Патент ссср 274124
274l24
ОПИСАН И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Сове Соевтекик
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства ¹
Кл. 14с, 22/02
14с, 8/Об
Заявлено 10.111.1969 (¹ 1314324/24-6) присоединением заявки ¹
МПК F Old 25/34
F Old 25134
УДК 621.165(088.8) Приоритет
Опубликовано 24.VI.1970. Бюллетень № 21
Дата опубликования описания 23.IX.1970
Комитет оо делам иаобретеиий и открытий ори Сосете Мииистрае
СССР т т-1.- Матт 11
Авторы изобретения и. тг11 1.119 I
t т1.xhn; L I./,n v льского арькй8кй91 ER A
В. С. Селюгин, Е. Г. Олейников и Г. С. Кова
Восточный филиал Всесоюзного научно-исследоват теплотехнического инстит та им. Ф. 3. зе жинского и
Заявители у Л р филиал Института механики АН Украинской СС
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПРОВОРАЧИВАНИЯ
РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ
Изобретение относится к средствам защиты тур бом ашин, например паровых турбин, от повреждений при пуске и останове.
Известны устройства для периодического проворачивания ротора турбомашины на 180, обеспечивающие выпрямление ротора при возникновении его прогиба.
Однако такие устройства предусматривают включение электропривода в функции времени, что не может обеспечить соответствия момента включения и величины прогиба ротора.
Чтобы получить более надежное устранение теплового прогиба ротора, необходимо включение и выключение электропривода устройства поставить в зависимость от величины и ориентации теплового прогиба ротора.
Для этого в предлохкенном устройстве по обеим сторонам опорного подшипника установлены электрические датчики прогиба ротора, включенные в мостовую схему с подвижной контактной пластинкой подачи воздействия через реле на систему управления электропривода.
Для предотвращения проворачивания ротора, имеющего недопустимый прогиб, контактная пластина снаожена дополнительным скользящим контактом цепи сигнализации.
На фиг. l приведена схема установки датчиков; на фиг. 2 — принципиальная схема предлагаемого устройства.
Электрические датчики 1 индукционного (емкостного) типа размещают на торцах опорного подшипника 2 ротора 8 (возможно также крепление датчиков 4 на специальных кронштейнах для увеличения базы измерения).
При проворачиванпн ротора предложенным устройством вращающийся изогнутый вал не всплывает на масляной пленке и узловая точка 0 перемещений этого вала практически совпадает с вертикальной осью опорного подшипника. Поэтому прп врашении изогнуто о ротора датчики 1 вырабатывают сигнал, по которому можно судить о величине и напр«ленни прогпоа ротора.
15 Датчики 1 (на чертеже показаны индукционные датчики) включены в мостовую схему совместно с катушками 5 логометра переменного тока. При образовании теплового прогиба происходит изменение зазоров между
20 сердечниками датчиков 1 и поверхностью ротора, приводящее к разбалансу мостовой схемы. Поворотная часть логометра отклоняет подвижную контактную пластину 6 в сторону
«плюс», замыкая контакт 7 реле 8, которое че25 рез систему 9 управления включает электродвигатель 10 с редуктором 11.
При медленном вращении ротора соотношение зазоров между датчиками 1 и поверхностью ротора измснястся в обратном направ30 ленин. Пластина 6 отклоняется в сторону «ми274124 иг7
Фиг. 2
Составитель А. А. Калашников Редактор Е. Кравцова Корректор М. П. Ромашова пниипи Заказ 2567/13 Тираж 480 Подписное
Типография, пр. Сапунова, 2 нус», замыкая контакт 12 воздействия через реле 8 на отключение электродвигателя 10.
Проворот ротора до его остановки точно на
180, несмотря на инерционность ротора и цепи управления электродвигателем 10, обеспечивается надлежащей установкой контакта
12 относительно пластины б.
Сопротивления 1 т и Pg позволяют настраивать работу устройства без изменения положения датчиков 1.
Вместо контактов 7 и 12 возможно использование бесконтактной схемы, например, на фотоэлементах. Логометр переменного тока может быть заменен схемой автоматического уравновешенного моста переменного тока.
Для предотвращения проворачивания ротора, имеющего недопустимый прогиб, вблизи пластины б, находящейся в нулевом положении, установлен дополнительный скользящий контакт 18. Когда пластина б находится за пределами этого контакта при включенном электродвигателе 10, на щит управления при помощи реле 14 и лампы 15 подается запрещающий сигнал.
5 Предмет изобретения
1. Устройство для автоматического проворачивания ротора тур бом ашины, например паровой турбины, на 180, содержащее электропривод с системой управления, отличаю10 щееся тем, что, с целью надежного устранения теплового прогиба ротора, по обеим сторонам опорного подшипника установлены электрические датчики прогиба ротора, включенные в мостовую схему с подвижной кон15 тактной пластиной подачи воздействия через реле на систему управления.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью предотвращения проворачивания ротора, имеющего недопустимый прогиб, кон20 тактная пластина снабжена дополнительным скользящим контактом цепи сигнализации.

