Центробежная двухскоростная муфта

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧ ЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

Ш 4. F 16 D 43/14

В(,ЕСОКГУ h 13;,"; К3Л

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTGPCHGMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3773298/25-27 (22) 23.07.84 (46) 15,03.86. Бюл. Р 10 (72) N.Ï.Øèøêàðåâ (53) 621.825.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 1139922, кл. F 16 D 43/14, 1983. (54)(57) ЦЕНТРОБЕЖНАЯ ДВУХСКОРОСТНАЯ МУФТА, содержащая ведущую полумуфту и две ведомые, установленные на ведущей полумуфте с воэможностью вращения и связанные с ней посредством фрикционных дисков, а также механизмы включения малой и большой скоростей, установленные на ведущей полумуфте и выполненные в виде центробежных грузов, размещенных в окнах сепаратора„ зафиксированного в осевом и окружном направлениях, подпружиненных в осевом направлении посредством возвратных пружин разной жесткости нажимных дисков и жестко закрепленного на торце сепаратора упорного диска, выполненного

„„SU„„1218197 A с конической рабочей поверхностью, отличающаяся тем, что, с целью повышения нагрузочкой способности на малой скорости, упрощения конструкции и снижения веса, рабочая поверхность нажимного диска механизма включения малой скорости в зоне контакта с центробежными грузами выполнена в виде секторных выступов, расположенных в выполненных в упорном диске пазах, рабочая поверхность нажимного диска механизма включения большой скорости в зоне контакта с центробежными грузами выполнена в виде радиально направленных пазов трапецеидального профиля, каждое окно сепаратора выполнено с тремя радиально направленными гнез дами под центробежные грузы, крайние из которых перекрывают рабочие участ ки нажимного диска механизма включения большой скорости, а центробежные грузы расположены в сепараторе

В один ряд»

1218197

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения от двухскоростного двигателя, Цель изобретения — повышение нагрузочной способности муфты на ма.лой скорости, упрощение конструкции и снижение веса.

На фиг. 1 изображена центробежная двухскоростная муфта, продольный

;разрез; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — профиль рабочей поверхности нажимногo диска механизма включения большой скорости в зоне контакта с центробежными грузами.

Центробежная дтвухскоростная муфта состоит из ведущего вала 1, выполня!ощего роль ведущей полумуфты, на котором с возможностью вращения установ- ?0 лены на втулках-подшипниках 2 и 3 ведомые полумуфты: 4 малой скорости и 5 большой скорости (ограничение от осевого смещения пслумуфт 4 и 5 по валу 1 (не показано) . На валу 1 25 посредством шпонки 6 закреплен сепаратор 7, в окнах которого помещень! центробежные грузы, вы-..::-1 нные в виде шариков 8, Шарики установлены с воз!ложностью взаимодействия с раба- лп чими кснусными псверхнсст„-.ми нажи>1ных дисков" 9 и 10, подв!л>!!Нь>х т> осе.вом направлении и поджатых к шари-. ка>! 8 возвратными пружинами 11 и 1?, .!ри этом жестк" ñòü,пружи>!ы 12 вышс, чзм жесткость пружины 11.

Спс:ные диски 13 и 1 > ведомых полумуфт -:;алой и большой скоростей име.,:.т азы, в которые входят шпицам>! ведущие фрикцчонные диски 15, взаимо- б действ:тю:.:me с ведомыми фрикцнонпыми ди>к!>1:.,l 6 - для, полумуфты 4, веду щие фр-.> к:,!тс>!нь>е диски 17, взаимодейств. ющие = ве,домыми дисками 18 - для полу .-,!тфты 5. Спорные диски 13 и 14, а т, кже нажимные диски 9 и 10 зафиксированы оТ поворота. Относи> ельнo F>8 ла 1 посредством шпонок 19 20.

3 осевом направлении сепара:10!J 7 опорные диски 13 и 14 зафи»ксированы стопорными кольцами 21 — 24, Кроме того, кольца 21 и 22 служат и дл-. ограничения отхода нажимных дискон 9 и 10 под действием возврат,"->ых гружин 11 и 12, исключая тем самьм воз- 55 можность взаимодействия пружин мс ду собой через нажимные диски и шарики, в состоянии покоя. !

На торце сепаратора 7 закреплен неподвижно упорный диск 25 механизма включения большой скорости.

Рабочая поверхность нажимного диска 10 механизма включения большой скорости в зоне контакта с центробежными грузами выполнена в виде радиаль-но направленных пазов трапецеидального профиля (фиг, 3), продольная ось которых направлена под углом к оси муфть; а каждое окно сепаратора выполнено с тремя радиально направленными гнездами 26, крайние из которых перекрывают рабочие участки

Н "НОГО ПИ т Я ЛРХНИЗ1Г В,ЛНЮтЛЕНИЯ боль!! и скорости

Центробежная двухскоростная муфта работает следующим образом.

Прн разгоне ведущего вала шарика 8 под действием асательных сил инерции смещаются в сторону одного из крайних гнезд 26 Окон сепаратора 7 и удерживаются в этом положении без радиального перемещения.

Последнее условие обеспечивается

cooтветствующей жестко тью и началь1;ым усилием пр;"ж. !ы 12,, По скснчa 11 1. P».. З>. Она И то о > 1".жэ>E!EYi СКСРССT>l, с!Отв -.TcTO5 :1JEE,Ã !.: Вклю lp> .èþ полумуф";и 4 . ша ики геретлещаются под Jiåéñò" !

>иEì г(ружтяны 1 2 за счет наклона б с к О ь ь>х c T»» F! o K 1 а 3 (Б и ажи ми О 1" О Ди сна "; С В От, р.тжно>Л На>>рапп» Птт„; И ПОпадая на рябо-и е сеKT(рные участки пажи;:! Ого диска 9 м"ханизма вк;.ючения ".алой сксрсс".,"., перемещают нам>! !но> диск 9 влево {!!".>лг. 1) . При

":том происходит сжа 1 и. паке".а фсикциснн!зх дисков 15 и 16, i>TO обеспе— "1 Пня - tlC ОЕДат!У КРУТЯЩЕГ С МОМЕHTB с ва:!я 1 ня полумуфту 4. Полумуфта 5 при этом Отключена, так как центрсбе.:;.йо. л силы .!>арикстз недостаточно

Д>ттт т ВЕОЛОЛЕ!1ИГ УСИ«.тЯ РОЗ ВРЯ! НОЙ пру»,1!ны 12 . Таки.-.; образом, в этом

СЛУЧЯЕ Нажи>.. .Ной ДИСI . I О ВЫПС>т»ПНЕТ роль упорного диска " механизме я!.лючения >ланой скОростив

При увеличении частоты вращения вала 1 шарики 8 под действием касательных сил инерции вновь смещаются в окру>!,ном папраВлении и» воздействуя па наклонные боковые стенки азов няжимнсгo ;,иска 1О, перемещают пасJIQEEHH.".E .:. Осевом 1-:аправлении вправо на некоторое расс Ояние до статсчнсе для захода шариков в крайне . незда ?6 Поп це1"ci"вис>l o-.,вас тающей центробежной силы шарики пере1218197 мещаются по указанным гнездам в радиальном направлении, что приводит к дополнительному перемещению нажимного диска 10 вдоль оси муфты и сжатию пакета фрикционных дисков 17 и 18 и передаче крутящего момента с вала 1 на полумуфту 5.

При этом шарики 8 прекращают взаимодействие с нажимным диском 9, что приводит к отключению ведомой полумуфты 4. Для данного случая упорным диском для шариков является диск 25, Ход нажимного диска 10 при включении превышает аналогичный ход нажимного диска 9, вследствие чего и радиальное перемещение шариков 8 при включении механизма большой скорости будет больше, а, следовательно, величина передаваемого полумуфте 5 крутящего момента повысится не только пропорционально квадрату частоты вращения, но и радиусу расположения центра тяжести шариков 8. Это позволяет компенсировать высокую жесткость ,пружины 12.

При необходимости включения сразу полумуфты 5 (которая включается при бол е высокой склрости) шарики 8 под действием касательных сил инерции смещаются в окружном направлении в соответствующие гнезда 26 сепаратора 7, нажимая при этом на наклонные боковые стенки пазов нажимного диска 10 и, перемещаясь по гнездам в радиальном направлении, включают полумуфту 5. Полумуфта 4 при этом остается отключенной.

10 Таким образом, в зависимости от частоты вращения ведущего вала 1 передача нагрузки осуществляется либо на полумуфту 4 (при меньшей скорости), либо на полумуфту 5 (при

15 большей скорости).

Упрощение конструкции и снижение веса муфты достигается за счет использования для обоих механизмов включения одних и тех же центробеж2О ных грузов. Это обеспечивает также возможность увеличения радиуса расположения центра тяжести центробежных грузов для механизма включения малой скорости (при одинаковых

25 с прототипом радиальных габаритах сепаратора), что позволяет повысить нагрузочную способность муфты при передаче нагрузки на малой скорости.

1218197

Сост .в<1тел-» В.Иванов

Редактор П, авраменко Техред Ж. Кастелевич Корректор М. Самборская

Заказ 1120/47 Тираж 880 Подписн

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1l3035, Москва, Ж-35,. Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент"., г.Ужгород, ул.Проектная,

Центробежная двухскоростная муфта Центробежная двухскоростная муфта Центробежная двухскоростная муфта Центробежная двухскоростная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, а именно применяется для передачи вращающего момента между валами

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на различных видах транспорта, а также в механизмах, где необходимо безударное включение ведомых валов

Изобретение относится к области машиностроения, создания транспортных средств, более конкретно к устройствам для передачи вращательного движения, и может быть использовано для передачи крутящего момента в машинах и механизмах, в частности в автомобилях и тракторах

Изобретение относится к машиностроению и касается создания центробежных бесступенчатых передач

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано как на различных видах транспорта, так в устройствах и механизмах, где необходимо безударное включение валов

Изобретение относится к обгонным муфтам с собачкой, сцепляющейся с зубьями под действием центробежных сил

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано на различных видах транспорта для плавного и динамичного их разгона, а также в различных механизмах для безударного включения валов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам, применяемым в приводах машинных агрегатов для передачи вращающегося момента
Наверх