Способ накатки внутренних зубчатых профилей
Использование: изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано на ремонтных предприятиях при накатке внутренних зубчатых профилей в трубчатых деталях, в частности, при их восстановлении. В качестве заготовки 2 используют изношенную деталь, равномерно направленную по наружной поверхности 1 с толщиной t направленного слоя 3 прямо пропорциональной сумме b величин износа И и припуска S на последующую обработку внутреннего зубчатого профиля 4, а при деформировании к нагретой до температуры пластической деформации и закрепленной на не имеющей возможности вращения оправке заготовке 2 прикладывают осевое усилие Р, равное: где n - количество впадин зубьев; R - радиус профильного ролика 8, мм; R1 - радиус зубчатых выступов, мм;
s - напряжение текучести металла, МПа;
- припуск на прокатку, мм; и одновременно с продольным профилированием внутренней зубчатой поверхности 4 заготовки 2 формирующими профильными вращающимися роликами 8, набранными в двухсекционную обойму 16 и веерообразно расположенными на лучах, соединяющих центр вращения 7 накатываемой заготовки 2 с осями симметрии впадин зубьев, осуществляют поэтапную поперечную накатку ее наружной цилиндрической поверхности 1 ступенчатым двухрядным роликовым блоком 11, при этом деформирование закачивают при температуре начала кристаллизации. Способ может быть использован при восстановлении горячей накаткой внутреннего зубчатого профиля шлицевой втулки 53-22.02.157-01 карданной передачи автомобиля ГАЗ-53 и других подобных трубчатых изделий, имеющих сложный внутренний профиль. 5 ил.
Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано на ремонтных предприятиях при накатке внутренних зубчатых профилей в трубчатых деталях, в частности, при их восстановлении.
Известен способ, который реализуется в авторском свидетельстве N 1748986, кл. B 21 H 5/02, опуб. 23.07.92 г., бюл. N 27 и заключается в перераспределении металла с нерабочей внутренней поверхности отверстий карданного вала на изношенную поверхность шлицев. Однако этим способом невозможно восстановить внутренний зубчатый профиль с сохранением первоначальных размеров детали. Известен также способ накатки внутренних зубчатых профилей, при котором одновременно с профилированием зубчатыми роликами внутренней поверхности трубной заготовки осуществляют дополнительное обжать тис в неподвижной матрице ее наружной поверхности. (Авт. св. N 725767, кл. B 21 H 5/00, опуб. 05.04.80 г., бюл. N 13 - прототип). Однако известный способ применим для накатки только крупногабаритных деталей с внутренним зацеплением типа шестерен планетарного редуктора привода колес комбайна "Колос", имеющих внутренний диаметр



и одновременно с продольным профилированием внутренней зубчатой поверхности заготовки формирующими профильными вращающимися роликами, набранными в двухсекционную обойму и веерообразно расположенными на лучах, соединяющих центр вращения накатываемой заготовки с осями симметрии впадин зубьев, осуществляют поэтапную поперечную накатку ее наружной цилиндрической поверхности ступенчатым двухрядным роликовым блоком, при этом деформирование заканчивают при температуре начала кристаллизации. Наличие в предлагаемом способе изобретения доказывается тем, что существующие способы накатки внутренних зубчатых профилей не обеспечивают одновременного формирования наружной цилиндрической и внутренней зубчатой поверхностей с припусками под номинальный размер при их восстановлении, либо пригодны лишь для изготовления крупногабаритных трубчатых деталей. Оригинальность предлагаемого способа заключается в продольном профилировании внутренней зубчатой поверхности веерообразно расположенными роликами, совмещенной с поэтапной поперечной накаткой наружной цилиндрической поверхности заготовки двухрядным роликовым блоком в едином технологическом приеме. На фиг. 1 показана схема восстановления накаткой зубчатой детали на примере вилки карданной передачи грузового автомобиля предлагаемым способом; на фиг. 2 - разрез А-А фиг. 1; на фиг. 3 - схема для расчета величины компенсирующего износ металла; на фиг. 4 - схема для расчета усилия продольной прокатки; на фиг. 5 - схема для расчета усилия поперечной прокатки. Способ осуществляется следующим образом. На наружную поверхность 1 заготовки 2 (фиг. 1) наплавляется металл 3 толщиной 1, достаточной для компенсации износа И (фиг. 3) и создания припуска S для обработки зубчатого отверстия 4 после обжатия по наружной поверхности 1. Толщина наплавленного слоя t находится из равенства объема V1 наплавленного металла 3 объему V2 изношенного металла 5 с учетом припуска 8 на механическую обработку резанием. Объем V1 наплавленного металла 3 определяется из формулы
V1=



где
r0 - внешний радиус детали, мм;
L - длина зубчатой поверхности отверстия 4, мм;
Общий объем V2 металла 5, необходимый для формообразования зубчатого отверстия 4 описывается выражением
V2=

где
b - сумма величины износа И и припуска S на обработку зубчатого профиля отверстия 4, т.е. b = И + S,
L - длина зубчатой поверхности отверстия 4, мм;
R1 - радиус выступов, мм;
a - глубина впадин, мм. Приравнивая это выражение к объему V1 наплавленного металла 3, находим требуемую толщину t

После наплавки предварительно нагретую до температуры пластической деформации (900... 950oC) заготовку 2 закрепляют на оправке 6, не имеющей возможности вращения, связанной с силовым гидроприводом. При перемещении заготовки 2 вдоль оси 7 в направлении стрелки P профильные ролики 8 входят во впадины зубьев, одновременно с этим включается привод токарно-винторезного станка, передающий вращение через патрон 9 и приводную обойму 10 накатным двухрядным роликом 11, расположенным на концентричной с осью 7 окружности. По мере перемещения заготовки 2 накатные ролики 11 коническими 12, 13 и цилиндрическими 14, 15 поверхностями последовательно в два этапа перераспределяют металл с наружной предварительно наплавленной цилиндрической поверхности 1 на поверхность изношенного зубчатого отверстия 4 с одновременным продольным профилированием этой поверхности веерообразно расположенными роликами 8, набранными в двухсекционную обойму 16 и катящимися по выдвигающейся во встречном направлению движению заготовки 2 оправке 17. В результате происходит равномерное качественное приращение толщины зуба по всей длине L. Процесс формообразования заканчивают при температуре 750... 800oC При обратном движении профильные ролики 8 выходят из впадин зубчатого отверстия 4, заготовка 2 снимается с оправки 6, процесс накатки завершается. Повышение прочностных показателей оснастки и снижение энергосиловых параметров оборудования достигается за счет использования принципа разделения действия усилия накатки на составляющие по осям X и Y. Усилие PN (расчетная схема приведена на фиг. 4), действующее при продольной прокатке, определяют по формуле
PN=


где

F - площадь контакта рабочей поверхности ролика 8 с заготовкой 2, мм2. Конечная формула для определения осевого усилия P, необходимого для перемещения заготовки 2 в процессе продольной прокатки, имеет вид

где
n - количество впадин зубьев;
R - радиус профильного ролика 8, мм;
R1 - радиус зубчатых выступов заготовки 2, мм;


Усилие поперечной прокатки PX (фиг. 5) рассчитывают по формуле:

где
F - площадь контакта рабочей поверхности накатного ролика 11 с наружной поверхностью 1 заготовки 2, мм2;
R2 - радиус накатного ролика 11, мм;
h - ширина контактирующей части ролика 11 с поверхностью 1, мм;
r - внешний радиус заготовки 2, мм;




Формула изобретения

где n - количество впадин зубьев;
R - радиус профильного ролика, м;
R1 - радиус зубчатых выступов, мм;


и одновременно с продольным профилированием внутренней зубчатой поверхности заготовки формирующими профильными вращающимися роликами, набранными в двухсекционную обойму и веерообразно расположенными на лучах, соединяющих центр вращения накатываемой заготовки с осями симметрии впадин зубьев, осуществляют поэтапную поперечную накатку с ее наружной цилиндрической поверхности ступенчатым двухрядным роликовым блоком, при этом деформирование заканчивают при температуре начала кристаллизации.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5