Коническая зубчатая передача
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК..Я0„„1209966 A дц 4 F 16 Н 1/14
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
/ -ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ / ="
Н АВТОРСКОМУ(СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 2892971/25-28 (22) 12.03.80 (46) 07.02.86. Бюл. № 5 (72) М. Н. Иванов и Л. С. Чеченя (53) 621.833 (088.8) (56) Патент Франции № 641.100, кл. 47 h6, 1928. (54) (57) КОНИЧЕСКАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая два зацепляющихся колеса, установленных на валах, и по крайней мере один упругий элемент, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности в условиях тепловых деформаций, на части ступицы по крайней мере одного колеса вблизи венца выполнены встреч@о-направленные чередующиеся кольцевые канавки, перемычки между которыми представляют собой упругий элемент, между венцом этого колеса и валом и между упомянутой частью ступицы и валом образован радиальный зазор, а другая часть ступицы закреплена на валу.
1209966
Составитель Э. Барановский
Техред И. Верес Корректор И. Эрдейи
Тираж 880 Подписное
ВИИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор Н. Пушненкова
Заказ 495/47
Изобретение относится к машиностроению, а именно к коническим зубчатым передачам, работающим в различных тепловых режимах.
Целью изобретения является повышение надежности в условиях тепловых деформаций.
На чертеже изображена коническая зубчатая передача.
Передача содержит два зацепляющихся колеса 1 и 2, установленные на валах (не показаны) и имеющие контактирующие друг с другом опорные элементы 3 и 4. На части ступицы колеса 2 вблизи венца выполнены встречно направленные чередующиеся кольцевые канавки 5, перемычки 6 между которыми представляют собой упругий элемент, обеспечивающий подвижность венца этого колеса и поджимающий его к венцу колеса 1. Контактные поверхности опорных элементов 3 и 4 представляют собой продолжение начальных конусов колес 1 и 2. Непрорезанная часть ступицы колеса 2 закреплена на валу, а между прорезанной частью ступицы этого колеса и валом и венцом этого же колеса и валом образован радиальный зазор, например, проточкой 7.
Передача работает следующим образом.
При вращении колес 1 и 2 опорные элементы 3 и 4 контактируют друг с другом с натягом за счет упругого элемента, образованного перемычками 6. Это позволяет сохранять в процессе работы заданный боковой зазор, который может быть сведен в этом случае до минимума. Наличие зазора, образованного проточкой 7 под подвижными частями колеса 2, исключает трение, повышая при этом КПД и возможность заклинивания передачи.

