Устройство для холодного накатывания зубчатых профилей

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (504 В 21 H 5 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPbfTHA (21) 3815174/25 — 27 (22) 26.11.84 (46) 28.02.86. Бюл. № 8 (71) Научно-исследовательский институт технологии автомобильной промышленности (72) А.M.Ãîðîõîâñêèé,Ë.Ô.Ôîìè÷åâ и M.Ë.ÔHíãåð (53) 621.771.6.67(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 707666, кл. В 21 Н 5/00, 1978. (54)(57) 1.УСТРОЙСТВО ДЛЯ ХОЛОДНОГО

НАКАТЪ|ВАНИЯ ЗУЬЧАТЪ|Х ПРОФИЛЕЙ, содержащее корпус, накатники, установленные на двух параллельных валах, размещенных на подшипниках в корпусе, механизмы перемещения валов, механизм синхронизации вращения валов, две съемные опоры, размещенные на подшипниках на концах валов, узел обеспечения режима накатывания, механизм центрирования заготовки и приводы вращения валов, о т л и ч а ю щ е ес я тем,что,с целью повышения точности накатывания и надежности работы, съемные опоры выполнены в виде стаканов с опорными регулируемыми элементами, установленных с воз„„SU„,. 1214298 А моя<ностью перемещения перпендикулярно оси накатывания и взаимодействия с корпусом и узлом обеспечения режима накатывания, а валы размещены в корпусе с возможностью углового перемещения.

2. Устройство по п.1, о т л и ч аю щ е е с я тем,что механизм перемещения валов выполнен в виде эксцентричной втулки с зубчатым венцом

Ф размещенной в корпусе с возможностью поворота, двух винтовых передач и двух зубчатых реек, установленных в корпусе с возможностью осевого перемещения и взаимодействия с зубчатым венцом эксцентричной втулки и с винтовыми передачами, 3. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что узел обеспечения режима накатывания выполнен в виде двух гидроцилиндров, соосно установленных на корпусе.

Устройство по п.1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что подшипники съемных опор и подшипники валов со стороны съемных опор установлены на упругой втулке, выполненной в виде трапеции, меньшее основание которой обращено в сторону вала.

1 121

Изобрет ние относится к обработке металлов давлением и может быть использовано для накатывания цилиндрических зубчатых колес и шлиц мета=дам холодного пластического деформирования.

Целью изобретения является повышение точности накатывания зубчатых профилей и надежности работы устройства.

На фиг. 1 показана устройство, Общий вид; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг.2; на фиг. 4 — разрез В-В на фиг. 1; на фиг. 5 — разрез Г-Г на фиг.1; на фиг. 6 — разрез Д-Д на фиг.1; на фиг. 7 — разрез Е-Е на фиг, 6; на фиг. 8 — разрез Ж-Ж на фиг. 7.

Устройство состоит из корпуса 1,, в растачках которого в подшипниках 2 размещены параллельно друг другу две (фиг. 3) эксцентричные втулки .3 с зубчатыми венцами 4. В отверстиях эксцентричных втулок 3 в двух подшипниковых опорах 5 и 6 установлены валы 7 с двумя консолями 8 и 9 каждый.На консолях 8 закреплены накатные инструменты 10, а консоли 9 связаны через карданные передачи 11 и червячные передачи

12 с индивидуальными приводами вращения 13. Консоли 9 связаны между собой зубчато-рычажным механизмом синхронизации 14 вращения валов

7. На концах консолей 8 установлены съемные опоры 15.

Между валами 7 в корпусе 1 установлен механизм центрирования 16 заготовки 17.

Съемная опора 15 (фиг. 5) каждого вала выполнена в виде стакана 18 с диаметрально расположенными опорным регулируемым элементом 19 и силовым элементом 20, установленным с воэможностью взаимодействия с поре нем 21 силового цилиндра, например гидроцилиндра 22 узла обеспечения режима накатывания, при этом оба силовых цилиндра 22 закреплены В корпусе соосно друг другу. Опорные регулируемые элементы 19 предназначены для взаимодействия с корпусом

Съемные опоры 15 установлены на консолях 8 без фиксации В эксцен-;.— ричной втулке 3 или в корпусе 1 и имеют возможность перемешения под воздействием поршня 21 в пределах

4298 2 упругого изгиба консоли 8 В направлении, перпендикулярном оси накатыВания 23.

Эксцентричные втулки 3 (фиг. 6

8) установлены с Вазможностью поворота относительно их асей и снабжены индивидуальными механизмами перемещения. Иеханизм перемещения каждой эксцентричной втулки выполнен в виде ус гановленных в корпусе 1 двух винтовых передач из Винтов 24 и гаек 25 и цилиндрической зубчатой рейки, составленной из двух частей 26 и 27 со ступенчатой плоскостью разъема. Каждая зубчатая рейка установлена с возможностью осевого перемещения и взаимодействия с зубчатым венцом 4 эксцентричной втулки 3 и с гайками 25 винтов 24. В радиальной плоскости разъема части зубчатой рейки установлены с зазором, необходимым для обеспечения контакта частей последней с обеими боковыми сторонами зуба зубчатого венца 4 эксцентрикоВОЙ Втулки 3 oc ùeñòÂëÿþùHõ ее фик

C RLtHO, В исходном положечии эксцентричные втулки 3 установлены таким Образом, что плоскости 28 и 29. проходящие через оси эксцентричных втулок

3 и валов 7, перпендикулярны к плоскости 30, проходящей через оси Валов 7 и ось накатывания 23, а аси эксцентричных втулок 3 смещены относительна плоскости 30 В противоположных направлениях на величину эксцентриситета е

Такая установка эксцентричных втулок 3 обеспечивает постоянство прохождения плоскости 30 через ось накатывания 23 при перемещении (повороте) эксцентричных ВтулОк 3 ОтнОси

-:àëüHî Оси 23 на равну Величину (угол) в направлении друг к другу или друг от друга.

Подшипники съемных опор 15 и подшипники по крайней мере Одной Опары

5 валов 7 размещены на упругой втулке 31, выполненной в продольном сечении в Виде равносторонней трапеции, и"ньшее основание которой обращена В сторону Вала ?.

Такая установка подшипников обеспечивает возможность упругой самаустановки Вала-. ?, Устройства работает следующим образом.

1 4208

}.} } } " т .

Iа } произв втъ л к валов но I\jly

45!

Ьсле ус Trl }} ;Bê}} за } с тонки 1 1 в механизм }}е}}трир; вания 16 «};",}} }:ются силовые цилиндры 22. их шт,к}}

21, взаимодействуя с силовыми э.}ементами 20 стаканов 18 съемных опор

15, перемещают последние до взаимодействия опорных регулируемых эпементов 19 с корпусом 1, выбирая таким образом расчетный зазор д (фиг. 5). При перемещении съемных опор 15 происходит изгиб консолей

8 валов 7 совместно с инструментами

10 на величину 0,01 — 0,03 мм, в результате чего производится выборка всех зазоров в кинематической цепи устройства.

Затем включаются приводы вращения

13 валов 7, которые поворачиваются в одном направлении на один оборот.

По мере поворота инструментов 10 вначале производится формообразование зубчатого профиля на заготовке 17.

На этой стадии давление в силовых цилиндрах 22 максимальное. По окончании формообразования происходит калибрование накатанных зубьев, в процессе которого производится плавное снижение давления в силовых цилиндрах 22 до минимально необходимого в конце поворота инструментов 10.

В результате этого происходит плавное возвращение предварительно изогнутых валов 7 в исходное положение и регулируемое снижение усилия накатывания до величины, соответствующей усилиям упругой деформации в накатанных зубьях заготовки

17.

После окончания поворота инструментов на один оборот изделие основ бождается, вместо него устанавливается новая заготовка — цикл павторяется.

Для регулирования межцентрового расстояния между валами 7 при сме}}е

}} }}т< в 10 }гли } .ðè перекоп»

I (й TH(I заготовки необходимо ести поворот эксцентричных

3, в результате которого оси

7 перемещаются друг с тносите Ib га и относительно оси заготовки. .}(ля эт}}го необходимо, вращая один из винтов 24, переместить соответствующую гайку 25 и расфиксировать части

26 и 27 зубчатой рейки. После этого вращением противоположного винта

24 перемещают другую гайку 25 и вместе с ней зубчатую рейку, которая через венец 4 поворачивает эксцентричную втулку 3 на требуемый угол, По окончании поворота эксцентричHLIx втулок 3 вворачивают освобожденные винты 24 и перемещают соответствую}цие гайки 25 до тех пор, пока они не переместят одну из частей зубчатой рейки в противоположном направлении.

В результате этого зубья венцов 4, находящиеся в зацеплении с зубьями ооеих частей 26 и 27 зубчатой рейки, оказываются зажатыми зубьями ,казанных частей рейки с обеих сторон и эксцентричные втулки 3 зафиксированы ат поворота.

Возможность перемещения обоих валов с инструментами обеспечивает точную регулировку межцентрового расстояния, а установка эсцентричных втулок в подшипниках корпуса и жесткая фиксация их повь}шает жесткость и точность устройства.

Предлагаемое устройство для накатыва;ия зубчатых профилеи позволяет осуществить управляемый в цикле процесс накатывания, не нарушая при этом кинематических связей в устройстве, что в свою очередь повышает надежность работы устройства и точность накатывания зубчатых профилей по сравнению с устройством прототипом.

) +) ф $9

УД

1 21 29 8

Д вЂ” и - — --ФiT 1 и — - — «вЂ”

-».-. 1-=,, к

М, y»»»,,, .,Ãô --., .ф, Л

tU(t

| 1

«!,.«

Я:—

7 :;»

« t

««,,, «»/ »

I т ч, / (1

1214298

13I4".98

825/16 Тираж 656 .!;;, .",нс:- зе

ВНИИПИ Государственного к ом.-:т".ò à ССС- делам изобретений н o-/,крь тнй

I 13035, Москва, Ж-35, Раулскыя най., д, ч

Заказ

Фини и ППП "Патент, г, Ужгород, ун. I ... х

П.;сектнан .

Составитепь Н.Васиньчикова.

Т, /:/

-) /..; П 1/6!1н". ак К/ог ректор . . конг

Редактор H.Ãîðíàò Техред ; . урн, ".: .

Устройство для холодного накатывания зубчатых профилей Устройство для холодного накатывания зубчатых профилей Устройство для холодного накатывания зубчатых профилей Устройство для холодного накатывания зубчатых профилей Устройство для холодного накатывания зубчатых профилей Устройство для холодного накатывания зубчатых профилей Устройство для холодного накатывания зубчатых профилей Устройство для холодного накатывания зубчатых профилей 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к машиностроению, а именно к технологии накатки, и может быть использовано при формообразовании зубчатого венца стальных звездочек цепных передач сельхозмашин, имеющих твердость рабочей поверхности зубьев HRC 40-50

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано на ремонтных предприятиях при накатке внутренних зубчатых профилей в трубчатых деталях, в частности, при их восстановлении

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано для изготовления и восстановления накаткой зубчатых колес с внутренними зубьями в ремонтном производстве
Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при холодном накатывании зубчатых профилей

Изобретение относится к области изготовления деталей типа дисков, в частности конических зубчатых колес, пластическим деформированием и может быть использовано в машиностроении

Изобретение относится к способу для упрочняющего накатывания нагружаемой вдоль оси нагрузки детали в проходящей примерно перпендикулярно оси нагрузки канавке, которая имеет минимальный радиус кривизны, который должен определяться в параллельном оси нагрузки поперечном сечении

Изобретение относится к металлообработке, отделочно-упрочняющей обработке крупномодульных зубчатых колес, например, тяговых редукторов подвижного состава

Изобретение относится к металлообработке и может быть использовано в разных областях машиностроения, а именно для упрочнения различных деталей с чередующимися выступами и впадинами

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам изготовления деталей методом пластического деформирования, а именно к способам импульсного холодного накатывания эвольвентных зубьев колес методом огибания с дискретной подачей инструмента на один оборот заготовки, и может быть использовано для получения заготовок зубчатых колес с малым припуском преимущественно с зубьями криволинейной формы

Изобретение относится к металлообработке поверхностно-пластическим деформированием и может быть использовано для накатывания шлицевых и зубчатых профилей на валах
Наверх