Источник питания
О П И С А Н И Е (11)930492
ИЗЬ6РЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советсиик
Социвпистичесиик республик
-.1„.г (61) Дополнительное к авт. саид-ву
3 (22) 3 8 «0 05.03.80 (21) 2892540/24-07 (51 ) М. Кд. с присоединением заявки М (23) ПриоритетН 02 3 7/14
Гооударствснны6 квинтет
СССР ао «елеи чзебретеннй и открытки
Опубликовано 23.05.82. Бюллетень " 19 (53) УДК 621.355. .1 (088-8) Дата опубликования описаиия23.05.82 (72) Авторы изобретения
1т
Куйбышевский ордена Ленина завод автотракторного электрооборудования им. А. М; Тарасова (71) Заявитель (54) ИСТОЧНИК ПИТАНИЯ ля (21.
Изобретение относится к автотракторной, промышленности и может быть использовано, например, в источниках питания для автомобилей и тракторов. Современные источники питания авто5 мобилей, содержащие генератор переменного тока, аккумуляторную батарею и регулятор напряжения с исполнительным элементом и измерительным узлом имеют существенный недостаток - напряжение, на клеммах батареи (генератора) отлича ется от напряжения на клеммах регулятора напряжения.
Эта разнипа. зависит от величины переходных сопротивлений (контактов замка
1% зажигания, держателя предохранителя, со единительных проводов) и может достигать
1,5-2В, что приводит к сокращению срока службы батареи и ламп освещения в
2-2,5 раза.
Известны источники питания, в которых уравнение напряжения на батарее (генераторе) и клеммах регулятора напряжения осуществляется за счет примен ния дополнительного входного делителя, расположенного внутри регулятора и под« ключенного отдельным проводом непа редственно к батарее (11 .
Однако такое-решение усложняет схему регулятора, что увеличивает себестоимость регулятора, снижает его надежность и долговечность. Прокладка д полнительного провода требует его зашиты, что также ведет к удорожанию автомобиля.
Известно устройство, в котором исполнительный элемент регулятора напряжения питается от дополнительного выпрямитеОднако в этом случае не решается проблема начального возбуждения генератора в момент запуска, так как затруднено самовозбуждение генератора. Кроме того, при питании входной пепи регулятора от дополнительного выпрямителя регулятор следит за напряжением на дополнительном выпрямителе, которое мс
3 9304 жет существенно отличаться от напряже» ния бортсети автомобиля.
Наиболее близким к предлагаемому .по технической сущности является источник питания, содержащий генератор переменного тока с выпрямителем, аккумуляторную батарею, выключатель и регулятор напряжения, состоящий из измеритель но-усилительного элемента и исполнителыного элемента, включенного последователь- 0 но с обмоткой возбуждения генератора, причем указанные элементы регулятора подключены на выходные клеммы выпря мителя (3J.
Однако в этом источнике напряжение на клеммах батареи и генераторе будет выше, чем на клеммах регулятора, что приведет к преждевременному выходу нз, строя батареи.
Цель изобретения — увеличение срока службы батареи.
Поставленная цель достигается тем, что в источнике питания, содержащем ге. нератор переменного тока с выпрямителем, аккумуляторную батарею, выключатель и регулятор напряжения, состоящий из измерительно-усилительного и исполнительного элементов, подключенных на выходные клеммы выпрямителя, указанный выключатель включен в цепь измери- 30 тельно-усилительного элемента регулятора, т. е. в этом случае за счет раздель ного питания исполнительного и измерительного элементов регулятора напряже- ния переходные сопротивления контактов включателя, соединительных проводов
35 несоизмеримо с сопротивлением измерительного угла.
На чертеже представлена электрическая схема предлагаемого: источника питанияя.
Источник питания содержит генератор переменного тока с статорной обмоткой 1 и обмоткой 2 возбуждения, двухполупериодний выпрямитель 3, регулятор 4 напряжения с исполнительным элементом 5
45 на транзисторах 6 и 7, включенных пос ледовательно с обмоткой 2 возбуждения, и измерительным элементом на резисторах 8, 9 и стабилитроне 10>и выходном транзисторе 11, аккумуляторную бата-; рею 12, потребители 13.
Подключение обмотки 2 возбуждения и исполнительного элемента 5 к полюсу выпрямителя обеспечивает самовозбуждение генератора на низких оборотах. Изме- 33 рительный элемент регулятора подключен к плюсу выпрямителя через выключа тель 14.
92 4
Таким образом, напряжение íà входе регулятора равно .напряжению на батарее (генераторе).
Устройство работает следующим образом.
При включении выключателя 14 напряжение на аккумуляторной батарее недостаточно для пробоя стабилитрона 10, транзистор 11 в этом режиме закрыт, а 6 и 7 - открыты, ток в обмотке 2 возбуждения максимальный.
При достижении на генераторе напряжения выше допустимой величины стабилитрон 10 пробивается и через резистор
;15 проходит ток, транзистор 11 открыва-! ется, шунтируя переход транзистора 6.
Напряжение на переходе база-эмиттер 6 равно нулю, транзисторы 6 и 7 исполнительного элемента закрываются, ток в обмотке 2 возбуждения генератора резко уменьшается, соответственно уменьшается напряжение генератора.
За счет изменения временных интервалов, в течение которых транзисторы 6 и 7 исполнительного элемента находятся в открытом или закрытом состоянии, напряжение поддерживается постоянным при изменении числа оборотов и нагрузки генератора.
Таким образом, в предлагаемом источнике питания достигается равенство напряжения на батарее (генераторе) и ре» гуляторе, одновременно решается проблема самовоэбуждения генератора на низких оборотах без усложнения схемы регулятора и беэ удорожания проводки автомобиля.
Экономический эффект в народном хозяйстве получается за счет увеличения срока службы батареи и ламп освещения в 2-2,5 раза.
Формула изобретения
Источник питании, содержащий генера-. тор переменного тока с выпрямителем, аккумуляторную .батарею, выключатель и регулятор напряжения, состоящий из измерительно-усилительного элемента и исполнительного элемента, включенного последовательно с обмоткой возбуждения геНератора, причем укаэанные элементы регулятора подключены на выходные клеммы выпрямителя, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью увеличения срока службы аккумуляторной батареи, упомянутый выключатель включен в цепь измерительно-усилительного элемента регулятора.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Журнал "Автотракторное электрооборудование», ¹ 10, 1977, с. 10, и№ 2, 1976, с. 6.
930492
2. Патент ФРГ № 2236066, кл. Н 02 3 7/16, 1973.
3. Патент Японии ¹ 51-20684, сер. 1/(2) — 40(333) кл. Н 02 3 7/24.
Составитель И. Найдина
Редактор А. Шандор Техред М.Гергель КорректорА. Ференп
Заказ 3487/74 Тираж 670 .. Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4


