элемент , причем последний установлен с возможностью воздействия на длину распорного элемента, а стопррньй элемент установлен с возможностью угловых перемещений , отличающееся тем, что, с целью повьшения надежности при действии в тормозе высоких нагрузок, оно снабжено связанной с распорным элементом пружиной растяжения , штырем с зубчатой нарезкой на его головке и запорной пластиной с прямоугольной прорезью и зубчатой нарезкой на одной из сторон прорези, распорный элемент узла регулировки выполнен в виде пластины с жестко закрепленным на ней зубчатым венцом. СО tN9 4: О 00 Од СО СП
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК сю 4 F 16 D 65/52
KF." " "" ":- l3, gjj>(4 ЯКА
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
И ПАТЕНТУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (.21) 3362552/25-27 (22) 05.12,.81 (31) 8039220, 8117121 (32) 06.12 SG, 04.06.81 (33) GB .. (46) 23.06.86. Бюл. Р 23 (71,) Лукас Индастриз Лимитед, (GB) (72) Кристофер Уилльям Палмер и .Рональд Майкл .Хьюз (GB} (53) 62-592(088.8) (56) Патент СССР 9862842, кл. У 16 D 51/24, 1979. (54) АВТОМАТИ,ПСКОЕ РЕГУЛИРОВОЧНОЕ
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ТОРМОЗА (ЕГО ВАРИАНТЫ) (57). 1. Автоматическое регулировочное. приспособление тормоза, содержащее размещенный под приводом тормоза между двумя подпружиненными и расположенными с зазором относительно барабана колодками с упором в них узел регулировки в виде подпружиненного. относи-. тельно ближней колодки и шарнирно установленного на ней стопорного элемента и распорного элемента, связанного со стопорньм элементом, регули- . ровочную гайку и чувствительный эле- мент", причем последний установлен. с возможностью воздействия на длину распорного элемента, а стопорный элемент установлен с возможностью угловых перемещений, о т л и ч а ю щ е е с я . тем, что, с целью повышения надежности при действии в тормозе высоких нагрузок, чувствительный элемент выполнен в виде спиральной пружины из материала с эффектом памяти формы, стопорный элемент выполнен в виде со; бачки, раснорный элемент выполнен в виде двух концентрично установленных, SU ÄÄ 1240369 А 3
/ стержневых частей, а на внешней поверхности регулировочной гайки выполнен храповой зубчатый венец, причем конец охватываемой концентричной части распорного элемента выполнен резь.— бовым и на нем размещена регулировочная гайка с возможностью взаимодействия со стопорной собачкой, а чувствительный элемент размещен на охватывающей концентричной части распорного элемента с упором в регулировочную гайку.
2, Автоматическое регулировочное ,приспособление тормоза, содержащее размещенный.под приводом тормоза между двумя подпружиненными и расположен- 3 ными с зазором относительно барабана колодками с упором в них узел регулировки в виде подпружиненного отнасительно ближней колодки и шарнирно установленного. на ней стопорного эле- ж мента и распорного элемента, связанного со стопорным элементом, регули ровочную гайку и чувствительный элемент, причем последний установлен с возможностью воздействия на длину рас порного элемента, а стопорный элемент установлен с возможностью угловых пе.ремещений, о т л и ч а ю щ .е е с я тем, что, с целью повышения надежности при действии в тормозе высоких нагрузок, оно снабжено связанной с распорным элементом пружиной растяже- р, ния, штырем с зубчатой нарезкой на
его головке и запорной пластиной с 4Н .Ъ прямоугольной прорезью и зубчатой нарезкой на одной из сторон прорези, распорный элемент узла регулировки выполнен в виде пластины с жестко закрепленным на ней зубчатым венцом, 1240369 стопорный элемент узла регулировки установлен на штыре и выполнен. в виде .двух фасонных рычагов и секторообраэного зубчатого выступа, жестко связанного с одним из рычагов и смонтированного с возможностью угловых перемещений, с возможностью прямолинейных.перемещений вдоль пластины распорного элемента и с возможностью взаимодействия своим зубчатым секто. ром с зубчатым венцом укаэанной пласт тины, а чувствительный элемент выполнен в виде пружины из материала с эф-.
Изобретение относится к машиностро" ению, в частности к автоматическому приспособлению барабанных колодочных тормозов в основном механических средств передвижения, а именно к уст- ройствам автоматического изменения длины во время работы в зависимости от износа накладок тормозных колодок для того, чтобы обеспечйть номинальный зазор между барабаном и колодкой. 1О
Цель изобретения — повышение на" дежности при действии в тормозе высоких нагрузок.
На фиг. 1 представлен тормозной барабан с колодками в нерабочем положе- 15 нии с одним иэ видов регулировочного приспособления, продольный разрез, на фнг.2 — храповой венец; на фиг.3 вариант исполнения автоматического регулировочного приспособления в ба- 2р рабанном тормозе; на фиг.4 — то же, вид сбоку; на фиг.5 — то же, поперечное сечение.
Внутри тормозного барабана размещена:пара тормозных колодок 1 и 2, расположенных в тормозном барабане (не показан). Одна пара концов тормозных колодок соединена с опорой 3, а другая пара концов приспособления взаимодействует с гидравлическим при- ЗО водом 4, который действует на колодки . 1 и 2 в сторону соприкосновения с ба- рабаном против действия возвратной пружины 5. С другой стороны работа колодок возможна посредством рычага ручного тормоза 6, который имеет возфектом памяти формы, причем запорная пластина расположена между рычагами стопорного элемента, подпружинена пружиной растяжения и установлена с возможностью взаимодействия зубчатой стороной, прорези с зубчатой головкой штыря, а чувствительный элемент установлен с упором в торец запорной пластины между последней и рычагом стопорного элемента.
Приоритет по пунктам, 06.12.80 по п. 1;
04.Ъ6.81 по п. 2. можность поворачиваться на колодке 2 посредством штыря 7 и воздействует на
I тормоз по часовой стрелке при угловом перемещении.
Автоматическое распорное приспособление 8 расположено между колодками 1 и 2 над приводом 4. В него входит узел регулировки, который состоит из распорного элемента, стопорного элемента и ругулировочной гайки. Распорный элемент состоит из ахватываемой части 9, имеющей снаружи конец с резьбой 10, свободно и концентрично входящий в:охватывающую часть 11, Внещние концы распорных частей входят соответственно. в колодки 1 и 2. Охват тываемая часть 9 также входит в polar ручного тормоза 6. На охважваемой части 9 расположена регулировочная гайка 12, установленная на резьбе 10 и имеющая храповой зубчатый венец 13 на своей внешней цилиндрической поверхности, входящий в зацепление с собачкой 14, вращающийся на колодке 1 на штыре 15. Возвратная пружина 5 оказывает сжимающее воздействие на распорку, а пружина 16 .действует на собачку 14 по часовой стрелке так, что зуб 17. собачки всегда опирается на храповой зубчатый венец 13. Действие возвратной пружины 5 сильнее, чем пружины 16 настолько, что колодка 1 удерживается в соприкосновении с охватывающей распорной частью .11, когда г тормоз находится в нерабочем положеФ
1240 з нии. Собачка 14 выполнена с рыча-. гом 17.
Чувсгвительный элемент или устройство, реагирующее на тепло, выполнено иэ материала (SME) в виде спиральной пружины 18, охватывает элемент рас-. порки 11 и опирается одним концом о плечо 19; образованное на элементе 11, а другим концом - о гайку 12.
При срабатывании тормоза посредст- о вом работы привода 4 колодки 1 и 2 преодолевают действие возвратной пружины 5. Taic как регулировочное приспособление 8 под действием пружины
1,6 через рычаг 17 перемещается вправо (по чертежу), распорка удерживается против тормозной колодки 2, а тормозная колодка 1 отделяется от при.способления в его нормальной точке контакта с охватывающим элементом 11, >О
Перемещение собачки 14 по часовой стрелке вызывает перемещение приспособления вправо, в результате проис.ходит перемещение вниз конца К собачки 14. Если. это перемещение достаточ-2 но, чтобы переместить указанйый конец от одного зуба регулировочной гайки
12 к следующему зубу. При черезмерном перемещении колодок 1 и 2 регулировочная гайка 12 поворачивается в таком M направлении, чтобы удлинить распорное приспособление 8 и тем самым уменьшить зазор между барабаном и колодкой.
Во время работы тормоза при нор- З мальной температуре .части 9 и 11 распорного элемента опираются друг на друга, а пружина 18 не оказывает вли" яние на действие тормоза. Если тормоз подвергается действию высокой темпе- 40 ратуры, как, например, часто бывает при длительных спусках, барабан расширяется и без теплового компенсирующего тела, т. е. спиральной пружины
18, возможно черезмерное перемещение 45 колодки, что вызывает работу данного приспособления.
В результате появляется возможность защелкнуть тормоз до его охлаждения. При увеличении температуры спиральная пружина 18 быстро удлиняется, охватывающая и охватываемая части распорного элемента расходятся и тем самым длина распорки увеличивается. Сила пружины 16 выбрана такой, чтобы она преодолевала расширение спиральной пружины 18, а последняя сделана так, чтобы компенсирующее рас369 . 4 ширение колодок приблизительно было равно расширению, имеющемуся в -барабане, это означает, что зазор между колодкой и барабаном поддерживается примерно таким же,как и при нормальных температурных условиях. Работа тормозов при высоких температурах будет примерно такой же, что и при.низких температурах без настройки колодок, исключая компенсацию при значительном износе. Когда барабан охладится, спираль и распорный элемент возвратятся до своей первоначальной длины .
Кроме того, части 9 и 11 распорного элемента находятся в непосредственном соприкосновении все время при торможении. Очень высокие нагрузки, которые возникают, например, при ручном торможении, могут быть приложены через приспособление, а не через спиральную пружину 18. Если ручной тормоз работает, когда барабан горячий, т. е. когда спиральная пружина 18 расширена, и концентричные части распорного элемента перемещаются в противоположные стороны, приложение черезмерной нагрузки заставляет сжаться спиральную пружину 18 и указанные . части снова входят в соприкосновение так, что такая нагрузка снова передается через них, а не .через спиральную пружину 8. Таким образом, поломка спирали исключается.
Барабанный тормоз (фиг.3-5) пред ставляет в основном такую же конструкцию. 0днако поставленная цель в нем может быть достигнута при помощи других средств. Тормозные колодки 1 и 2 соединены в опоре 3, а привол 4 дей- ствует указанным образом. Другой привод колодок может быть осуществлен посредством ручного тормозного рыча" га (не показан), который нормально поворачивается на одной из колодок и механически. воздействует при угловом перемещении на торможение обычным образом. Автоматическое распорное приспособление 7 расположено между колодками 1 и 2 вблизи привода 4.
Как видно из фиг.5, распорный элемент выполнен в виде пластины 20, которая проходит поперек тормоза, а .ее конец взаимодействует с шейкой колодки 2 или с рычагом ручного тормоза. Стопорный элемент представляет рычаг 21 фасонной формы, выполненный в виде пары рычагов 22 и 23. П!тырь
1240369
24 жестко прикреплен к рычагу 21 по.средством его цилиндрической части
25, проходящей через отверстие в рычаге, и выходит через прорезь 26, имеющуюся в пластине 20. Зубчатая или, накатанная головка 27 штыря находится против. верхней поверхности рыча- . га 21. Посредством этого рычаг 21 укреплен с возможностью вращения на 10 пластине 20, при этом имеется возмож-! ность перемещаться вдоль пластины 20 благодаря прорези 26.
Накатанный или зубчатый штифт 28 прикреплен к пластине 20 и расположен вблизи от края рычага 22, который соответственно имеет накатку или зубчатую поверхность 29 для зацепления с зубчатой или накатанной поверхностью штифта 28, выполненную на секторооб-1 разном выступе рычага 22. Зубчатый или накатанный край рычага 22 лежит в окружности с центром в штыре 27. Другой рычаг 23 выступает сквозь отверстие 30 в ребре колодки 1 и сопрягается с ним посредством своей радиальной поверхности 31. В нерабочем состоянии тормоза имеется зазор Е между . противоположной поверхностью 32 рыча-. . 30
ra 23 и поверхностью 33 прорези 30, этот зазор соответствует номинальному зазору колодка — барабан в тормозе.
Между рычагами 22 и 23 расположена запорная пластина 34, имеющая прямоугольную прорезь 35 таких размеров, 35 чтобы дать возможность пластине проходить над головкой 27 штыря 24.
Прорезь удлинена в продольном направлении, чтобы обеспечить зазор. Радиальный край 36 прорези накатая или
40 имеет зубцы, чтобы соответствовать накатке или зубьям на головке 27, а противоположный край 37 прорези имеет гладкую поверхность ° Радиальная удаленная часть запорной пластины 34
45 наклонена вниз, чтобы образовать часть
38, а часть 39 наклонена внутрь так, чтобы пройти вблизи под пластиной 20 для удержания запорной пластины в определенном положении. Чувствительныи
50 элемент. выполнен в виде спирали 40, расположенной так, что один конец опирается о часть 38 пластины 34, а другой конец — о рычаг приспособле-. ния. Пружина 41 растяжения зацепляет-55 ся одним концом 6 пластиной 20, а другим концом — вертикальным выступом
42 запорной пластины 34. Пружина 41 растяжения действует так, что заставляет запорную пластину 34 перемещаться по радиусу вниз, чтобы край прорези 35 зацепился с головкой 27 штыря
24. При этом она оказывает также воздействие на фасонный рычаг 21 через штырь 24 в том же направлении так, что зубчатая поверхность 29 рычага 22 удерживается прочно в зацеплении.со штифтом 28.
Тормозные колодки 1 и 2 прижимают- ся к барабану под действием привода
4 и при неизношенных накладках это перемещение близко к зазору Е и приспособление не будет задействовано.
При нормальной температуре и когда имеет место износ накладок перемещение колодок при торможении превысит зазор E и поверхность 33 прорези 30 будет заставлять фасонный рычаг 21 перемещаться по радиусу вверх и отсоединит его от штифта. 28. Как только произойдет отсоединение от штыря, фасонный рычаг совершит угловое перемещение из-за нажатия колодки на головку 27 штыря 24 на угол, соответствующий превышению перемещения колодки так, что, когда торможение закончится, рычаг 22 фасонного рычага станет отсоединяться от штифта 28 в новом положении и удерживаться в этом положении при повторном зацеплении зубчатой или накатанной поверхности HB. рычаге и штыре. Поверхность 31 рычага 23 смещается по радиусу наруЖу .от своего первоначального положения посредством радиального перемещения фасонного ры.чага и рабочая длина распорки тем самым увеличивается, чтобы удерживать колодки в новом настроенном положении вблизи от поверхности барабана.
В случае, когда тормоз нагревается до высокой температуры, например, при пользовании тормозами при длительном спуске, барабан расширяется. Однако высокая температура вызывает быстрое увеличение длины тепловой компенсирующей спирали 40 и тем самым запорная пластина 34 перемещается влево (фиг.5) против действия пружины 41 растяжения, пока зубчатый край 36 прорези 35 не зацепится с головкой 27 штыря 24. Ес- ли торможение наступает, то сила спирали значительна, чтобы нажать на фасонный рычаг 21 влево против действия пружины 41 растяжения и удержать по1240369
Фиг.2
Фие.,7 верхность 31 рычага 23 против радиального удаленного края отверстия 30.
Тем самым сохраняется зазор Е и устраняется необходимость в настройке тор5 моза. Если перемещение колодки достаточно велико, чтобы заставить рычаг
21 выйти из зацепления со штифтом 28, укаэанное зацепление запорной пластины 34 с головкой 27 штыря 24 предот- 1о вратит вращение фасонного рычага так, чтобы рычаг 22 вновь зацепился со штифтом 28. Когда барабан охладится, спираль 40 укоротится и запорная пластина 34 освободится от штыря 24.
Спиральные пружины из материала с . эффектом памяти формы могут принимать другие формы, такие, например, как трубка. Однако. при исполнении она должна бьггь достаточна, чтобы выдерживать нагрузки сжатия без изгиба.
Спиральная пружина или какой-либо другой элемент из указанного материала может быть укреплена между двумя отдельными частями собачки или расположена между парой телескопически соединенных частей собачки, в обоих случаях происходит удлинение собачки при высокой температуре с тем, чтобы отсоединить собачку от зубчатого колеса или другого устройства, обычно приводимого в действие собачкой для того, чтобы вызвать эффект настройки тормоза и тем самым предотвратить перенастройку при длительном действии высокой температуры.
1240369
Фиг. Ф
Фиг. 5
Составитель В.Розанов
Техред В-.Кадар
Редактор А,Козориз
Корректор М. Шароши
Заказ 3417/60 - Тираж 880 Подписное
ВНИИПИ .Государственного комитета. СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. ужгород, ул. Проектная, 4





