Сигнальное ламповое устройство для зарядной системы батареи транспортного средства от генератора переменного тока
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (I9) (111
SU, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ
Н ПАТЕНТ У
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 2867703/27-11 (22) 04.01.80 (31) 7900489 (32) Об. 01. 79 (33) GB (46) 07.02.86. Бюл. Ф 5 (71) Лукас Индастриз Лимитед (СВ) (72) Томас Никол (СВ) (53) 629.113(088.8) (56) Патент Великобритании
Ф 1493707, кл. Н2М 2АЗ, 1977. (54)(57) СИГНАЛЬНОЕ ЛАМПОВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАРЯДНОЙ СИСТЕМЫ БАТАРЕИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 0Т
ГЕНЕРАТОРА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА, содержащее резисторную цепь, соединенную с фазами обмотки якоря генератора, элемент, чувствительный к напряжению, соединенный с резисторной цепью, транзисторный узел включения сигнальной лампы, связанный с выходом элемента, чувствительного к напряжению, источники опорного напряжения, переключатель зажигания, включенный между плюсовой клеммой аккумуляторной батареи и одним вы(5 )4 В 60 Р9 16/02, H 02 J 7/14 водок сигнальной лампы, и диоды, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения диапазона индикации неисправностей, резисторная цепь содержит резисторы для каждой фазы обмотки якоря генератора переменного тока, причем одни концы резисторов объединены в одну точку, а цругие подключены к соответствующим точкам соединения фаз обмотки якоря генератора перемен.ного тока, а элемент, чувствительный к напряжению, содержит два компаратора напряжения, одни входы которых соединены с общей точкой соединения резисторов, подключенной через диод Зенера и резистор к минусовой клемме батареи, а другие — с соответствующим источником опорного напряжения, а диоды подключены анодами к выходам соответствующих компараторов, а катодами через конденсатор — к минусовой клемме батареи, а через резистор к входу транзисторного узла включения сигнальной лампы.
1210656
10 и землей .
Изобретение относится к сигнальным ламповым устройствам для зарядных систем транспортных средств.
Цель изобретения — расширение диапазона индикации.
На фиг. 1 представлена электрическая схема устройства для системы заряда с трехфазным генератором переменного тока, на фиг. 2 — схема устройства для системы заряда с однофазным генератором с расщепленной обмоткой.
Устройство содержит резисторную цепь, включающую в себя резисторы
1 — 3, подключенные одними своими концами к генератору с якорной или статорной обмоткой 4 и обмоткой 5 возбуждения, питающейся от регулятора 6,включащего и выключающего ток возбуждения согласно мгновенному значению напряжения аккумуляторной батареи 7, соединенной с обмоткой 4 через трехфазный полнопериодный выпрямитель, состоящий из диодов 8. Выпрямитель не имеет обычного дополнительного выходного отвода для питания обмотки 5 возбуждения, но она соединена с батареей 7 через замок 9 зажигания транспортного средства.
Регулятор 6 связан с батареей 7 через "àìîê 9, однако могут быть использованы и другие соединения, например показанное пунктирной линией на фиг. 1.
Другие концы резисторов 1 — 3 соединены между собой и подключены к плюсовому выводу батареи, через резистор 10. Сопротивления резисторов
1 — 3 равны, а резистор 10 выбран высокоомным и влияющим лишь в режиме, когда генератор не вырабатывает ток, и осуществляющим смещение точки соединения резисторов 1 — 3 к положительному потенциалу батареи 7.
Обьединенные концы резисторов 1
3 подключены к однояу из входов одного компаратора 11 напряжений и входу другого компаратора 12 блока сравнения. Между положительной клеммой батареи 7 и "землей" подключена последовательная цепочка из резисторов 13 — 15, при этом величина сопротивления резистора 14 боль ше, чем резисторов 13 и 15, сопротивления которых равны. Общая точка резисторов 13 и 14 подключена к другому входу компаратора 12. Выходы обоих компараторов подключены
l5
55 к анодам соответствующих диодов 16 и
17, катоды которых соединены между собой и через резистор 18 подключеHbI к транзисторному узлу 19 включения сигнальной лампы 20, включенной последовательно с резистором 21. Узел
19 состоит из транзисторов дарлингтоновой пары. Эмиттер первого транзистора этой пары соединен с базой второго транзистора, эмиттер которого соединен с "землей". На входе узла 19 имеется конденсатор 22, включенный между катодами диодов 16 и 17
Общая точка соединения резисторов 1 — 3 подключена к "земле" через последовательно соединенные диод 23 и резистор 24. Анод диода 23 соединен также с базой первого транзистора узла 19. Конденсатор 22 может полностью разряжаться через резисторы 18 и 24.
При нормальной работе напряжение в точке соединения резисторов 1 — 3 меняется между двумя третьими и одной третью напряжения батареи 7 с частотой, зависящей от скорости вращения генератора.
В этих условиях напряжения в указанной точке находятся в пределах напряжений, установленных резисторами 13 — 15, в результате чего выходные напряжения компараторов остаются низкими.
Напряжение пробоя диода 23 составляет величину более 2/3 напряжения батареи, следовательно, он не пропускает ток, а конденсатор 22 остается разряженным и узел 19 не включается.
При обрыве в одной (или двух) из фаз генератора остальные фазы будут нарушены и напряжение в точке соединения резисторов 1 — 3 выйдет за заданные пределы. Когда оно превысит величину, равную 2/3 напряжения батареи, либо упадет ниже 1/3 этого напряжения, напряжение на выходе соответствующего компаратора 11 или
12 будет возрастать, заряжая конденсатор 22 и включая узел 19. Лампа
20 при этом будет постоянно гореть, поскольку конденсатор 22 разряжается сравнительно медленно через резистор 18.
Если генератор не вырабатывает ток, например, при остановке двигателя или в результате обрыва в обмотке возбуждения, выхода из строя
Составитель Г.Корнева
Техред А.Кикемезей
Редактор А.Козориз
Корректор Г.Решетник
Заказ 539/61
Тираж 648 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 щеток или регулятора, резистор 18 вызывает поднятие напряжения в точке соединения резисторов 1 — З,включая компаратор 12 и приводя к зажиганию лампу 20.
В случае, если происходит короткое замыкание в регуляторе 6, в ре зультате чего ток возбуждения идет непрерывно, амплитуда сигнала в указанной точке возрастет и лампа 20 включится в течение половины периода выходного напряжения генератора чере диод 23 и резистор 24, однако лампа 20 будет продолжать гореть, поскольку при отсутствии тока возбужде ния генератор не вырабатывает ток и транзисторы узла 20 будут включены через диод 23. Если утечки тока батареи не создают больших проблем, компараторы 11 и 12 могут быть соединены напрямую с батареей.
Статорная или якорная обмотка 4 (фиг. 2) состоит из двух частей, общая точка которых соединена с положительной клеммой батареи 7, а концы
1210656 4 их соединены с катодами диодов 25 и
26, аноды которых заземлены.
Резисторы 1 и 2 соединены одними концами с анодами соответствующих диодов ?6 и 27, а другие концы их объединены и соединены через диод 23 и резистор 24 с "землей". Параллельно этой цепи подключен конденсатор 28.
Цепь резисторов 13 — 15 создает входные напряжения сравнения для
3 компараторов 11 и 12. В этом случае сопротивления резисторов 13 и 15 равны по величине.
Любое отклонение напряжения за указанные пределы (фиг. 1) приводит к возрастанию одного или другого выходного напряжения компараторов, в результате чего зажигается лампочка. Конденсатор 28 повышает шумовую невосприимчивость цепи, в особенности на низких скоростях, когда форма волныв точке соединения резисторов 1 и 2 приближается к синусоидальнои.


