Устройство для поворота вала турбины
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (511 4 Р О1 9 25/34
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕ ГЕЛЬСТВУ 2 1
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3772191/24-06 (22) 27.07.84 (46) 07.05.86. Бюл. К- 17 (7?) В.В. Пысин (53) 621 ° 165(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф.407065, кл. F 01 D 25/34, 1971. (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВОРОТА
ВАЛА ТУРБИНЫ, содержащее установленное на ее валу зубчатое колесо и кинематически связанный с ним через размещенный в корпусе передаточный механизм привод вращательного дейст..80„„ l229 85 А1 вия, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью уменьшения габаритов и упрощения эксплуатационного обслуживания, передаточный механизм выполнен в виде входящего в зацепление с зубчатым колесом ведущего рычага, соединенного с ним шарнирным звеном шатуна, связанного с последним коромысла и двухкривошипного вала, шейки которого сопряжены соответственно с шатуном и ведущим рычагом, причем коромысло шарнирно прикреплено к корпусу, а привод соединен с двухкривошипным валом.
1229385
Устройство работает следующим образом.
При вращении двухкривошипного вала 3 по часовой стрелке ведущий
Составитель И.Лапина
Редактор А.Сабо Техред M.Õoäàíè÷ Корректор В.Синицкая
Заказ 2429/30
Тираж 500 Подписное
BIIHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, Изобретение относится к турбостроению и предназначено для поворота вала турбины нри проведении пусконаладочных и ремонтных работ.
Цель изобретения — уменьшение габаритов устройства и упрощение его эксплуатационного обслуживания.
На чертеже изображено устройство для поворота вала турбины, поперечный разрез.
Устройство содержит зубчатое колесо 1, установленное на валу 2 турбины, в качестве которого может быть использовано зубчатое колесо штатного валоповорота турбины, работающего при пусках. Колесо 1 связано с приводом вращательного действия (не показан) при помощи передаточного механизма. Последний содержит двухкривошипный вал 3, ведущий рычаг 4, входящий в зацепление с зубчатым колесом 1, шатун 5, шарнирное звено 6 и коромысло 7. Кривошипы вала 3 развернуты один относительно другого под углом о, а их шейки
8 и 9 сопряжены соответственно с ведущим рычагом 4,и шатуном 5. Звено
6 шарнирно прикреплено к рычагу 4 и к шатуну 5, а коромысло 7 — к шатуну 5 и корпусу 10. В последнем— установлен на цапфах 11 двухкриво+ шипный вал 3, связанный с приводом. рычаг 4 вследствие кинематических связей, наложенных на него валом 3, шатуном 4, звеном 6 и коромыслом 7, совершает сложное плоское движение.
5 При этом зуб ведущего рычага 4 нвпрерывно перемещается по замкнутой криволинейной траектории. Перемещение зуба складывается из ускоренного выдвижения зуба вперед, медленного почти прямолинейного движения вверх отвода назад и огибающего перемещения вниз в исходное положение. В процессе перемещения рычага 4 его зуб входит в зацепление с эубья15 ми колеса 1, в результате чего последнее, а с ним и вал 2 турбины, поворачивается на угол, кратный окружному шагу зубчатого колеса 1.
Затем рычаг 4 выходит из зацепления с колесом 1, зуб рычага 4 перемещается вниз, огибает зубья колеса 1 и перемещается вниз. При включенном приводе описанный цикл перемещения повторяется и таким образом обеспед чивают поворот вала 2 турбины на любой заданный угол. Консольное расположение зуба ведущего рычага 4 па отношению к остальным зубьям передаточного механизма и привода позволяет разместить их сбоку от поворачиваемого ротора, при котором устройство для поворота вала не препятствует- удалению последнего из корпуса турбины.
Предлагаемое устройство за счет
35 упрощения передаточного механизма обладает низкими габаритами и весом.

